Ермолаев, Д. А. Сто страниц истории к 100-летию Мурманска : [подборка статей] / Дмитрий Ермолаев // Вечерний Мурманск. – 2012-2016.

Свидетель рождения Мурманска ■ Известный питерский журналист был направлен редакцией освещать закладку города у подножия Ледовитого океана www.vmnews.ru 1 ПРОЕКТ“ВЕЧЕРКИ” 1 21 ноября 2012 г. [ “Вечерний Мурманск” | 0 Сто страниц истории к 100-летию Мурманска В сего несколько дней назад он был в Петрограде. "В болтливом, шумном, торгашеском. С конфиденциальными политическими сплетнями, с самодо­ вольно хрякающими автомобилями, с равнодушными глазами электрических фонарей, которые уже не удивляются ничему в мире, считая подобное поведение хорошим тоном". Здесь, на севере, далеко за Полярным кругом, все было иначе. "И ни одной газеты с сообщениями о переменах во внутренней политике России, - мелькнула мысль. - Как хорошо!". Студеный ветер проникал под одежду, леденил лицо, заставлял ежиться тело и приплясывать ноги. Он бродил по заснеженным пкам, где пока еще рос лес и с трудом угадывались наскоро намеченные улицы, смотрел, думал, пытался заглянуть в будущее. МЕЧТЫ ЖУРНАЛИСТА “Несомненно, - предсказывал он, - в Рома­ нове быстро возникнут многочисленные кон­ торы по импорту и экспорту; появится в самом начале немало народу, связанного с нашей торговлей с Западом; возникнут, должно быть, заводы и склады для моторных ботов и их ча­ стей для нужд мурманских рыбопромышлен­ ников... появятся рыбокоптильные заводы, за­ воды для приготовления рыбных консервов; вывоз зерна, леса, ввоз английских и амери­ канских товаров - все это оживит, создаст ки­ пучую портовую жизнь, даст городу населе­ ние, средства к существованию... Да, город вырастет, поднимется из земли точно по ма­ новению волшебника", взору явятся "радост­ ные кресты храмов и крыши огромных строе­ ний, и порт, гудящий жизнью, пестрый фла- —зми, многострунный высокими гордыми ман­ атами... Прозвучат слова дружбы и взаимного понимания, раздастся громкая русская речь, свободная, знающая цену себе". Поскользнувшись на обледеневшем склоне, едва не упал. В отдалении зашумели голоса, начиналось то, ради чего в этот пустынный край приехали высокие чиновники из столицы, - церемония закладки собора. Торжество рож­ дения нового города на берегу Кольского за­ лива - Романова-на-Мурмане, свидетелем ко­ торого ему предстояло стать. Надо было спус­ каться вниз, но он медлил, чего-то ждал. Хруст­ нул под ногой снег, вспорхнула рядом птица, села на ближайший валун. А он представлял себе оживленные улицы, высокие дома, мно­ гоголосие мегаполиса. "Интересное чувство, - размышлял он, - хо­ дишь среди сосен и берез и рисуешь в вообра­ жении картины. Вот тут, где эта кочка, будет когда-нибудь сидеть городской голова с цепью на шее и звонить в колокольчик: "Прошу господ гласных (депутатов городской Думы. - Прим. Д. Е.) аккуратнее посещать заседания, иначе придется придумать меры взыскания". Здесь, где сейчас беспечно размахивают ветвями бе­ резки, между которыми выстлал землю зеле­ ной шерстью мох, быть может, скоро вырастет гигантский отель, залитый электрическим све­ том, с рестораном, из которого до волн Ледо­ витого океана донесутся звуки оркестра, иг­ рающего матчиш; нарядная толпа туристов из Петрограда заснует внутри по длинным кори­ дорам, собираясь наверх, на специальную "тер­ расу северных сияний"... А вокруг отеля ожив­ ление, грохот колес мчащихся в театр на оперу экипажей, гудки автомобилей, звон трамвая и крики кондуктора, сталкивающего публику на мостовую: - “Нет местов!". Звали этого человека Андрей Митрофанович Селитренников, но читающая публика в России знала его как журналиста А. Ренникова, со- Министр путей сообщения Александр Федорович Трепов из всей перербургской печати решил включить в состав делегации, следовавшей на торжество рождения нового города на берегу Кольского залива, только журналиста “Нового времени”. трудника газеты "Новое время". Под этим же именем до недавних пор он был известен и нам - мурманчанам. Выдержки из его отчета о тор­ жественном открытии нового города на север­ ной окраине страны, переписанные от руки и перепечатанные на машинке, хранятся в Госу­ дарственном архиве Мурманской области в ма­ териалах личного фонда классика кольского краеведения Ивана Федоровича Ушакова. ГЕРОЙ ФЕЛЬЕТОНОВ Родился Селитренников - Ренников в Кутаиси в семье присяжного поверенного, потом жил в Батуми и Тифлисе. Мечтал стать музыкантом, играл на скрипке и изучал теорию музыки. Учился в Одесском университете, где окончил сразу два (!) факультета - физико-математиче­ ский и историко-филологический. Его сочинение “Система философии В. Вундта" было удостоено золотой медали. И стал бы Селитренников, ве­ роятно, выдающимся философом, благо и при университете его оставили, и диссертация была на подходе. Но в студенческие годы он увлекся журналистикой, и наука была забыта. В 1912-м Андрей Митрофанович переехал в Петербург, где стал сотрудником, а позже и ре­ дактором отдела "Внутренние новости" одного из крупнейших изданий страны - газеты "Новое время", возглавляемой знаменитым Алексеем Сувориным, а затем его сыном Михаилом. Во Андрей Митрофанович Селитренников был единственным журналистом, присутствовавшим при рождении нового города. многом выбор места работы определил его дальнейшую литературную судьбу. Либеральная русская интеллигенция резко отрицательно от­ носилась к этому изданию, считая его черно­ сотенным. Левые думали так же. Как следствие Ренникова любила широкая публика, но нена­ видела либеральная пресса и обходила кри­ тика. Он даже стал персонажем нескольких фельетонов, едко высмеивавших взаимоотно­ шения внутри редакции “Нового времени". К примеру, один из них, написанный Михаилом Булгаковым, заканчивался так: "Ренников знал, что в случае неудачи Суворину опасно показы­ ваться. Рука у него тяжелая, а пресс-папье на письменном столе - еще тяжелее”. Впрочем, подобные оценки не отражались ни на взглядах популярного столичного жур­ налиста, ни на его работоспособности. Селит­ ренников продолжал трудиться со свойствен­ ными ему энергией и самоотдачей. Помимо га­ зетных статей, рассказов и очерков он успел до революции выпустить несколько книг, среди которых - фантастический роман "Раз­ денься, человек”. В нем прибытие на Землю по­ сланца венерианской "биологической цивили­ зации" позволяет автору высветить язвы со­ временного ему общества. Так складывалась судьба человека, в твор­ ческом багаже которого осталась и знамена­ тельная для нас поездка по новопостроенной Мурманской железной дороге, состоявшаяся осенью 1916 года. Поезд, которому пред­ стояло дойти до берегов Северного Ледови­ того океана, составили из пульмановских ва­ гонов первого класса. В состав делегации вошли министр путей сообщения, вскоре по­ лучивший пост премьера А. Ф. Трепов, мор­ ской министр адмирал Григорович, члены Го­ сударственного Совета, Государственной Думы, высшие представители разных ве­ домств. Министрам отвели салон-вагоны, остальных разместили по два человека в купе. "Петербургской печати, - вспоминал Селитрен­ ников, - оставили одно только место, которое Трепов предложил “Новому вре'мени". Наш ре­ дактор М. Суворин решил отправить меня. - А почему вы сами не хотите поехать, Ми­ хаил Алексеевич? - из вежливости спросил я, обрадованный перспективой побывать у бере­ гов Ледовитого океана. - Куда там! - пренебрежительно отвечал он. - Я человек пожилой, для моего здоровья вредны железнодорожные катастрофы". Вот так и вышло, что корреспондент "Нового времени" А. Ренников оказался единственным профессиональным журналистом, присутство­ вавшим при основании Мурманска. НЕ ЗРЯ РЕДАКТОР БОЯЛСЯ КАТАСТРОФ Кстати, в полном соответствии с предска­ занием Суворина вагоны однажды сошли-таки с рельсов. Вот как об этом вспоминал сам Се­ литренников: "Однажды вечером... к нам в купе явился курьер и сказал, что его превос­ ходительство господин министр просит меня к себе в вагон. - Мне очень интересно было бы ’ мать ваше впечатление, - сказал Трепов, любезно усадив меня в кресло и предложив чашку чая. - На­ деюсь, вы не будете нас очень бранить в своих описаниях поездки. - О, почему же бранить? - горячо возразил я. - Наоборот, я в восторге. Столько интерес­ ного, столько необычного. Какая природа! Соз­ дание этого пути, действительно, завоевание севера. А наши инженеры, с которыми мне приходилось беседовать о постройке мостов, о прокладке пути, показали в своей работе чу­ деса изобретательности, настойчивости, са­ моотверженности... Трепов с удовольствием слушал. Воодуше­ вившись, я решил продолжать. Мне хотелось поддержать инженеров в глазах их министра. И вдруг вагон подскочил. Накренился сначала на один бок, затем на другой, хрустнул всем телом. И, растерянно стуча колесами, трясясь точно в лихорадке, побежал по шпалам. Этот сход с рельс и последовавшая за ним сумятица в поезде, к сожалению, не дали мне высказать до конца мою мысль. А на следую­ щий день, встретив Трепова в вагоне-ресто­ ране и увидев, что он находится в обычном сдержанно-благожелательном настроении, я подошел к нему, поздоровавшись, и хотел было в осторожной дипломатической форме оправдать-строителей пути в происшедшей вчера неприятности. - Нужно изумляться, как в такой краткий срок, на льду и на болоте наши инженеры... - начал я. Но министр замахал руками. - Ради Бога, не хвалите никого! - испуганно воскликнул он. - Я боюсь! Не надо!". К счастью, обошлось без жертв, и поезд в итоге благополучно добрался до Романова-на- Мурмане. Селитренников был покорен Севе­ ром. С восторгом писал он о трепещущих огнях северных сияний, о синих одеждах озер у под­ ножия Хибин, об аквамариновом море. И ко­ нечно, о том, что благодаря сооружению Мур­ манской железной дороги, конечным пунктом которой предстояло стать еще не построен­ ному городу, "Ледовитый океан согреет Рос­ сию; сообщит ей теплым дыханием Гольф- штрема новые силы". Все это действительно было так. Дмитрий ЕРМОЛАЕВ, сотрудник Государственного архива Мурманской области. Окончание следует.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz