Ермолаев, Д. А. Сто страниц истории к 100-летию Мурманска : [подборка статей] / Дмитрий Ермолаев // Вечерний Мурманск. – 2012-2016.
www.vmnews.ru | ПРОЕКТ ВЕЧЕРКИ” 5 февраля 2016 г. | “Вечерний Мурманск” | 21 Мурманский цирк закрыла война Сто страниц истории к 100-летию Мурманска Михаил Ван-Ю-Ли (в центре) не смог выступить в заполярной столице. Мурманский цирк закрылся из-за войны. Фото с сайта http://magicped Ц иркового сезона 1941 года мурманчане ждали с нетерпением. Предыду щее лето избаловало жителей заполярной столицы выступле ниями звезд первой величины, захватывающими аттракцио нами, рискованными трюками и веселыми шутками. Новая про грамма, как следовало из рас клеенных повсюду афиш, обе щала быть ничуть не хуже. К тому же горкомхоз привел в по рядок территорию вокруг цирка, что еще более увеличило популярность этого зрелищного предприятия среди населения областного центра. В общем, и взрослые, и дети находились в предвкушении новых представ лений, новых впечатлений, новых цирковых чудес. КОМИЧЕСКИЙ ПОЛЕТ И КИТАЙСКИЕ ИГРЫ “Завтра открывается сезон в Мур манском госцирке”, - оповещал чи тателей “Комсомолец Заполярья” 30 мая. “В программе открытия ряд интересных номеров”, - вторила ему “Полярная правда”, добавляя затем, что “в течение сезона в Мурманске побывает ряд выдающихся предста вителей циркового искусства - дрес сировщик слонов Корнилов, Ван-Ю- Ли - исполнитель интереснейшего китайского аттракциона и другие”. Пресса рекламировала “замеча тельный номер орденоносца Вязова - комический полет с амортизато ром”, работающих сразу на трех площадках веломотоциклистов Ефи мовых, приезд в августе мотоцикли стов Ващенко. Новшества касались не только репертуара, но и органи зации выступлений. “В текущем се зоне, - поясняла “Полярка”, - смена программы будет проходить не так, как в прошлые годы, когда заменя лись постепенно отдельные номера, сейчас она будет сменяться каждый раз полностью. После программы открытия будет работать цирковой коллектив N° 1”. Надо отметить, что уровень при глашенных на новый сезон артистов вполне соответствовал ожиданиям мурманчан. В 1936 году, вскоре после выхода на экраны страны фильма “Цирк”, акробат Анатолий Михайлович Вязов сделал на глав ный аттракцион, показанный в этой картине, пародию-парафраз - “Ко мический полет”. Сам Вязов рабо тал в гриме Чарли Чаплина. По сло вам очевидцев, он был так похож на “оригинал”, что зрители нисколько не сомневались в его подлинности. Михаил Иванович Ван-Ю-Ли - созда тель номера “Восточно-китайские игры”, многое взявшего от настоя щего китайского национального цирка. Фарфоровые чашки, “сами собой” наполнявшиеся молоком, яйцо, мгновенно превращавшееся в живую утку, гирлянды зажженных фонариков, появлявшиеся из во роха разноцветных бумажных лент, дополнялись боем на мечах, жонг лированием трезубцем и прыж ками сквозь огненный обруч. “Слоны и танцовщицы” Александра Николаевича Корнилова, впервые представленные публике как раз в 1941 году, сразу завоевали широ кую популярность. Ловкость и гра циозность танцующих девушек от теняли громоздкость и неповорот ливость животных, пытавшихся до казать, что они тоже по-своему изящны и способны даже плавно вальсировать. МЕЛАНХОЛИЯ ВМЕСТО ВЕСЕЛЬЯ 31 мая состоялось первое пред ставление. Вскоре, однако, выясни лось, что объявленные заранее звезды не приехали, а действо, про исходящее на арене Мурманского цирка, вызывает у публики не только восторг и радость, но и не довольство. Накопленные отрица тельные эмоции воплотились в раз громную рецензию под названием “Неудачи первой программы”, напи санную журналисткой и поэтессой Раисой Троянкер. 19 июня 1941 года ее опубликовала “Полярная правда”. “Первые посещения разо чаровали зрителей. Номеров, обе щанных в программе открытия, не оказалось, - расстраивалась Раиса Львовна. - Программа вся сплошь акробатическая. После посред ственно работающих в первом от делении на кольцах Заянчковских - вновь с кольцами выступают Мар ковы. В значительной степени одно родны и все другие номера. Из-за этой однотонности теряется живой акробатико-эксцентрический номер Мумжиу, недостаточно заметно про ходит своеобразное выступление Бысенко (баланс на трапеции) и перш (цирковой снаряд в виде де ревянного или металлического шеста длиной от двух до десяти мет ров. - Прим. автора) с переходной лестницей (Томниковых)”. На орехи досталось не только ак робатам, но и представителям дру гих жанров. “Выступление Изабеллы Кудрявцевой с медведями отнюдь не является стержневым номером программы. Такого вообще нет”, - возмущалась Троянкер. А потом едко замечала, что “остроты буф фонадных клоунов Сакеуса и Бе ляева вызывают меланхолию, а не веселье”. И в конечном счете де лала вывод: “Летний сезон только начинается. Ошибки его надо сразу учесть. В последующих программах мы ждем того большого разнообра зия, которым располагает цирк”. ТРЕТЬЕГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ НЕ БЫЛО Администрация цирка отнеслась к критике со всем возможным внима нием. Исправить указанные на стра ницах “Полярки” недостатки она по пыталась в новой программе, впер вые показанной публике 20 июня в 9 часов вечера. Но так уж вышло, что отзыв Раисы Троянкер о работе цирковых артистов на арене запо лярной столицы оказался послед ним. 21 июня новая программа про шла во второй раз. Третьего раза не было. “22 июня 1941 года объ явили войну, - вспоминала мурман чанка Анна Дербенева. - Мы собира лись пойти на представление, но ро дители нас туда так и не повели”. Анонсированных прессой дрессиро ванных слонов вкупе с китайским ат тракционом и комическим полетом зрители не увидели. Мурманский госцирк прекратил работу. Окончательно история цирка в самом большом городе мира за По лярным кругом завершилась страш ным для областного центра летом 1942 года. Днем мурманской памяти и скорби называют краеведы 18 июня, когда город пережил самый массированный авианалет немецкой авиации. Бомбежка, последовавшая 30 июня, не многим ему уступала. “В 18 часов 40 минут - опять воздушная тревога, - записал тогда в своем днев нике первый секретарь Мурманского обкома ВКП(б) Максим Старостин. - Фашистские самолеты сбросили 50 фугасных и около 12 тысяч зажига тельных бомб. Бомбы легли от Воен ного городка, цирка и на Юг по Жил строю. Начались огромные пожары”. И - несколькими строчками ниже: “От Военного городка до педучилища проехать невозможно. Горит мебель ная фабрика, Военный городок, цирк, склады... Поехал на Жилстрой. С горы вид на город - сплошное море огня”. Вот так - в пламени пожара, вы званного вражеской бомбардиров кой, закончило существование зда ние Мурманского цирка, просто явшее всего около трех лет - с июля 1939-го по июнь 1942-го, но оста вившее у жителей заполярной сто лицы хорошую память о себе. В РАМКАХ ПЯТИЛЕТНЕГО ПЛАНА Настолько хорошую, что сразу после Победы мурманчане задума лись о его восстановлении. Вернее, о строительстве нового цирка. Среди документов Государственного архива Мурманской области есть и те, что рассказывают, каким образом это предполагалось сделать. “В 1940 году в городе Мурманске был цирк- шапито, который приезжал из центра только на 2 летних месяца. Площадка цирка сгорела в 1942 году, - со общала вышестоящему руководству начальник отдела по делам искусств Мурманского облисполкома Зинаида Николаева. - Для обслуживания взрослого идетского населения Мур манска развлекательным жанром считаю необходимым в 1949 году на чать строительство областного цирка на 1500 мест”. Областные власти согласились с Зинаидой Петровной и включили со оружение цирка в проект пятилетнего - с 1946 по 1950 год - плана строи тельства культурно-зрелищных пред приятий. Со временем параметры бу дущей стройки были конкретизиро ваны. “Строительство цирка намечено по проекту плана... в течение 1948- 1950 года, - разъясняла Николаева. - Радиус цирка предусматривается в 35 метров при высоте стен 4 с поло виной метра и высоте купола 20 мет ров. Общая кубатура строительства этого цирка со всеми необходимыми пристройками (конюшни, уборная, сцена, склады) принята в 15200 м3”. Стоимость возрождения Мурман ского цирка оценивалась в 5 миллио нов 16 тысяч рублей. С ПОДПИСЬЮ ВОЖДЯ Архитекторы приступили к разра ботке проекта циркового здания. Председатель Мурманского горис полкома в 1984-1989 годах Влади мир Горячкин утверждает, что ему доводилось держать в руках дати рованный 1953 годом генеральный план одного из городских микро районов с обозначенным на нем и привязанным к местности цирком. Новое-старое учреждение культуры должно было появиться на прежнем месте - в южном конце проспекта Сталина у Варничного ручья. Кстати, по словам Горячкина, на плане имелась положительная ре золюция самого “вождя народов”. Однако, несмотря на большие планы, несмотря на то, что еще в 1944 году правительство СССР при няло постановление “О мероприя тиях по восстановлению городского хозяйства Мурманска”, несмотря на включение областного центра в число 15 городов РСФСР, воссоз дание которых объявлялось перво очередной задачей, до возведения цирка в заполярной столице дело так и не дошло. Впрочем, как и до сооружения многих других заплани рованных, нужных, но, увы, по раз ным причинам не воплотившихся в конкретные здания, набережные и парки объектов. С тех пор и по сей день мурман чане любуются лишь представле ниями гастролирующих цирковых артистов, ежесезонно раскидываю щих свои шатры в городе на берегу Кольского залива. Память же о ста ционарном цирке со временем пе решла в разряд городских легенд. А ведь все могло быть иначе... Если бы не война... Дмитрий ЕРМОЛАЕВ, сотрудник Государственного архива Мурманской области.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz