Ермолаев, Д. А. Сто страниц истории к 100-летию Мурманска : [подборка статей] / Дмитрий Ермолаев // Вечерний Мурманск. – 2012-2016.

Окончание. Начало в номере от 21.11.2012 г. равило веры и образ кро-то-сти, - разно­ сились окрест слова молитвы. Он стоял поодаль в толпе народа. Заканчивалась церемония закладки собора. Уже в специальное углуб­ ление была заложена металлическая пластина с выгра­ вированным на ней памятным текстом. Уже министры по­ ложили кирпичи в основание алтаря, и владыка - епископ Архангельский и Холмогорский Нафанаил, - окропив место будущего храма святой водой, сделал на бревнах надрезы топором. Уже прозвучала проповедь, в которой архиерей сказал, что на Севере "возникает новый све­ тильник веры и благодати". Уже министр путей сообще­ ния поздравил "строителей дороги с железнодорожным выходом к океану", после чего руководителям стройки были вручены медали. Уже, переговариваясь меж собой, люди начали расходиться, а он все не мог двинуться с места. До тех пор, пока не впитает, не вберет в себя до мельчайших деталей неповторимый момент рождения целого города. Чтобы потом рассказать об этом чита­ телям на страницах газет, поставив в конце корреспон­ денций известное на всю Россию - А. Ренников. ОКНО В ЕВРОПУ “Вечерний Мурманск" | 23 ноября 2012 г. "Конечным пунктом Мурманской железной дороги, - вспоминал скрывавшийся за этим псевдонимом Андрей Митрофанович Селит­ ренников, - был маленький рабочий поселок на берегу Кольского залива между городком Колой и Александровском. Здесь, на этом месте, мы должны были заложить новый город Романовск, от которого ожидали, что он впо­ следствии “явится" северным “окном" в Ев­ ропу. Благодаря Гольфштрему судоходство отсюда мимо норвежских берегов могло про­ исходить круглый год... Перед закладкой Ро- мановска мы успели посетить и Колу и Алек- сандровск. Александровск стоит на скалах, имеет свой маленький залив, напоминающий норвежские фьорды, и для роли окна не го­ дится; Кола, наоборот, находится на ровном месте: но залив тут мелководен и тоже для окна не подходит. Жители ее, разумеется, были очень огорчены, что выбор не пал на их город, которым они очень гордились... Не­ смотря на недовольство кольских граждан, город Романовск все же решено было закла­ дывать на некотором расстоянии от них, к се­ веру". Сведу воедино хранящиеся в Государствен­ ном архиве Мурманской области фрагменты ренниковских очерков, написанных по горя­ чим следам событий, с выдержками из опуб­ ликованных Андреем Митрофановичем уже после второй мировой мемуаров. Еще в по­ езде он успел проинтервьюировать некоторых ответственных работников портового и же­ лезнодорожного ведомств. - Самый порт располагается непосредственно против города Романова, - сообщил журналисту выдающийся гидротехник, профессор Борис Кандиба, - причем очень благоприятно и для порта, и для города то обстоятельство, что и тот и другой создаются одновременно при гар­ монической взаимной распланировке. С этой "распланировкой" и знакомился Се­ литренников накануне торжеств. “На пустын­ ном, слегка холмистом берегу залива, - по­ яснял он, - уже стояли в разных местах зара­ нее вбитые столбы с надписями на деревянных табличках: "Собор", "Почта и Телеграф", "Каз­ начейство", "Городское Самоуправление", "Суд" и так далее. Кроме того, маленькие столбики указывали направление улиц. На одном боль­ шом пустыре красовался телеграфный столб с заманчивым указанием "Городской Сад". - Место, где заложен сейчас город Романов, - утверждал в беседе с Ренниковым начальник управления по строительству Мурманской же­ лезной дороги Владимир Горячковский, - най­ дено нашей "Мурманстройкой". Сначала со сто­ роны различных ведомств не было единодушия в определении того места, где следует обору­ довать новый порт. Высказывались мнения в за­ щиту Мотовского залива, острова Кильдина. Но в конце концов местоположение Романова было одобрено всеми. Действительно распо­ ложение порта в глубине залива в 60 верстах от выхода в океан защищает его от неблаго­ приятного влияния океанских ветров. Извили­ стость залива в соединении с удаленностью от ПРОЕКТ“ ВЕЧЕРКИ” www.vmnews.ru Свидетель рождения Мурманска Сто страниц истории •в ш ш к 100-летию Мурманск Андрей Митрофанович Селитренников навсегда вошел в историю Мурманска. Он был единственным журналистом, побывавшим на закладке нового города. открытого океана обеспечивает порт и город от неприятельского обстрела и от подводных лодок. Глубоководность порта дает Романову такие преимущества, каких не имеет ни один из русских портов. ПОЛЯРНЫЙ ЭНТУЗИАЗМ Было 21 сентября по старому стилю. Не­ смотря на то, что осень еще не перевалила за половину, вокруг лежал снег. Пока Андрей Мит­ рофанович прогуливался по "улицам и проспек­ там" будущей заполярной столицы, началась це­ ремония закладки. "Пел небольшой хор из Колы, - сообщает Ренников, - и пел бы недурно, если бы ему не подтягивали товарищи минист­ ров, директора департаментов и члены Госу­ дарственной Думы. Никогда не умевшие спеться бюрократы и депутаты различно истол­ ковывали и гармонию, и мелодию песнопений". Еще один штрих в картину первого дня Мур­ манска внесло ведомственное соперничество, описанное Селитренниковым со свойственным ему юмором. "По окончании службы стали подходить к кресту, - поясняет он. - И тут встал во всю свою величину трудный вопрос: кому подходить первому и кому последнему? Кто выше - министр путей сообщения или министр военно-морской? Архангельский губернатор или директор департамента неокладных сбо­ ров? Или кто важнее для жизни государства - сухопутные инженеры-путейцы или моряки?.. К счастью, Владыка сам разрешил этот тяже­ лый вопрос. Затаив недовольство против ад­ мирала Григоровича за опрометчиво расска­ занный морской анекдот (в другом месте Рен­ ников называет анекдот "очень скользким". - Прим. Д. Е.), он решительно направился к Трепову, любезно поднес крест ему, после него высшим путейским чиновникам, а затем уже всем другим, в том числе адмиралу". По окончании торжеств поезд двинулся в об­ ратный путь. В Кандалакше его пассажиры пе­ ресели на “Канаду" - ледокольный пароход, ставший впоследствии знаменитым под именем "Федор Литке". На нем они благополучно до­ плыли до Архангельска, а затем по железной дороге вернулись в Петроград. "Как-то странно было, - замечает Селитренников, - после ве­ личавой тишины Дальнего Севера вернуться в столицу, окунуться в ее бурливую тревожную жизнь". Вся поездка заняла 11 дней. Путешествие на Кольский полуостров в той или иной степени оказало влияние на всех его участников. Один из видных чиновников мини­ стерства путей сообщения в беседе с Анд­ реем Митрофановичем оценил его итоги сле­ дующим образом: - Север произвел на меня ошеломляющее впечатление. Не так давно, слушая доклады Вилькицкого, читая сообщения о полярных экс­ педициях или видя блестящие глаза художника Борисова, я, признаюсь, удивлялся этому “по­ лярному” энтузиазму. Защитники Севера и да- Редакция газет «Вечернее время» и «Новое время», Санкт-Петербург, Невский проспект, август 1914 года. Из этой редакции журналист Селитренников (Ренников) был командирован на Кольский Север описывать рождение нового города. леких северных путей долгое время были у нас настоящими подвижниками, выносящими и улыбки недоверия, и прямые издевательства со стороны печати и общества. На многих из них нередко смотрели как на "ненормальных". Но вот, возвращаясь с Мурмана, я чувствую, что во мне тоже что-то изменилось. Я п о м к , лярный энтузиазм. Я сам влюбился. НАВСЕГДА В ИСТОРИИ МУРМАНСКА Возможно, результатом этой поездки стало бы более активное развитие и обустройство нашего края и его новорожденной столицы, но вскоре старая Россия дотла сгорела в огне революции и гражданской войны. Захват вла­ сти большевиками Селитренников воспринял как катастрофу. Неудивительно, что в даль­ нейшем он оказался в эмиграции, где продол­ жал работать как журналист, прозаик, поэт, фантаст и драматург. К примеру, известный деятель русского зарубежья Роман Гуль от­ зывался о нем так: "Острым и лютым фель­ етонистом был А. Ренников... старый сотруд­ ник петербургского "Нового времени". Помню, полемизируя с эсерами М. В. Вишняком и С. М. Соловейчиком, Ренников писал: "Вишняк в цвету, Соловейчик заливается". На склоне лет пристанищем Андрея Митрофановича^щп дом русских инвалидов в Ницце. Умер і- ков в ноябре 1957-го и похоронен там же, в Ницце, на кладбище Кокад. О том, что и в по­ следние годы жизни он вспоминал путеше­ ствие на Север, свидетельствуют изданные им в 1954 году в Нью-Йорке мемуары "Минувшие дни", три главы которых - "Мурманская до­ рога", "Закладка города" и "Немецкие подвод­ ные лодки” - посвящены описанию северного вояжа известного журналиста, рождению Ро­ манова-на-Мурмане. “Среди редких разумных мер, предпринятых нашим правительством во время войны, - писал Ренников, - несомненно, нужно считать по­ стройку и открытие Мурманской железной до­ роги, столь важной для связи с союзниками. Правда, эту дорогу следовало бы построить раньше, перед войной; но, к сожалению, у нас обычно все умное делалось значительно позже, чем глупое. Во всяком случае, с созданием мур­ манской дороги вышло несколько удачнее, чем с приготовлением военных припасов: пока армия оставалась боеспособной, снарядов у нее не было; а когда она развалилась, снаряды стали поступать в огромном количестве. Мур­ манский же путь как-никак открылся до рево­ люции и около года приносил свою пользу". Ныне имя Андрея Митрофановича Селитрен- никова почти забыто. Книги его не переизда­ вались, творчество недооценено. Между тем Ренников заслужил благодарную память мур­ манчан. Он навсегда вошел в историю нашего края как человек, присутствовавший при рож­ дении Романова-на-Мурмане, оставивший самый первый литературный портрет нового го­ рода, описавший первые минуты, первые часы, первый день заполярной столицы. Дмитрий ЕРМОЛАЕВ, сотрудник Государственного архива Мурманской области.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz