Ермолаев, Д. А. Сто страниц истории к 100-летию Мурманска : [подборка статей] / Дмитрий Ермолаев // Вечерний Мурманск. – 2012-2016.

www.vmnews.ru | ПРОЕКТ ВЕЧЕРКИ” 5 февраля 2016 г. | “Вечерний Мурманск” | 21 Мурманский цирк закрыла война Сто страниц истории к 100-летию Мурманска Михаил Ван-Ю-Ли (в центре) не смог выступить в заполярной столице. Мурманский цирк закрылся из-за войны. Фото с сайта http://magicped Ц иркового сезона 1941 года мурманчане ждали с нетерпением. Предыду­ щее лето избаловало жителей заполярной столицы выступле­ ниями звезд первой величины, захватывающими аттракцио­ нами, рискованными трюками и веселыми шутками. Новая про­ грамма, как следовало из рас­ клеенных повсюду афиш, обе­ щала быть ничуть не хуже. К тому же горкомхоз привел в по­ рядок территорию вокруг цирка, что еще более увеличило популярность этого зрелищного предприятия среди населения областного центра. В общем, и взрослые, и дети находились в предвкушении новых представ­ лений, новых впечатлений, новых цирковых чудес. КОМИЧЕСКИЙ ПОЛЕТ И КИТАЙСКИЕ ИГРЫ “Завтра открывается сезон в Мур­ манском госцирке”, - оповещал чи­ тателей “Комсомолец Заполярья” 30 мая. “В программе открытия ряд интересных номеров”, - вторила ему “Полярная правда”, добавляя затем, что “в течение сезона в Мурманске побывает ряд выдающихся предста­ вителей циркового искусства - дрес­ сировщик слонов Корнилов, Ван-Ю- Ли - исполнитель интереснейшего китайского аттракциона и другие”. Пресса рекламировала “замеча­ тельный номер орденоносца Вязова - комический полет с амортизато­ ром”, работающих сразу на трех площадках веломотоциклистов Ефи­ мовых, приезд в августе мотоцикли­ стов Ващенко. Новшества касались не только репертуара, но и органи­ зации выступлений. “В текущем се­ зоне, - поясняла “Полярка”, - смена программы будет проходить не так, как в прошлые годы, когда заменя­ лись постепенно отдельные номера, сейчас она будет сменяться каждый раз полностью. После программы открытия будет работать цирковой коллектив N° 1”. Надо отметить, что уровень при­ глашенных на новый сезон артистов вполне соответствовал ожиданиям мурманчан. В 1936 году, вскоре после выхода на экраны страны фильма “Цирк”, акробат Анатолий Михайлович Вязов сделал на глав­ ный аттракцион, показанный в этой картине, пародию-парафраз - “Ко­ мический полет”. Сам Вязов рабо­ тал в гриме Чарли Чаплина. По сло­ вам очевидцев, он был так похож на “оригинал”, что зрители нисколько не сомневались в его подлинности. Михаил Иванович Ван-Ю-Ли - созда­ тель номера “Восточно-китайские игры”, многое взявшего от настоя­ щего китайского национального цирка. Фарфоровые чашки, “сами собой” наполнявшиеся молоком, яйцо, мгновенно превращавшееся в живую утку, гирлянды зажженных фонариков, появлявшиеся из во­ роха разноцветных бумажных лент, дополнялись боем на мечах, жонг­ лированием трезубцем и прыж­ ками сквозь огненный обруч. “Слоны и танцовщицы” Александра Николаевича Корнилова, впервые представленные публике как раз в 1941 году, сразу завоевали широ­ кую популярность. Ловкость и гра­ циозность танцующих девушек от­ теняли громоздкость и неповорот­ ливость животных, пытавшихся до­ казать, что они тоже по-своему изящны и способны даже плавно вальсировать. МЕЛАНХОЛИЯ ВМЕСТО ВЕСЕЛЬЯ 31 мая состоялось первое пред­ ставление. Вскоре, однако, выясни­ лось, что объявленные заранее звезды не приехали, а действо, про­ исходящее на арене Мурманского цирка, вызывает у публики не только восторг и радость, но и не­ довольство. Накопленные отрица­ тельные эмоции воплотились в раз­ громную рецензию под названием “Неудачи первой программы”, напи­ санную журналисткой и поэтессой Раисой Троянкер. 19 июня 1941 года ее опубликовала “Полярная правда”. “Первые посещения разо­ чаровали зрителей. Номеров, обе­ щанных в программе открытия, не оказалось, - расстраивалась Раиса Львовна. - Программа вся сплошь акробатическая. После посред­ ственно работающих в первом от­ делении на кольцах Заянчковских - вновь с кольцами выступают Мар­ ковы. В значительной степени одно­ родны и все другие номера. Из-за этой однотонности теряется живой акробатико-эксцентрический номер Мумжиу, недостаточно заметно про­ ходит своеобразное выступление Бысенко (баланс на трапеции) и перш (цирковой снаряд в виде де­ ревянного или металлического шеста длиной от двух до десяти мет­ ров. - Прим. автора) с переходной лестницей (Томниковых)”. На орехи досталось не только ак­ робатам, но и представителям дру­ гих жанров. “Выступление Изабеллы Кудрявцевой с медведями отнюдь не является стержневым номером программы. Такого вообще нет”, - возмущалась Троянкер. А потом едко замечала, что “остроты буф­ фонадных клоунов Сакеуса и Бе­ ляева вызывают меланхолию, а не веселье”. И в конечном счете де­ лала вывод: “Летний сезон только начинается. Ошибки его надо сразу учесть. В последующих программах мы ждем того большого разнообра­ зия, которым располагает цирк”. ТРЕТЬЕГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ НЕ БЫЛО Администрация цирка отнеслась к критике со всем возможным внима­ нием. Исправить указанные на стра­ ницах “Полярки” недостатки она по­ пыталась в новой программе, впер­ вые показанной публике 20 июня в 9 часов вечера. Но так уж вышло, что отзыв Раисы Троянкер о работе цирковых артистов на арене запо­ лярной столицы оказался послед­ ним. 21 июня новая программа про­ шла во второй раз. Третьего раза не было. “22 июня 1941 года объ­ явили войну, - вспоминала мурман­ чанка Анна Дербенева. - Мы собира­ лись пойти на представление, но ро­ дители нас туда так и не повели”. Анонсированных прессой дрессиро­ ванных слонов вкупе с китайским ат­ тракционом и комическим полетом зрители не увидели. Мурманский госцирк прекратил работу. Окончательно история цирка в самом большом городе мира за По­ лярным кругом завершилась страш­ ным для областного центра летом 1942 года. Днем мурманской памяти и скорби называют краеведы 18 июня, когда город пережил самый массированный авианалет немецкой авиации. Бомбежка, последовавшая 30 июня, не многим ему уступала. “В 18 часов 40 минут - опять воздушная тревога, - записал тогда в своем днев­ нике первый секретарь Мурманского обкома ВКП(б) Максим Старостин. - Фашистские самолеты сбросили 50 фугасных и около 12 тысяч зажига­ тельных бомб. Бомбы легли от Воен­ ного городка, цирка и на Юг по Жил­ строю. Начались огромные пожары”. И - несколькими строчками ниже: “От Военного городка до педучилища проехать невозможно. Горит мебель­ ная фабрика, Военный городок, цирк, склады... Поехал на Жилстрой. С горы вид на город - сплошное море огня”. Вот так - в пламени пожара, вы­ званного вражеской бомбардиров­ кой, закончило существование зда­ ние Мурманского цирка, просто­ явшее всего около трех лет - с июля 1939-го по июнь 1942-го, но оста­ вившее у жителей заполярной сто­ лицы хорошую память о себе. В РАМКАХ ПЯТИЛЕТНЕГО ПЛАНА Настолько хорошую, что сразу после Победы мурманчане задума­ лись о его восстановлении. Вернее, о строительстве нового цирка. Среди документов Государственного архива Мурманской области есть и те, что рассказывают, каким образом это предполагалось сделать. “В 1940 году в городе Мурманске был цирк- шапито, который приезжал из центра только на 2 летних месяца. Площадка цирка сгорела в 1942 году, - со­ общала вышестоящему руководству начальник отдела по делам искусств Мурманского облисполкома Зинаида Николаева. - Для обслуживания взрослого идетского населения Мур­ манска развлекательным жанром считаю необходимым в 1949 году на­ чать строительство областного цирка на 1500 мест”. Областные власти согласились с Зинаидой Петровной и включили со­ оружение цирка в проект пятилетнего - с 1946 по 1950 год - плана строи­ тельства культурно-зрелищных пред­ приятий. Со временем параметры бу­ дущей стройки были конкретизиро­ ваны. “Строительство цирка намечено по проекту плана... в течение 1948- 1950 года, - разъясняла Николаева. - Радиус цирка предусматривается в 35 метров при высоте стен 4 с поло­ виной метра и высоте купола 20 мет­ ров. Общая кубатура строительства этого цирка со всеми необходимыми пристройками (конюшни, уборная, сцена, склады) принята в 15200 м3”. Стоимость возрождения Мурман­ ского цирка оценивалась в 5 миллио­ нов 16 тысяч рублей. С ПОДПИСЬЮ ВОЖДЯ Архитекторы приступили к разра­ ботке проекта циркового здания. Председатель Мурманского горис­ полкома в 1984-1989 годах Влади­ мир Горячкин утверждает, что ему доводилось держать в руках дати­ рованный 1953 годом генеральный план одного из городских микро­ районов с обозначенным на нем и привязанным к местности цирком. Новое-старое учреждение культуры должно было появиться на прежнем месте - в южном конце проспекта Сталина у Варничного ручья. Кстати, по словам Горячкина, на плане имелась положительная ре­ золюция самого “вождя народов”. Однако, несмотря на большие планы, несмотря на то, что еще в 1944 году правительство СССР при­ няло постановление “О мероприя­ тиях по восстановлению городского хозяйства Мурманска”, несмотря на включение областного центра в число 15 городов РСФСР, воссоз­ дание которых объявлялось перво­ очередной задачей, до возведения цирка в заполярной столице дело так и не дошло. Впрочем, как и до сооружения многих других заплани­ рованных, нужных, но, увы, по раз­ ным причинам не воплотившихся в конкретные здания, набережные и парки объектов. С тех пор и по сей день мурман­ чане любуются лишь представле­ ниями гастролирующих цирковых артистов, ежесезонно раскидываю­ щих свои шатры в городе на берегу Кольского залива. Память же о ста­ ционарном цирке со временем пе­ решла в разряд городских легенд. А ведь все могло быть иначе... Если бы не война... Дмитрий ЕРМОЛАЕВ, сотрудник Государственного архива Мурманской области.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz