Ермолаев, Д. А. Сто страниц истории к 100-летию Мурманска : [подборка статей] / Дмитрий Ермолаев // Вечерний Мурманск. – 2012-2016.
Окончание. Начало в номере от 21.11.2012 г. равило веры и образ кро-то-сти, - разно сились окрест слова молитвы. Он стоял поодаль в толпе народа. Заканчивалась церемония закладки собора. Уже в специальное углуб ление была заложена металлическая пластина с выгра вированным на ней памятным текстом. Уже министры по ложили кирпичи в основание алтаря, и владыка - епископ Архангельский и Холмогорский Нафанаил, - окропив место будущего храма святой водой, сделал на бревнах надрезы топором. Уже прозвучала проповедь, в которой архиерей сказал, что на Севере "возникает новый све тильник веры и благодати". Уже министр путей сообще ния поздравил "строителей дороги с железнодорожным выходом к океану", после чего руководителям стройки были вручены медали. Уже, переговариваясь меж собой, люди начали расходиться, а он все не мог двинуться с места. До тех пор, пока не впитает, не вберет в себя до мельчайших деталей неповторимый момент рождения целого города. Чтобы потом рассказать об этом чита телям на страницах газет, поставив в конце корреспон денций известное на всю Россию - А. Ренников. ОКНО В ЕВРОПУ “Вечерний Мурманск" | 23 ноября 2012 г. "Конечным пунктом Мурманской железной дороги, - вспоминал скрывавшийся за этим псевдонимом Андрей Митрофанович Селит ренников, - был маленький рабочий поселок на берегу Кольского залива между городком Колой и Александровском. Здесь, на этом месте, мы должны были заложить новый город Романовск, от которого ожидали, что он впо следствии “явится" северным “окном" в Ев ропу. Благодаря Гольфштрему судоходство отсюда мимо норвежских берегов могло про исходить круглый год... Перед закладкой Ро- мановска мы успели посетить и Колу и Алек- сандровск. Александровск стоит на скалах, имеет свой маленький залив, напоминающий норвежские фьорды, и для роли окна не го дится; Кола, наоборот, находится на ровном месте: но залив тут мелководен и тоже для окна не подходит. Жители ее, разумеется, были очень огорчены, что выбор не пал на их город, которым они очень гордились... Не смотря на недовольство кольских граждан, город Романовск все же решено было закла дывать на некотором расстоянии от них, к се веру". Сведу воедино хранящиеся в Государствен ном архиве Мурманской области фрагменты ренниковских очерков, написанных по горя чим следам событий, с выдержками из опуб ликованных Андреем Митрофановичем уже после второй мировой мемуаров. Еще в по езде он успел проинтервьюировать некоторых ответственных работников портового и же лезнодорожного ведомств. - Самый порт располагается непосредственно против города Романова, - сообщил журналисту выдающийся гидротехник, профессор Борис Кандиба, - причем очень благоприятно и для порта, и для города то обстоятельство, что и тот и другой создаются одновременно при гар монической взаимной распланировке. С этой "распланировкой" и знакомился Се литренников накануне торжеств. “На пустын ном, слегка холмистом берегу залива, - по яснял он, - уже стояли в разных местах зара нее вбитые столбы с надписями на деревянных табличках: "Собор", "Почта и Телеграф", "Каз начейство", "Городское Самоуправление", "Суд" и так далее. Кроме того, маленькие столбики указывали направление улиц. На одном боль шом пустыре красовался телеграфный столб с заманчивым указанием "Городской Сад". - Место, где заложен сейчас город Романов, - утверждал в беседе с Ренниковым начальник управления по строительству Мурманской же лезной дороги Владимир Горячковский, - най дено нашей "Мурманстройкой". Сначала со сто роны различных ведомств не было единодушия в определении того места, где следует обору довать новый порт. Высказывались мнения в за щиту Мотовского залива, острова Кильдина. Но в конце концов местоположение Романова было одобрено всеми. Действительно распо ложение порта в глубине залива в 60 верстах от выхода в океан защищает его от неблаго приятного влияния океанских ветров. Извили стость залива в соединении с удаленностью от ПРОЕКТ“ ВЕЧЕРКИ” www.vmnews.ru Свидетель рождения Мурманска Сто страниц истории •в ш ш к 100-летию Мурманск Андрей Митрофанович Селитренников навсегда вошел в историю Мурманска. Он был единственным журналистом, побывавшим на закладке нового города. открытого океана обеспечивает порт и город от неприятельского обстрела и от подводных лодок. Глубоководность порта дает Романову такие преимущества, каких не имеет ни один из русских портов. ПОЛЯРНЫЙ ЭНТУЗИАЗМ Было 21 сентября по старому стилю. Не смотря на то, что осень еще не перевалила за половину, вокруг лежал снег. Пока Андрей Мит рофанович прогуливался по "улицам и проспек там" будущей заполярной столицы, началась це ремония закладки. "Пел небольшой хор из Колы, - сообщает Ренников, - и пел бы недурно, если бы ему не подтягивали товарищи минист ров, директора департаментов и члены Госу дарственной Думы. Никогда не умевшие спеться бюрократы и депутаты различно истол ковывали и гармонию, и мелодию песнопений". Еще один штрих в картину первого дня Мур манска внесло ведомственное соперничество, описанное Селитренниковым со свойственным ему юмором. "По окончании службы стали подходить к кресту, - поясняет он. - И тут встал во всю свою величину трудный вопрос: кому подходить первому и кому последнему? Кто выше - министр путей сообщения или министр военно-морской? Архангельский губернатор или директор департамента неокладных сбо ров? Или кто важнее для жизни государства - сухопутные инженеры-путейцы или моряки?.. К счастью, Владыка сам разрешил этот тяже лый вопрос. Затаив недовольство против ад мирала Григоровича за опрометчиво расска занный морской анекдот (в другом месте Рен ников называет анекдот "очень скользким". - Прим. Д. Е.), он решительно направился к Трепову, любезно поднес крест ему, после него высшим путейским чиновникам, а затем уже всем другим, в том числе адмиралу". По окончании торжеств поезд двинулся в об ратный путь. В Кандалакше его пассажиры пе ресели на “Канаду" - ледокольный пароход, ставший впоследствии знаменитым под именем "Федор Литке". На нем они благополучно до плыли до Архангельска, а затем по железной дороге вернулись в Петроград. "Как-то странно было, - замечает Селитренников, - после ве личавой тишины Дальнего Севера вернуться в столицу, окунуться в ее бурливую тревожную жизнь". Вся поездка заняла 11 дней. Путешествие на Кольский полуостров в той или иной степени оказало влияние на всех его участников. Один из видных чиновников мини стерства путей сообщения в беседе с Анд реем Митрофановичем оценил его итоги сле дующим образом: - Север произвел на меня ошеломляющее впечатление. Не так давно, слушая доклады Вилькицкого, читая сообщения о полярных экс педициях или видя блестящие глаза художника Борисова, я, признаюсь, удивлялся этому “по лярному” энтузиазму. Защитники Севера и да- Редакция газет «Вечернее время» и «Новое время», Санкт-Петербург, Невский проспект, август 1914 года. Из этой редакции журналист Селитренников (Ренников) был командирован на Кольский Север описывать рождение нового города. леких северных путей долгое время были у нас настоящими подвижниками, выносящими и улыбки недоверия, и прямые издевательства со стороны печати и общества. На многих из них нередко смотрели как на "ненормальных". Но вот, возвращаясь с Мурмана, я чувствую, что во мне тоже что-то изменилось. Я п о м к , лярный энтузиазм. Я сам влюбился. НАВСЕГДА В ИСТОРИИ МУРМАНСКА Возможно, результатом этой поездки стало бы более активное развитие и обустройство нашего края и его новорожденной столицы, но вскоре старая Россия дотла сгорела в огне революции и гражданской войны. Захват вла сти большевиками Селитренников воспринял как катастрофу. Неудивительно, что в даль нейшем он оказался в эмиграции, где продол жал работать как журналист, прозаик, поэт, фантаст и драматург. К примеру, известный деятель русского зарубежья Роман Гуль от зывался о нем так: "Острым и лютым фель етонистом был А. Ренников... старый сотруд ник петербургского "Нового времени". Помню, полемизируя с эсерами М. В. Вишняком и С. М. Соловейчиком, Ренников писал: "Вишняк в цвету, Соловейчик заливается". На склоне лет пристанищем Андрея Митрофановича^щп дом русских инвалидов в Ницце. Умер і- ков в ноябре 1957-го и похоронен там же, в Ницце, на кладбище Кокад. О том, что и в по следние годы жизни он вспоминал путеше ствие на Север, свидетельствуют изданные им в 1954 году в Нью-Йорке мемуары "Минувшие дни", три главы которых - "Мурманская до рога", "Закладка города" и "Немецкие подвод ные лодки” - посвящены описанию северного вояжа известного журналиста, рождению Ро манова-на-Мурмане. “Среди редких разумных мер, предпринятых нашим правительством во время войны, - писал Ренников, - несомненно, нужно считать по стройку и открытие Мурманской железной до роги, столь важной для связи с союзниками. Правда, эту дорогу следовало бы построить раньше, перед войной; но, к сожалению, у нас обычно все умное делалось значительно позже, чем глупое. Во всяком случае, с созданием мур манской дороги вышло несколько удачнее, чем с приготовлением военных припасов: пока армия оставалась боеспособной, снарядов у нее не было; а когда она развалилась, снаряды стали поступать в огромном количестве. Мур манский же путь как-никак открылся до рево люции и около года приносил свою пользу". Ныне имя Андрея Митрофановича Селитрен- никова почти забыто. Книги его не переизда вались, творчество недооценено. Между тем Ренников заслужил благодарную память мур манчан. Он навсегда вошел в историю нашего края как человек, присутствовавший при рож дении Романова-на-Мурмане, оставивший самый первый литературный портрет нового го рода, описавший первые минуты, первые часы, первый день заполярной столицы. Дмитрий ЕРМОЛАЕВ, сотрудник Государственного архива Мурманской области.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz