Ермолаев, Д. А. Сто страниц истории к 100-летию Мурманска : [подборка статей] / Дмитрий Ермолаев // Вечерний Мурманск. – 2012-2016.

www.vmnewsTU j ПРОЕКТ “ВЕЧЕРКИ” 28 ноября 2012 г. | “Вечерний Мурманск” | 0 Без единого мурманского кадра Сто страниц истории к 100-летию Мурманска О фильмах, снимавшихся в разное время на Кольском полуострове, написано немало. Еще бы, ведь среди них классические "Ночь перед Рождеством" и "Морозно" Александра Роу, "Торпедоносцы" Семена Ара­ новича, "Забытая мелодия для флейты” Эльдара Рязанова. А всего в нашем крае сделано более ста кар­ тин. Столица Заполярья тоже внесла свой вклад в развитие отечественного кинематографа: достаточно вспом­ нить замечательные ленты "Путь к причалу" или "Случай с Полыниным", снимавшиеся в Мурманске. Но съемки - это только надводная, доступная глазу часть айсберга кино. Остальная работа не столь заметна, но не менее важна. Поэтому, как ни удивительно, есть фильмы без единого мурманского кадра, которые мы с полным пра­ вом можем считать своими, местными. Областной центр порой был связан с процессом производства той или иной картины не напрямую, опосредованно. Некоторые из таких незаметных с первого взгляда, неявных, не­ очевидных связей я и попробую сейчас прояснить. КАК МУРМАНСК СТАЛ ОДЕССОЙ Ш В 1959 году в Москву приехал император Эфиопии Хайле Се- ссие I. Руководитель страны тех лет Никита Хрущев в рамках культурной программы повел его в цирк, где выступала из­ вестная дрессировщица тигров Маргарита Назарова. После представления она принесла в правительственную ложу тигрят. Император и партийный лидер умилились, и Хрущев высказался в том смысле, что вот, мол, такая у нас есть женщина замеча­ тельная, такие тигры, а фильма хорошего про нее и про тигров нет. И по всем киностудиям страны был брошен клич: немед­ ленно сделать фильм с Маргаритой Назаровой в главной роли. Стали искать сценарий. Отклонили несколько вариантов. В одном из них тигры появляются в коммунальной квартире. Это объявили очернительством. В другом колхоз-миллионер при по­ мощи кукурузы достиг такого уровня благосостояния, что тру­ женикам села для полного счастья не хватает только собст­ венного зоопарка, который они и покупают. Это посчитали ла­ кировкой действительности. “Вот тут-то, - вспоминал автор сценария фильма "Полосатый рейс" Виктор Конецкий, - совершенно случайно под руку попал я, который уже добрый год не мог закончить сценарий о мор­ ских героях, но аванс за который я, ясное дело, давным-давно пропил, и возвращать его было не с чего. Положение для мо- К одого писателя довольно обычное. И тут от безвыходности не вспомнилось, как мы везли с острова Врангеля в Мурманск через Арктику двух белых медведей. Медведи вылезли из кле­ ток и устроили на пароходе полный тарарам. Никакого оружия на судне не было, а следовало любыми средствами загнать зве­ рей обратно в клетки. Трудность заключалась еще в том, что мы боялись, как бы мишки не попрыгали за борт, на лед, ибо тогда пришлось бы платить за утрату экзотического груза очень большие деньги. В конце концов кому-то пришло в голову применить углекислотные огнетушители. Я рассказал этот эпи­ зод директору студии и уже на следующий день летел в Москву на Цветной бульвар к Маргарите Назаровой и ее тиграм. Сюжет просто не приходилось выдумывать: моряки везут звериный цирк, звери повылезали из клеток, ну а дальше крути что хо­ чешь". В результате Конецкий с Алексеем Каплером, добавившим в картину любовную линию, написали сценарий, где белые мед­ веди стали тиграми и львами, а Мурманск превратился в Одессу. Так появилась одна из самых любимых зрителями лент советского времени. ПЛОЩАДКА ОБЛОЖЕНА МЕДВЕДЯМИ В конце 50-х - начале 60-х годов получили распространение совместные фильмы, когда одна из советских студий за­ ключала договор на постановку той или иной картины с какой- либо зарубежной кампанией. В числе первых лент, сделанных в формате копродукции, была "Красная палатка" о спасении экспедиции Умберто Нобиле, снятая "Мосфильмом" вместе с итальянской "Видес чинематографика" при участии Великобри­ тании. “Адрес съемок необычайно широк, - извещала читателей 18 октября 1968 года "Полярная правда", - в Италии будет отснято 165 метров пленки, во Франции - 100, в Норвегии - 200 и в Арк­ тике (на Шпицбергене и советском Севере) - 2100 метров пленки". Что называется, почувствуйте разницу. Кинематографисты арендовали у мурманского пароходства дизель-электроход "Объ", которым тогда командовал опытный полярный капитан Олег Воденко, и ледокол "Сибиряков", "за­ гримированный" под спасшего итальянцев в далеком 1928-м “Красина". Мурманск на время производства ленты стал своего рода перевалочной базой. Особенно ярко эта его роль про­ явилась в августе 1968 года в процессе съемок на Земле Франца-Иосифа. Вот лишь несколько отрывков из дневника Юрия Визбора, сыгравшего в фильме участника экспедиции чеха Бегоунека: “5 августа. Курс - норд. 200 миль от Мурманска, вокруг туман, видимость полмили... 19 августа. У Григория Гая, Ни­ киты Михалкова и других актеров не очень веселое настрое­ ние. Все они “красинцы", их съемки должны происходить на “иг­ ровом" ледоколе "Сибиряков", который к нам вышел из Мур­ манска, но еще находится в трехстах милях, работает в тяже­ лых льдах, помогая запросившему помощь ледокольному ко­ раблю "Дежнев"... 28 августа. Площадка по-прежнему обло­ жена медведями. В сторону пролива видны уже занесенные снегом торосы, будто здесь никто и никогда не плавал. Пого­ варивают, что, возможно, придется вызвать из Мурманска Белые медведи в “Полосатом рейсе” стали тиграми, а Мурманск - Одессой. самый мощный из имеющихся там ледоколов - "Киев", а если и он не поможет, то ждать надо декабря, в декабре рубить во льдах взлетно-посадочную полосу для самолетов... 4 сен­ тября... Трое суток бортовой качки. Крена достигают сорока одного градуса. На нас летит все. Капитан меняет курс, чтобы дать команде и пассажирам пообедать. Видели кашалота. Про­ вели вечер встречи с моряками "Сибирякова". Кончилась прес­ ная вода. Сломали гитару. Пришли в Мурманск". "Пароходцы” помогали киношникам чем могли: следили за ледовой обстановкой, отгоняли белых медведей. А трещину, которая, согласно сценарию должна была пройти под той самой палаткой, мастерски пробил во льду форштевнем судна капитан Воденко. Премьера фильма состоялась 24 декабря 1969 года в Риме и четыре месяца спустя в Москве. На За­ паде и в СССР картина шла в разных вариантах монтажа и с разными звуковыми дорожками. В 1972 году "Палатка..." но­ минировалась на премию “Золотой глобус” в категории “Луч­ ший англоязычный иностранный фильм". В успех ленты, несо­ мненно, внесли свой вклад и мурманские моряки, помогав­ шие обеспечивать съемки. В ДВУХ СЛОВАХ Немало картин, в которых главный город Кольского полу­ острова присутствует не в виде зафиксированных на пленке улиц и домов, а просто упоминается в диалогах героев. Ино- В финальных кадрах известной комедии главный герой “Афони” пытался улететь в Мурманск. гда буквально в двух-трех словах. Вот, к примеру, "мос­ фильмовская" лента "Зеленый огонек" 1964 года выпуска. Ве­ селый юноша Сергей Никитин устраивается на работу в один из таксомоторных парков столицы, получает на пробу списанный за непригодностью “Москвич" и отправляется в свою первую поездку. Среди прочих пассажиров подвозит он и девушку Иру, окончившую, как вскоре выясняется, мур­ манское музыкальное училище по классу рояля. Характери­ зуя Мурманск, Ира говорит, что он "веселый, бесшабашный, ну город-морячок". Всего одной фразой дан, по сути, настоя­ щий портрет заполярной столицы. Причем для времени, когда наш областной центр не только был важнейшим мор­ ским и рыбным портом на севере страны, но и входил в число самых динамично развивавшихся ее городов, портрет весьма точный. - Милый Муха! Папу неожиданно перевели в Мурманск... Это из пронзительной подростковой мелодрамы Динары Асановой "Не болит голова у дятла", вышедшей в 1974 году и повествующей о семикласснике Севке Мухине по кличке Муха. Он не блистает успехами в школе, но зато страстно мечтает стать ударником, целыми днями барабанит по бог весть как и из какого мусора собранной ударной установке, вслушивается в стук дятла и находит музыку в скрипе же­ лезных ворот. Муха влюблен в соседку по парте красавицу Иру, отец которой - военный - срочно убывает вместе с семьей к новому месту службы. И в финале Муха долго бежит за мур­ манским поездом. В 1975 году появилась комедия Георгия Данелия "Афоня". В конце картины на сельском аэродроме милиционер подходит к главному герою - слесарю-сантехнику Борщову, блестяще сыг­ ранному Леонидом Куравлевым: - Ваш билетик, гражданин! (Изучает билет.) В Мурманск хо­ тели лететь, потом в Петрозаводск. Теперь, значит, в Черепо­ вец? От кого бежим? - От себя. - От себя-то убежать можно, а вот от милиции... (Смотрит пас­ порт.) Гражданин, пройдемте! - Да в чем дело-то??? - Паспорт-то не ваш. - А чей? - Глядите сюда. (Показывает паспорт.) А теперь сюда! (Пока­ зывает зеркало!) - Ну а если так? (Улыбается.) - Извините! (Сконфуженно.) И можно сколько угодно иронизировать по поводу провин­ циального сельского аэродрома, с которого самолеты улетают и в Мурманск, и в Петрозаводск, но заполярная столица стала неотъемлемой частью классической отечественной ленты. Как, впрочем, и многих других кинокартин, о которых я сейчас на­ писал. Дмитрий ЕРМОЛАЕВ, сотрудник Государственного архива Мурманской области. По материалам Научно-справочной библиотеки ГАМО. Окончание следует.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz