Ермолаев, Д. А. Сто страниц истории к 100-летию Мурманска : [подборка статей] / Дмитрий Ермолаев // Вечерний Мурманск. – 2012-2016.

I ПРОЕКТ “ ВЕЧЕРКИ” I Без единого мурманского кадра Окончание. Начало в номере от 28.11.2012 ц м скать мурманские вехи в не имеющих вроде бы никакого отношения к заполярной столице кинокартинах - занятие увлекательное. И поиск этот иной раз приводит к открытиям там, где не ждешь. ЕГО ЛИЦО ИЗЛУЧАЛО СИЯНИЕ К примеру, фильм “Черная курица, или Подземные жители" по чудесной сказке Антония Погорельского я помню с дет­ ства. Но мне и в голову не приходило считать его мурманским до тех пор, пока не выяснилось, что главную роль в этой ленте сыграл ученик мурманской средней школы № 35 Вита­ лий Сидлецкий. Дело было так. Старшая сестра Виталия Свет­ лана училась в Киеве, в хореографическом училище. Летом 1979 года Виталик с мамой приехал ее навестить. Там и при­ метил его режиссер студии имени Довженко Виктор Гресь, искавший подходящего парнишку на роль Алеши в своем фильме. - Когда я впервые его увидел возле балетного училища в Киеве, то просто обомлел! - рассказывал Гресь. - Узнал того мальчика, которого представлял себе, читая в детстве "Черную курицу”. Поражали его ангелоподобные, светящиеся, бездон­ ные глаза. Была у него и еще одна важная особенность: из-за болезни эндокринной системы пятиклассник ростом был чуть больше пятилетнего ребенка. А еще помню его очень тонкую кожу, через которую просматривались каждая вена и про­ жилка. Операторы поражались тому, что его лицо излучало сияние, попадая под свет камеры. Виталий Сидлецкий победил других кандидатов, что называ­ ется, за явным преимуществом и сыграл Алешу. Его партне­ рами были звезды советского кино Аристарх Ливанов, Альберт Филозов, Валентин Гафт, Евгений Евстигнеев. "Черная курица" вошла в историю мировой киносказки и собрала множество наград. Золотой приз по разделу детских фильмов, приз Союза художников СССР, приз пионерского жюри исполнителю глав­ ной роли Виталию - на Московском кинофестивале в 1981 году. Первый приз творческому коллективу в этом же году на фе­ стивале в Вильнюсе. Награды французского и итальянского фе­ стивалей детского кино. "Виталий вырос в рабочей семье, - со­ общал в ту пору "Комсомолец Заполярья". - Мать Светлана Лео­ польдовна работает в гостинице "Арктика". Отец Валерий Ни­ колаевич - сантехник аварийной службы. Здесь интересно от­ метить, что родители мальчика - люди увлеченные: мать хорошо поет, участвует в художественной самодеятельности, отец раньше играл в духовом оркестре и сейчас не расстается с баяном". Теперь тот фильм называют советской готикой. Он и поныне любим зрителями. Что касается Сидлецкого - было в его жизни еще несколько киноработ, но первая роль так и осталась луч­ шей. Несколько лет назад, находясь в областном центре на га­ стролях, Аристарх Ливанов спросил мурманских журналистов, как сложилась судьба Виталика. - Актером не стал, - ответили ему. 0 I “Вечерний Мурманск" | 30 ноября 2012 г. - Не повезло... Главную роль в “Черной курице” сыграл ученик мурманской школы № 35 Виталий Сидлецкий. ТАЛАНТ ИЗ МУРМАНСКА Из фильмов периода перестройки и гласности давайте вспом­ ним ленту Анатолия Эйрамджана "Моя морячка", снятую в 1990 году. В небольшом южном городке (работа над картиной шла в Феодосии) в парке культуры и отдыха массовик-затейник Люд­ мила Пашкова, сыгранная Людмилой Гурченко, вместе с по­ другой - аккордеонисткой Татьяной Пашук, роль которой ис­ полнила Татьяна Васильева, проводит свой коронный конкурс "Где вы, таланты?”. Однажды на сцену поднимается некий Ми­ хаил Гудков из Мурманска - он же артист Михаил Державин - и поет незамысловатую песню о морячке. Гудков рассчитывает получить главный приз, но Пашкова отдает его другому участ­ нику. Возмущенный несправедливостью, мурманчанин каждый день выступает в конкурсе все с той же песней, пытаясь по­ бедить, а массовик-затейник - сама актриса с несложившейся карьерой, мечтающая о большой сцене, - всякий раз находит новый предлог, чтобы лишить его приза. Песня о морячке, сочиненная Людмилой Гурченко, стала после выхода фильма настоящим шлягером. Простые слова, незатейливый мотив, но было в ней что-то, заставлявшее людей напевать: И когда на море качка И бушуетураган, Приходи ко мне, морячка, Ялюбовь тебе отдам... Время от времени зрители ленты узнают некоторые подроб­ ности мурманской биографии Гудкова. Как-то, в очередной раз не дождавшись приза, а заодно получив обвинение в беста­ ланности, он поясняет: "Это песня простого моряка. Он поет про то, о чем думает, что чувствует. Знаете, что было, когда я впервые ее спел в Доме моряка? Овацию мне устроили, три раза на бис вызывали". Среди прочего выясняется и то, что Ми­ хаил работает механиком на судоремонтном заводе. Потом уже Пашкова упрекает его в том, что он якобы не музыкант- любитель, а штатный артист Мурманской филармонии. И ока­ зывается в итоге недалека от истины. В конце картины обна­ руживается, что добившийся своего и получивший-таки глав­ ный приз Гудков - известный московский режиссер. Он воз­ вращается из столицы для того, чтобы забрать с собой Па­ шкову. В общем, получилась добрая, чуть наивная история о том, как нашли друг друга два одиночества. Мурманск же здесь выступает в роли далекой провинции, нужной для легенды из­ вестному москвичу, чтобы на время стать незаметным, слиться с народом и подчеркнуть свою провинциальность. ГОРОД, КОТОРОГО НЕТ В кинокартинах, снятых после распада СССР, одним из самых заметных стал мурманский след Турецкого гамбита", по­ ставленного по одноименному детективу Бориса Акунина. Есть в этом фильме эпизод, где персонаж, сыгранный известным ар­ тистом Виктором Бычковым - казачий хорунжий, - мечтательно смотрит в ночное небо и произносит фразу: - А вот в городе Мурманске ночью такие сияния можно уви­ деть... Когда ленту показывали в столице Заполярья, во время этой сцены зал взорвался от хохота! Некоторые же особенно ще­ петильные зрители после такого вопиющего свидетельства ис­ торической недостоверности картины просто покинули кино­ театр. Дело в том, что события фильма разворачиваются в 1877 году, когда на Кольском полуострове был только один город - Кола. Что касается Мурманска, его основали осенью 1916-го. То есть в "Гамбите..." упомянут город, которого еще нет. Сначала киноманы пытались списать досадную ошибку на Бычкова, решившего таким неудачным образом "сымпровизи­ ровать" на съемочной площадке. Ну не мог же вставить эту фразу сам Акунин, который писал сценарий к фильму! Конфуз объяснил режиссер картины Джаник Файзиев: - Когда мы с Борисом Акуниным в очередной раз сокращали этот эпизод, у нас ничего не получалось. И уже глубоко ночью решили вставить упоминание про какой-нибудь российский город. Выбор пал на Мурманск... А Виктор Бычков здесь ни при чем. Это мы прошляпили. МУРМАНСКИЙ "КОСМОС..." Действие фильма "Космос как предчувствие", ставшего в 2005 году победителем XXVII Московского международного ки­ нофестиваля, происходит в портовом городе "где-то на границе СССР с Норвегией". Главный герой по прозвищу Конек всегда Герой фильма “Моя морячка” представляется мурманчанином, механиком с судоремонтного завода. хотел стать кем-то, кто может.принести человечеству пользу. Он - разумеется, в исполнении Евгения Миронова - работал по­ варом, любил официантку и перемещался по городу на вело­ сипеде, но при этом верил в свое великое будущее. Однако его жизнь резко изменилась после знакомства с таинственным че­ ловеком по имени Герман. Он рассказал Коньку о возможных полетах в безграничный и непокоренный (на дворе 1 9 5 7 ^ л ) космос, влюбил в себя его девушку и... исчез. А КонеіЩгд влиянием рассказов Германа захотел стать космонавтом и от­ правился в Москву. Заполярная столица в картине прямо не называется, но в том, что имеется в виду именно она, сомнений нет. Да и ре­ жиссер ленты Алексей Учитель, приступая к работе над "Кос­ мосом...", в интервью радиостанции "Эхо Москвы" сообщал, что "действие происходит в городе Мурманске". Есть в фильме и знакомые мурманчанам приметы: Дом культуры с памятником у входа, который при желании можно принять за "Кировку", де­ ревянные бараки, которые и поныне можно встретить на окраине областного центра, военные корабли в порту. Мель­ кает в кадре поезд Мурманск - Москва. Наконец, в финале ленты Конек знакомится с молодым за­ стенчивым курсантом. "Вот в Мурманск еду по распределению, - поясняет тот, - ночью пересадка". Курсантом оказывается бу­ дущий первый космонавт планеты Юрий Гагарин, которого мур­ манчане по праву считают земляком. С конца 1957-го по на­ чало 1960 года Юрий Алексеевич служил в поселке Корзуново, в 769-м истребительном авиационном полку 122-й истреби­ тельной авиационной дивизии Северного флота. Здесь он по­ лучил свою первую награду - медаль “40 лет Вооруженных Сил СССР". Здесь у него родилась дочь Елена. Здесь он написал за­ явление с просьбой зачислить его в группу кандидатов в кос­ монавты. Отсюда началась его дорога в космос. Дорога, кото­ рую, хочется в это верить, по силам пройти и Коньку. Я написал лишь о нескольких самых известных "мурманских" лентах, в которых нет ни одного кадра, снятого в областном центре. Порой их связь с заполярной столицей заключается в "точечном" упоминании, занимающем секунду-другую времени в одном из эпизодов, иногда в изначальном, переработанном позже замысле или строчке в сценарии. Но думаю, не только у меня радостно дрогнет сердце, когда герой какого-нибудь фильма, торопящийся прожить за час-полтора свою экранную судьбу, произнесет вдруг такое знакомое, такое родное слово ■Мурманск”. Дмитрий ЕРМОЛАЕВ, сотрудник Государственного архива Мурманской области. По материалам Научно-справочной библиотеки ГАМО.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz