Ермолаев, Д. А. Сто страниц истории к 100-летию Мурманска : [подборка статей] / Дмитрий Ермолаев // Вечерний Мурманск. – 2012-2016.

www.vmnews.ru ПРОЕКТ“ВЕЧЕРКИ” 9 октября 2015 г. I “Вечерний Мурманск” | "| Дирижабельные ворота захлопнулись, не открывшись Сто страниц истории к 1ОО-летию Мурманска К ак известно, Мурманск - ворота в Арктику. В годы первых пятилеток этот тезис получил на­ глядное подтверждение на море: СССР приложил огромные усилия для освоения Северного морского пути, отправной точкой которого и является заполярная столица. Но мало кто знает, что масштабные и по разным причинам неосуществленные проекты должны были сделать наш город не только морскими, но и сухопутными, и воздушными арктическими воротами. Что ка­ сается сухопутья, Великий Северный железнодорожный путь связал бы Мурманск с другими по­ лярными районами страны. Что касается воздуха, в полет от Кольского залива планировалось от­ правлять дирижабли. ОТ МУРМАНСКА ДО АЛЯСКИ В июле 1925 года Советский Союз посетил знаменитый немецкий воздухоплаватель Вальтер Брунс. Именно он впервые попытался со­ единить в единое целое заполярную столицу и бескрылые воздушные ко­ рабли. Еще в 1919-м на заседании Берлинского общества естествоис­ пытателей Брунс выдвинул идею трансарктического дирижабельного пути по маршруту Амстердам - Ле­ нинград - Архангельск - Северный полюс - Америка. В качестве допол­ нительных баз на случай изменения метеоусловий или потребности в до­ заправке были намечены Мурманск и Земля Франца-Иосифа. Проект получил поддержку в на­ учных кругах Германии и Скандина­ вии. Именно из него выросло соз­ данное в 1924-м международное об­ щество “Аэроарктик”, генеральным секретарем которого стал Брунс. Приехав в СССР, он обсудил воз­ можность осуществления своих грандиозных планов с властями и учеными Страны Советов. К тому времени первоначальные общие на­ метки трансарктических перелетов на дирижаблях были уточнены. Проект Брунса состоял теперь из двух частей - организации научного полета от Мурманска до Аляски и учреждения регулярного грузопас­ сажирского сообщения вдоль бере­ гов Сибири, а также из Европы в Америку и Азию через полярные пространства. Для обслуживания этой линии предполагалась постройка шести громадных по тому времени воз­ душных кораблей. Каждый из них имел бы объем 150 тысяч кубиче­ ских метров, семь моторов общей мощностью около трех тысяч лоша­ диных сил, среднюю скорость по­ лета 100 километров в час и мог бы перевозить одновременно от 50 до 100 пассажиров и 10 тонн груза. Что касается научного полета, для него требовался пусть доста­ точно мощный, но всего один дири­ жабль. “Базой является Мурманск, - информировал читателей в 1925-м “Вестник Карело-Мурманского края”. - Из Мурманска курс берется на Землю Франца-Иосифа, далее к области около полюса, затем на мыс Барроу в С. Америке, а оттуда в Ном на Аляске. После трехднев­ ного отдыха экспедиция отправ­ ляется обратно, но иным путем, именно, вдоль берегов Сибири к Земле Николая (ныне - Северная Земля. - Д. Е.), каковая подверга­ ется тщательной стереофотографи- ческой съемке, далее путь лежит через Новую Землю в Мурманск”. ОБЕРЕГАТЬ СЕВЕРНЫЕ ГРАНИЦЫ “Советские дирижабли должны и будут реять над Страной Советов, будут обеспечивать победу миро­ вому Октябрю совместно с красной авиацией”, - утверждал 23 февраля 1931 года в передовице “Правды” командующий ВВС Красной Армии Яков Алкснис. Перспектива милита­ ризации летающих кораблей каза­ лась в ту пору очевидной. И, кстати, проект Брунса косвенно способ­ ствовал обострению международной обстановки в Арктике. Сам немецкий воздухоплаватель, а также канадец Вильялмур Стефансон, активно под­ держивавший идею трансполярных перелетов на дирижаблях и самоле­ тах, одним из наиболее удобных мест для промежуточной остановки в Вос­ точном секторе Арктики считали ост­ ров Врангеля. Стефансон дважды вы­ саживал на острове добровольцев, поднимал английский флаг и объ­ являл его территорией Британской империи. Советский Союз, в свою очередь, в октябре 1924 года направил всем заинтересованным странам ноту о том, что все арктические острова вдоль побережья Сибири - от ост­ рова Врангеля до Новой Земли - при­ надлежат СССР. В 1925-м журнал “Самолет” сообщал: “Оберегать свои северные границы мы можем только при помощи дирижаблей, опираясь на свои базы, которыми должны являться Мурманск и ост­ ров Врангеля”. Далее последовало широко известное постановление Президиума ЦИК от 15 апреля 1926-го, обозначившее границы со­ ветского сектора Арктики. Брунс приезжал в Мурманск в июне 1928 года с делегацией прохо­ дившего в Ленинграде второго кон­ гресса общества “Аэроарктик”. Вме­ сте с другими “конгрессменами” он пытался определить в заполярной столице наиболее удобное место, где можно было бы установить при­ чальную мачту для дирижаблей (см. “Вечерний Мурманск” от 31 марта 2014 года). Однако мачта в итоге не понадобилась. “Граф Цеппелин”, со­ вершивший в июле 1931-го арктиче­ ский перелет, на Кольском полу­ острове так и не побывал. Но дирижабельные мечты продол­ жали будоражить умы мурманчан. И немудрено. В ту пору дирижабль ка­ зался наиболее удобным и доступ­ ным видом транспорта, который мог бы связать отдаленные районы СССР с его центром. ВОЗДУШНЫЙ ПОРТ В УСТЬЕ РОСТЫ “Именно в Арктике дирижабль явился совершенно незаменимым орудием освещения малоисследо­ ванных или совершенно неизвест­ ных областей” , - писал 3 сентября 1933 года в “Полярной правде” вы­ дающийся полярный исследователь Рудольф Самойлович. Чуть раньше, в 1931-м, при управлении Граждан­ ского воздушного флота возник Ди- рижаблестрой. Первую дирижа­ бельную линию намечалось проло­ жить из Москвы в Мурманск. Проект создания в заполярной столице базы для воздушных кораблей обрел второе дыхание. В самом се­ верном окружном центре Ленин­ градской области начались изыска­ ния участка под строительство ди­ рижабельного порта. Документы Государственного ар­ хива Мурманской области свиде­ тельствуют, что самое пригодное для этих целей место обнаружилось неподалеку от устья реки Росты. 8 августа 1932 года начальник изыс­ каний летчик-наблюдатель Пахомов обратился в Мурманский окриспол- ком с предложением “указанный участок закрепить за Дирижабле- строем и выдать протокол поста­ новления, воспретив производить строительство и прочие сооруже­ ния”. На скорейшем отводе земли настаивал и ленинградский облплан. Но при рассмотрении заявки вы­ яснилось, что у территории, пред­ назначенной под воздушный порт, уже имеется хозяин - совхоз “Арк­ тика”. Его директор тут же доложил, что если отдать требуемый участок, то придется закрыть ферму, снаб­ жавшую мурманчан молоком. Окружное земельное управление поддержало руководство совхоза, заявив, что передача земли воз­ можна “лишь при условии ограниче­ ния... фермы до 50-60 голов рога­ того скота, а также при обязатель­ ном возмещении со стороны Дири- жаблестроя... убытков, вызванных постройкой дирижабельного порта”. Кроме того, неподалеку от буду­ щей воздухоплавательской базы планировалось начать строитель­ ство металлургического завода. В качестве сырья для него предпола­ галось использовать железную руду Рудольф Самойлович на борту дирижабля “ Граф Цеппелин” . из месторождения, открытого в рай­ оне Кольского залива. А еще по этой территории хотели провести дорогу. В общем, препятствий ока­ залось слишком много. В итоге президиум Мурманского окрисполкома Пахомову отказал, объяснив это тем, что “отвод проси­ мого Дирижаблестроем участка по­ требует фактически ликвидации единственного существующего мо­ лочного совхоза... перенос же та­ кового на новое место потребует длительного времени (около двух лет)”. Помимо этого были отмечены относительно неблагоприятные условия “размещения воздушного порта в изысканном районе”. Одно­ временно рекомендовалось прове­ сти дополнительные изыскания - около станции Пулозеро. ИДЕАЛЬНАЯ БАЗА ДЛЯ ДИРИЖАБЛЕЙ Таким образом, строительство базы для дирижаблей в заполярной столице застопорилось, даже не на­ чавшись. Но сам проект пока никто не отменял. “Мурманск как самый се­ верный крупный индустриальный центр, расположенный далеко за По­ лярным кругом, на стыке железно­ дорожных и морских путей сообще­ ния, является идеальным пунктом для организации мирового значения базы арктических перелетов на ди­ рижаблях, - пояснялось в плане раз­ вития народного хозяйства Мурман­ ского округа на вторую пятилетку. - Ввиду этого... принято сооружение в районе Кольского залива посадоч­ ной площадки с эллингом для круп­ ных дирижаблей (объемом до 200 тысяч кубических метров), газовым заводом и мехмастерскими”. Общая стоимость работ оценива­ лась в 1 миллион 450 тысяч рублей. 800 тысяч рублей из этой суммы предполагалось истратить уже в 1933 году. Мурманский дирижабельный порт должен был войти в эксплуата­ цию в 1934-м. В 1937-м намечалось увеличение мощности газового за­ вода и расширение мастерских. Однако реализовать этот проект так и не удалось. Дирижабельные ворота в Арктику захлопнулись, даже не открывшись. Воздухопла­ вание окончательно проиграло кон­ куренцию авиации. Планы так и остались планами. Единственным практическим воплощением дири­ жабельной мечты стали для мур­ манчан аэростаты заграждения, за­ щищавшие небо над заполярной столицей в годы войны. Впрочем, се­ годня воздухоплавание вновь наби­ рает обороты, и кто знает, может, когда-нибудь мы еще увидим дири­ жабли над Мурманском. Дмитрий ЕРМОЛАЕВ, сотрудник Государственного архива Мурманской области. Аэростат воздушного заграждения на проспекте Сталина в Мурманске. 1943 год. Фото К. Моисеева из архива С. Поповой.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz