Ермолаев, Д. А. Сто страниц истории к 100-летию Мурманска : [подборка статей] / Дмитрий Ермолаев // Вечерний Мурманск. – 2012-2016.
www.vmnews.ru ПРОЕКТ“ВЕЧЕРКИ” 9 октября 2015 г. I “Вечерний Мурманск” | "| Дирижабельные ворота захлопнулись, не открывшись Сто страниц истории к 1ОО-летию Мурманска К ак известно, Мурманск - ворота в Арктику. В годы первых пятилеток этот тезис получил на глядное подтверждение на море: СССР приложил огромные усилия для освоения Северного морского пути, отправной точкой которого и является заполярная столица. Но мало кто знает, что масштабные и по разным причинам неосуществленные проекты должны были сделать наш город не только морскими, но и сухопутными, и воздушными арктическими воротами. Что ка сается сухопутья, Великий Северный железнодорожный путь связал бы Мурманск с другими по лярными районами страны. Что касается воздуха, в полет от Кольского залива планировалось от правлять дирижабли. ОТ МУРМАНСКА ДО АЛЯСКИ В июле 1925 года Советский Союз посетил знаменитый немецкий воздухоплаватель Вальтер Брунс. Именно он впервые попытался со единить в единое целое заполярную столицу и бескрылые воздушные ко рабли. Еще в 1919-м на заседании Берлинского общества естествоис пытателей Брунс выдвинул идею трансарктического дирижабельного пути по маршруту Амстердам - Ле нинград - Архангельск - Северный полюс - Америка. В качестве допол нительных баз на случай изменения метеоусловий или потребности в до заправке были намечены Мурманск и Земля Франца-Иосифа. Проект получил поддержку в на учных кругах Германии и Скандина вии. Именно из него выросло соз данное в 1924-м международное об щество “Аэроарктик”, генеральным секретарем которого стал Брунс. Приехав в СССР, он обсудил воз можность осуществления своих грандиозных планов с властями и учеными Страны Советов. К тому времени первоначальные общие на метки трансарктических перелетов на дирижаблях были уточнены. Проект Брунса состоял теперь из двух частей - организации научного полета от Мурманска до Аляски и учреждения регулярного грузопас сажирского сообщения вдоль бере гов Сибири, а также из Европы в Америку и Азию через полярные пространства. Для обслуживания этой линии предполагалась постройка шести громадных по тому времени воз душных кораблей. Каждый из них имел бы объем 150 тысяч кубиче ских метров, семь моторов общей мощностью около трех тысяч лоша диных сил, среднюю скорость по лета 100 километров в час и мог бы перевозить одновременно от 50 до 100 пассажиров и 10 тонн груза. Что касается научного полета, для него требовался пусть доста точно мощный, но всего один дири жабль. “Базой является Мурманск, - информировал читателей в 1925-м “Вестник Карело-Мурманского края”. - Из Мурманска курс берется на Землю Франца-Иосифа, далее к области около полюса, затем на мыс Барроу в С. Америке, а оттуда в Ном на Аляске. После трехднев ного отдыха экспедиция отправ ляется обратно, но иным путем, именно, вдоль берегов Сибири к Земле Николая (ныне - Северная Земля. - Д. Е.), каковая подверга ется тщательной стереофотографи- ческой съемке, далее путь лежит через Новую Землю в Мурманск”. ОБЕРЕГАТЬ СЕВЕРНЫЕ ГРАНИЦЫ “Советские дирижабли должны и будут реять над Страной Советов, будут обеспечивать победу миро вому Октябрю совместно с красной авиацией”, - утверждал 23 февраля 1931 года в передовице “Правды” командующий ВВС Красной Армии Яков Алкснис. Перспектива милита ризации летающих кораблей каза лась в ту пору очевидной. И, кстати, проект Брунса косвенно способ ствовал обострению международной обстановки в Арктике. Сам немецкий воздухоплаватель, а также канадец Вильялмур Стефансон, активно под держивавший идею трансполярных перелетов на дирижаблях и самоле тах, одним из наиболее удобных мест для промежуточной остановки в Вос точном секторе Арктики считали ост ров Врангеля. Стефансон дважды вы саживал на острове добровольцев, поднимал английский флаг и объ являл его территорией Британской империи. Советский Союз, в свою очередь, в октябре 1924 года направил всем заинтересованным странам ноту о том, что все арктические острова вдоль побережья Сибири - от ост рова Врангеля до Новой Земли - при надлежат СССР. В 1925-м журнал “Самолет” сообщал: “Оберегать свои северные границы мы можем только при помощи дирижаблей, опираясь на свои базы, которыми должны являться Мурманск и ост ров Врангеля”. Далее последовало широко известное постановление Президиума ЦИК от 15 апреля 1926-го, обозначившее границы со ветского сектора Арктики. Брунс приезжал в Мурманск в июне 1928 года с делегацией прохо дившего в Ленинграде второго кон гресса общества “Аэроарктик”. Вме сте с другими “конгрессменами” он пытался определить в заполярной столице наиболее удобное место, где можно было бы установить при чальную мачту для дирижаблей (см. “Вечерний Мурманск” от 31 марта 2014 года). Однако мачта в итоге не понадобилась. “Граф Цеппелин”, со вершивший в июле 1931-го арктиче ский перелет, на Кольском полу острове так и не побывал. Но дирижабельные мечты продол жали будоражить умы мурманчан. И немудрено. В ту пору дирижабль ка зался наиболее удобным и доступ ным видом транспорта, который мог бы связать отдаленные районы СССР с его центром. ВОЗДУШНЫЙ ПОРТ В УСТЬЕ РОСТЫ “Именно в Арктике дирижабль явился совершенно незаменимым орудием освещения малоисследо ванных или совершенно неизвест ных областей” , - писал 3 сентября 1933 года в “Полярной правде” вы дающийся полярный исследователь Рудольф Самойлович. Чуть раньше, в 1931-м, при управлении Граждан ского воздушного флота возник Ди- рижаблестрой. Первую дирижа бельную линию намечалось проло жить из Москвы в Мурманск. Проект создания в заполярной столице базы для воздушных кораблей обрел второе дыхание. В самом се верном окружном центре Ленин градской области начались изыска ния участка под строительство ди рижабельного порта. Документы Государственного ар хива Мурманской области свиде тельствуют, что самое пригодное для этих целей место обнаружилось неподалеку от устья реки Росты. 8 августа 1932 года начальник изыс каний летчик-наблюдатель Пахомов обратился в Мурманский окриспол- ком с предложением “указанный участок закрепить за Дирижабле- строем и выдать протокол поста новления, воспретив производить строительство и прочие сооруже ния”. На скорейшем отводе земли настаивал и ленинградский облплан. Но при рассмотрении заявки вы яснилось, что у территории, пред назначенной под воздушный порт, уже имеется хозяин - совхоз “Арк тика”. Его директор тут же доложил, что если отдать требуемый участок, то придется закрыть ферму, снаб жавшую мурманчан молоком. Окружное земельное управление поддержало руководство совхоза, заявив, что передача земли воз можна “лишь при условии ограниче ния... фермы до 50-60 голов рога того скота, а также при обязатель ном возмещении со стороны Дири- жаблестроя... убытков, вызванных постройкой дирижабельного порта”. Кроме того, неподалеку от буду щей воздухоплавательской базы планировалось начать строитель ство металлургического завода. В качестве сырья для него предпола галось использовать железную руду Рудольф Самойлович на борту дирижабля “ Граф Цеппелин” . из месторождения, открытого в рай оне Кольского залива. А еще по этой территории хотели провести дорогу. В общем, препятствий ока залось слишком много. В итоге президиум Мурманского окрисполкома Пахомову отказал, объяснив это тем, что “отвод проси мого Дирижаблестроем участка по требует фактически ликвидации единственного существующего мо лочного совхоза... перенос же та кового на новое место потребует длительного времени (около двух лет)”. Помимо этого были отмечены относительно неблагоприятные условия “размещения воздушного порта в изысканном районе”. Одно временно рекомендовалось прове сти дополнительные изыскания - около станции Пулозеро. ИДЕАЛЬНАЯ БАЗА ДЛЯ ДИРИЖАБЛЕЙ Таким образом, строительство базы для дирижаблей в заполярной столице застопорилось, даже не на чавшись. Но сам проект пока никто не отменял. “Мурманск как самый се верный крупный индустриальный центр, расположенный далеко за По лярным кругом, на стыке железно дорожных и морских путей сообще ния, является идеальным пунктом для организации мирового значения базы арктических перелетов на ди рижаблях, - пояснялось в плане раз вития народного хозяйства Мурман ского округа на вторую пятилетку. - Ввиду этого... принято сооружение в районе Кольского залива посадоч ной площадки с эллингом для круп ных дирижаблей (объемом до 200 тысяч кубических метров), газовым заводом и мехмастерскими”. Общая стоимость работ оценива лась в 1 миллион 450 тысяч рублей. 800 тысяч рублей из этой суммы предполагалось истратить уже в 1933 году. Мурманский дирижабельный порт должен был войти в эксплуата цию в 1934-м. В 1937-м намечалось увеличение мощности газового за вода и расширение мастерских. Однако реализовать этот проект так и не удалось. Дирижабельные ворота в Арктику захлопнулись, даже не открывшись. Воздухопла вание окончательно проиграло кон куренцию авиации. Планы так и остались планами. Единственным практическим воплощением дири жабельной мечты стали для мур манчан аэростаты заграждения, за щищавшие небо над заполярной столицей в годы войны. Впрочем, се годня воздухоплавание вновь наби рает обороты, и кто знает, может, когда-нибудь мы еще увидим дири жабли над Мурманском. Дмитрий ЕРМОЛАЕВ, сотрудник Государственного архива Мурманской области. Аэростат воздушного заграждения на проспекте Сталина в Мурманске. 1943 год. Фото К. Моисеева из архива С. Поповой.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz