Ермолаев, Д. А. Сто страниц истории к 100-летию Мурманска : [подборка статей] / Дмитрий Ермолаев // Вечерний Мурманск. – 2012-2016.
www.vmnews.ru ПРОЕКТ“ВЕЧЕРКИ” 29 января 2016 г. “Вечерний Мурманск” 21 К аждому из нас хочется чуда. Некоторым - отчетливо и явно, некоторым - подспудно и неосознанно. Даже завзятые прагма тики и закоренелые реалисты втайне мечтают о чем-то, что вырвет их из серой, обыденной по вседневности, окунет в иной, красочный мир, при несет радость. Одно из подтверждений тому - не изменная на протяжении столетий популярность циркового искусства. Ведь действо, происходя щее на арене, - это всегда слегка волшебство, чуть-чуть сказка. И хотя за невесомым изяще ством парящих под куполом воздушных гимна стов, за бесшабашной лихостью клоуна и непри нужденной улыбкой укротителя, входящего в клетку к тиграм, кроется тяжелый, порой опас ный труд, зрителям верится, что все именно так легко, просто и празднично, как им показывают. Вот и жители заполярной столицы, собиравшиеся 6 июля 1939 года на первое в истории мурман ского цирка представление, ждали чуда, вол шебства, сказки. Вышло, однако, по-другому. ПЕРВЫЙ БЛИН КОМОМ “Программа составлена явно не продуманно, в ней преобладают ак робатические номера, что создает однообразие цирковых жанров, - от мечал в рецензии на открытие цир кового сезона корреспондент “По лярной правды”, будущий известный писатель Александр Шевцов. - Кроме того, некоторые из объявленных но меров еще не прибыли (конюшня Бакшеева, эквилибристы на шарах, сатирик Южин)... Слишком слаб и немощен оркестр... Артистам ор кестр только мешал,... его почти не слышали. Не совсем удачному на чалу... “помог” еще и дождь. Крыша протекала, зрители вынуждены были покидать места. Наиболее предпри имчивые сидели в цирке под... зон тиками... В целом... программа не удовлетворила зрителей”. В общем, первый блин вышел комом. Отрицательной оценки удостоился коверный клоун Сосин. “Его обязан ность заполнять паузы, - пояснял Шевцов. - На самом же деле получи лось так, что артист Сосин появлялся тогда, когда можно было обойтись без паузы... и делал ее длинной и то мительной, и наоборот, когда про исходила пауза из-за совершенно не слаженной работы униформистов, ар тиста Сосина на манеже не оказыва лось. Две-три плоских и древних, как сам цирк, шутки оставляли гнетущее впечатление. Смеха на манеже нет и, по-видимому, пока на нем будет ра ботать Сосин - не предвидится”. На самом деле такой отзыв - сви детельство скорее своеобразной журналистской моды того времени, чем реальной творческой беспо мощности клоуна. Дело в том, что клоунада считалась тогда староре жимным жанром, наследием “про клятого прошлого”, и “прорабаты вали” ее буквально в каждой крити ческой заметке. Так и писали: “К со жалению, приходится констатиро вать, что самым слабым местом про граммы было выступление клоунов таких-то...”. А мастера в ту пору ра ботали талантливые. И тот же Алек сандр Иосифович Сосин начинал карьеру еще в XIX столетии, гастро лировал во множестве европейских цирков, впервые в СССР исполнил двойное сальто в партере. Среди его трюков “львиный прыжок” - пры жок через карету и лошадь, прыжок через 24 солдата со штыками в руках. Так что о какой-либо про фессиональной некомпетентности тут говорить не приходится. ПРОФЕССИОНАЛЫ ВЫСОКОГО УРОВНЯ Из других артистов, выступавших летом 1939-го в мурманском цирке, отмечу музыкального эксцентрика Мурманский цирк - творческие падения и взлеты Сто страниц истории к 1ОО-летию Мурманска вращаются одно в другом. Надо вы брать момент, когда их грани станут на миг параллельными. И тогда можно совершать прыжок через кольца на бешено летящих санях”. Мурманская пресса не скупилась на восторженные эпитеты. Выступле ние Буслаева и Бугримовой называли “захватывающим”, “замечательным по смелости и технике”, “последним достижением мастеров советского цирка”. Жители областного центра буквально отбивали себе ладони, при ветствуя артистов. А Бугримова, ко торая тогда только осваивала при несшее ей в дальнейшем громкую славу амплуа укротителя, выступала в заполярной столице еще и как на ездница. Ее лошадь, танцевавшая под популярные джазовые мелодии, судя по воспоминаниям очевидцев, стала общей любимицей публики. НА ПОДЪЕМЕ Большое впечатление на мурман ских зрителей произвел номер воз душных гимнастов Изяслава Бори совича и Раисы Максимилиановны Немчинских. “Одним из наиболее эффектных и по-настоящему цирко вых” назвал его в очередном “раз боре полетов” Александр Шевцов. “Здесь сила и ловкость со сме лостью доведены до наивысшего предела, - отмечал он. - Под самым куполом цирка, без предохраняю щей сетки, артисты Немчинские проделывают ряд головокружитель ных эволюций, проделывают их аб солютно безошибочно”. Добавлю к этому, что Раиса Максимилиановна - единственная среди воздушных гимнасток мира, проработавшая в избранном раз и на всю жизнь жанре 46 лет, до конца исполняя уникальные по сложности трюки и оставаясь ведущей в своем амплуа. Из других выступавших перед мур манчанами в том сезоне артистов вспомним замечательных велофигу ристов Польди, музыкальных экс центриков Герони, акробатов-экс- центриков Рыбалко и Рябинина, эк вилибристов на шарах Мауль, клоуна- дрессировщика Станислава Шаф рика. Характерно, что Шевцов, став ший главным “цирковедом” заполяр ной столицы и, если помните, в пух и прах разгромивший самое первое действо мурманского цирка, рецен зию на заключительные представле ния 1940 года озаглавил коротко и ясно - “Отличная программа”. Вот так, на подъеме мурманский цирк и встретил трагический 1941-й. Дмитрий ЕРМОЛАЕВ, сотрудник Государственного архива Мурманской области. По материалам Научно справочной библиотеки ГАМО. Окончание следует. Александр Николаевич Буслаев. Фото с сайта http.supload.wikimedia. Петр Златогоров демонстрирует эффект левитации. Фото Л. Хлюппе. С сайта http.magicpedia.ru г —— .. Анатолия Владимировича Ирманова, демонстрировавшего жителям запо лярной столицы свой самый извест ный номер. Он выходил на сцену в об разе чудаковатого маэстро с худо щавой фигурой и уныло свисающими усами, в темном костюме, будто с чу жого плеча, и пытался укротить “но ровистый” инструмент - скрипку. Та имела два грифа, и музыкант всяче ски стремился удалить “лишний”. И прежде чем зрители слышали пре красно сыгранную мелодию, Ирманов показывал целый ряд комических мо ментов: играл скрипкой на смычке, музицировал на лопнувшей струне и так далее. Выдающимся мастером своего дела был жонглер Константин Ми хайлович Никольский, в значительной степени революционизировавший классическое жонглирование. В Мур манске он работал и с палочками, и с тарелками, и с мячами, связывая свой номер в единое целое с помо щью разного рода акробатических элементов. В том же 1939 году Ни кольский первым среди жонглеров удостоился почетного звания заслу женного артиста РСФСР и получил высокую награду - орден Трудового Красного Знамени. Словом, зрителям заполярной столицы показывали свое ма стерство профессионалы самого высокого уровня. Но безусловным гвоздем первой программы Мурман ского цирка стали “Львы Макса”. Так назывался аттракцион укроти теля Георгия Борисовича Борисова, выступавшего под псевдонимом Макс и выходившего на манеж с группой дрессированных хищников. 69 РАН Георгий Борисович играл на арене роль грозного повелителя животных, яростно хлопающего бичом и застав ляющего зверей свирепо рычать и ис ступленно прыгать на своего власте лина, а публику замирать от страха. Номер Борисова настолько впечат лил мурманчан, что судьбе дресси ровщика, родившегося в Румынии, воевавшего и в первую мировую, и в гражданскую войну, посвятила от дельный большой материал газета “Комсомолец Заполярья”. “На протя жении всей дрессировки львы на несли ему 69 ран, - сообщали чита телям корреспонденты Константин Полтев и Василий Боровой. - И вот те перь Георгий Борисович Макс стал мастером арены, его знают в десят ках городов нашей страны, его ра боту видели тысячи зрителей... Сей час он в столице советского Запо лярья. Нужно сказать, что мурман чане восхищаются его работой”. С августа 1939 года в мурманском цирке демонстрировалась новая про грамма, которая, по единодушному мнению критиков, была гораздо лучше предыдущей. “На этот раз про грамма и хороша по качеству, и раз нообразна. Зрители имеют возмож ность видеть различных представите лей цирковых жанров”, - делился впе чатлениями на страницах “Полярки” Александр Шевцов. Жителей област ного центра покорили акробаты-экс- центрики Игвич, выступавшие на роликовых коньках артисты Стефани, акробаты Чаровы, жокеи-наездники Лерман, эквилибристы Орландо, воздушные гимнасты Джиовани. Центральное место на сей раз за нимал аттракцион иллюзиониста Петра Ильича Златогорова. И хотя наиболее принципиальные мурман ские критики отметили, что “все эти “чудеса иллюзии” можно встретить на любой эстраде, причем очень часто значительно лучше и чище техниче ски выполненные”, мурманчанам Зла тогоров приглянулся. О чем свиде тельствует хотя бы тот факт, что три десятилетия спустя, в 1969-м, когда артиста провожали на заслуженный отдых, одна из множества поступив ших в адрес Петра Ильича официаль ных приветственных телеграмм при шла из заполярной столицы. ПОЛЕТ ПОД КУПОЛОМ И ТАНЦУЮЩАЯ ЛОШАДЬ Главными звездами мурманского цирка в следующем, 1940 году стали Александр Николаевич Буслаев и ле гендарная Ирина Николаевна Бугри мова, выступавшие со своим корон ным номером “Полет на санях из-под купола цирка”. “У распределитель ного щита - маленькая фигурка жен щины, - описывал увиденное на арене начинающий поэт и журналист Алек сандр Подстаницкий. - Еще минута - и она, включив ток, заставит вра щаться большие тяжелые кольца, установленные под куполом цирка. Стройный мужчина застегивает ремни, прикрепляя себя к тяжелым саням, на которых через минуту ему лететь с этой крутой горки, набирать высоту и скорость для прыжка. - Готово? - Есть! Человек напрягся. Три кольца
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz