Ермолаев, Д. А. Сто страниц истории к 100-летию Мурманска : [подборка статей] / Дмитрий Ермолаев // Вечерний Мурманск. – 2012-2016.

www.vmnews.ru ПРОЕКТ“ВЕЧЕРКИ” 29 января 2016 г. “Вечерний Мурманск” 21 К аждому из нас хочется чуда. Некоторым - отчетливо и явно, некоторым - подспудно и неосознанно. Даже завзятые прагма­ тики и закоренелые реалисты втайне мечтают о чем-то, что вырвет их из серой, обыденной по­ вседневности, окунет в иной, красочный мир, при­ несет радость. Одно из подтверждений тому - не­ изменная на протяжении столетий популярность циркового искусства. Ведь действо, происходя­ щее на арене, - это всегда слегка волшебство, чуть-чуть сказка. И хотя за невесомым изяще­ ством парящих под куполом воздушных гимна­ стов, за бесшабашной лихостью клоуна и непри­ нужденной улыбкой укротителя, входящего в клетку к тиграм, кроется тяжелый, порой опас­ ный труд, зрителям верится, что все именно так легко, просто и празднично, как им показывают. Вот и жители заполярной столицы, собиравшиеся 6 июля 1939 года на первое в истории мурман­ ского цирка представление, ждали чуда, вол­ шебства, сказки. Вышло, однако, по-другому. ПЕРВЫЙ БЛИН КОМОМ “Программа составлена явно не­ продуманно, в ней преобладают ак­ робатические номера, что создает однообразие цирковых жанров, - от­ мечал в рецензии на открытие цир­ кового сезона корреспондент “По­ лярной правды”, будущий известный писатель Александр Шевцов. - Кроме того, некоторые из объявленных но­ меров еще не прибыли (конюшня Бакшеева, эквилибристы на шарах, сатирик Южин)... Слишком слаб и немощен оркестр... Артистам ор­ кестр только мешал,... его почти не слышали. Не совсем удачному на­ чалу... “помог” еще и дождь. Крыша протекала, зрители вынуждены были покидать места. Наиболее предпри­ имчивые сидели в цирке под... зон­ тиками... В целом... программа не удовлетворила зрителей”. В общем, первый блин вышел комом. Отрицательной оценки удостоился коверный клоун Сосин. “Его обязан­ ность заполнять паузы, - пояснял Шевцов. - На самом же деле получи­ лось так, что артист Сосин появлялся тогда, когда можно было обойтись без паузы... и делал ее длинной и то­ мительной, и наоборот, когда про­ исходила пауза из-за совершенно не слаженной работы униформистов, ар­ тиста Сосина на манеже не оказыва­ лось. Две-три плоских и древних, как сам цирк, шутки оставляли гнетущее впечатление. Смеха на манеже нет и, по-видимому, пока на нем будет ра­ ботать Сосин - не предвидится”. На самом деле такой отзыв - сви­ детельство скорее своеобразной журналистской моды того времени, чем реальной творческой беспо­ мощности клоуна. Дело в том, что клоунада считалась тогда староре­ жимным жанром, наследием “про­ клятого прошлого”, и “прорабаты­ вали” ее буквально в каждой крити­ ческой заметке. Так и писали: “К со­ жалению, приходится констатиро­ вать, что самым слабым местом про­ граммы было выступление клоунов таких-то...”. А мастера в ту пору ра­ ботали талантливые. И тот же Алек­ сандр Иосифович Сосин начинал карьеру еще в XIX столетии, гастро­ лировал во множестве европейских цирков, впервые в СССР исполнил двойное сальто в партере. Среди его трюков “львиный прыжок” - пры­ жок через карету и лошадь, прыжок через 24 солдата со штыками в руках. Так что о какой-либо про­ фессиональной некомпетентности тут говорить не приходится. ПРОФЕССИОНАЛЫ ВЫСОКОГО УРОВНЯ Из других артистов, выступавших летом 1939-го в мурманском цирке, отмечу музыкального эксцентрика Мурманский цирк - творческие падения и взлеты Сто страниц истории к 1ОО-летию Мурманска вращаются одно в другом. Надо вы­ брать момент, когда их грани станут на миг параллельными. И тогда можно совершать прыжок через кольца на бешено летящих санях”. Мурманская пресса не скупилась на восторженные эпитеты. Выступле­ ние Буслаева и Бугримовой называли “захватывающим”, “замечательным по смелости и технике”, “последним достижением мастеров советского цирка”. Жители областного центра буквально отбивали себе ладони, при­ ветствуя артистов. А Бугримова, ко­ торая тогда только осваивала при­ несшее ей в дальнейшем громкую славу амплуа укротителя, выступала в заполярной столице еще и как на­ ездница. Ее лошадь, танцевавшая под популярные джазовые мелодии, судя по воспоминаниям очевидцев, стала общей любимицей публики. НА ПОДЪЕМЕ Большое впечатление на мурман­ ских зрителей произвел номер воз­ душных гимнастов Изяслава Бори­ совича и Раисы Максимилиановны Немчинских. “Одним из наиболее эффектных и по-настоящему цирко­ вых” назвал его в очередном “раз­ боре полетов” Александр Шевцов. “Здесь сила и ловкость со сме­ лостью доведены до наивысшего предела, - отмечал он. - Под самым куполом цирка, без предохраняю­ щей сетки, артисты Немчинские проделывают ряд головокружитель­ ных эволюций, проделывают их аб­ солютно безошибочно”. Добавлю к этому, что Раиса Максимилиановна - единственная среди воздушных гимнасток мира, проработавшая в избранном раз и на всю жизнь жанре 46 лет, до конца исполняя уникальные по сложности трюки и оставаясь ведущей в своем амплуа. Из других выступавших перед мур­ манчанами в том сезоне артистов вспомним замечательных велофигу­ ристов Польди, музыкальных экс­ центриков Герони, акробатов-экс- центриков Рыбалко и Рябинина, эк­ вилибристов на шарах Мауль, клоуна- дрессировщика Станислава Шаф рика. Характерно, что Шевцов, став­ ший главным “цирковедом” заполяр­ ной столицы и, если помните, в пух и прах разгромивший самое первое действо мурманского цирка, рецен­ зию на заключительные представле­ ния 1940 года озаглавил коротко и ясно - “Отличная программа”. Вот так, на подъеме мурманский цирк и встретил трагический 1941-й. Дмитрий ЕРМОЛАЕВ, сотрудник Государственного архива Мурманской области. По материалам Научно­ справочной библиотеки ГАМО. Окончание следует. Александр Николаевич Буслаев. Фото с сайта http.supload.wikimedia. Петр Златогоров демонстрирует эффект левитации. Фото Л. Хлюппе. С сайта http.magicpedia.ru г —— .. Анатолия Владимировича Ирманова, демонстрировавшего жителям запо­ лярной столицы свой самый извест­ ный номер. Он выходил на сцену в об­ разе чудаковатого маэстро с худо­ щавой фигурой и уныло свисающими усами, в темном костюме, будто с чу­ жого плеча, и пытался укротить “но­ ровистый” инструмент - скрипку. Та имела два грифа, и музыкант всяче­ ски стремился удалить “лишний”. И прежде чем зрители слышали пре­ красно сыгранную мелодию, Ирманов показывал целый ряд комических мо­ ментов: играл скрипкой на смычке, музицировал на лопнувшей струне и так далее. Выдающимся мастером своего дела был жонглер Константин Ми­ хайлович Никольский, в значительной степени революционизировавший классическое жонглирование. В Мур­ манске он работал и с палочками, и с тарелками, и с мячами, связывая свой номер в единое целое с помо­ щью разного рода акробатических элементов. В том же 1939 году Ни­ кольский первым среди жонглеров удостоился почетного звания заслу­ женного артиста РСФСР и получил высокую награду - орден Трудового Красного Знамени. Словом, зрителям заполярной столицы показывали свое ма­ стерство профессионалы самого высокого уровня. Но безусловным гвоздем первой программы Мурман­ ского цирка стали “Львы Макса”. Так назывался аттракцион укроти­ теля Георгия Борисовича Борисова, выступавшего под псевдонимом Макс и выходившего на манеж с группой дрессированных хищников. 69 РАН Георгий Борисович играл на арене роль грозного повелителя животных, яростно хлопающего бичом и застав­ ляющего зверей свирепо рычать и ис­ ступленно прыгать на своего власте­ лина, а публику замирать от страха. Номер Борисова настолько впечат­ лил мурманчан, что судьбе дресси­ ровщика, родившегося в Румынии, воевавшего и в первую мировую, и в гражданскую войну, посвятила от­ дельный большой материал газета “Комсомолец Заполярья”. “На протя­ жении всей дрессировки львы на­ несли ему 69 ран, - сообщали чита­ телям корреспонденты Константин Полтев и Василий Боровой. - И вот те­ перь Георгий Борисович Макс стал мастером арены, его знают в десят­ ках городов нашей страны, его ра­ боту видели тысячи зрителей... Сей­ час он в столице советского Запо­ лярья. Нужно сказать, что мурман­ чане восхищаются его работой”. С августа 1939 года в мурманском цирке демонстрировалась новая про­ грамма, которая, по единодушному мнению критиков, была гораздо лучше предыдущей. “На этот раз про­ грамма и хороша по качеству, и раз­ нообразна. Зрители имеют возмож­ ность видеть различных представите­ лей цирковых жанров”, - делился впе­ чатлениями на страницах “Полярки” Александр Шевцов. Жителей област­ ного центра покорили акробаты-экс- центрики Игвич, выступавшие на роликовых коньках артисты Стефани, акробаты Чаровы, жокеи-наездники Лерман, эквилибристы Орландо, воздушные гимнасты Джиовани. Центральное место на сей раз за­ нимал аттракцион иллюзиониста Петра Ильича Златогорова. И хотя наиболее принципиальные мурман­ ские критики отметили, что “все эти “чудеса иллюзии” можно встретить на любой эстраде, причем очень часто значительно лучше и чище техниче­ ски выполненные”, мурманчанам Зла­ тогоров приглянулся. О чем свиде­ тельствует хотя бы тот факт, что три десятилетия спустя, в 1969-м, когда артиста провожали на заслуженный отдых, одна из множества поступив­ ших в адрес Петра Ильича официаль­ ных приветственных телеграмм при­ шла из заполярной столицы. ПОЛЕТ ПОД КУПОЛОМ И ТАНЦУЮЩАЯ ЛОШАДЬ Главными звездами мурманского цирка в следующем, 1940 году стали Александр Николаевич Буслаев и ле­ гендарная Ирина Николаевна Бугри­ мова, выступавшие со своим корон­ ным номером “Полет на санях из-под купола цирка”. “У распределитель­ ного щита - маленькая фигурка жен­ щины, - описывал увиденное на арене начинающий поэт и журналист Алек­ сандр Подстаницкий. - Еще минута - и она, включив ток, заставит вра­ щаться большие тяжелые кольца, установленные под куполом цирка. Стройный мужчина застегивает ремни, прикрепляя себя к тяжелым саням, на которых через минуту ему лететь с этой крутой горки, набирать высоту и скорость для прыжка. - Готово? - Есть! Человек напрягся. Три кольца

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz