Ермолаев, Д. А. Сто страниц истории к 100-летию Мурманска : [подборка статей] / Дмитрий Ермолаев // Вечерний Мурманск. – 2012-2016.

www.vmnews.ru 1 ПРОЕКТ“ ВЕЧЕРКИ” Г 25 сентября 2015 г. | “Вечерний Мурманск” [ 21 Прыжки с парашютом у Дома культуры Сто страниц истории к 1ОО-летию Мурманска М ногим из нас это памятно с детства. Фильм "Тимур и его команда". Тимур помогает Жене подготовиться к первому в ее жизни прыжку. Раскрытый купол. Неоглядная даль. Гневный взгляд старшей сестры Ольги и смущенный - дяди Тимура Георгия в исполнении замеча­ тельного Леонида Куравлева... Парашютные вышки - романтика 30-х. ДЕЛО ЧЕСТИ Когда-то эти почти забытые ныне сооружения стояли по всей стране. Первое в мире социалистическое го­ сударство готовилось себя защи­ щать, а потому всемерно развивало военизированные виды спорта. Но одной только подготовкой к защите Родины невероятную популярность инженерных конструкций, позволяю­ щих имитировать прыжок с парашю­ том, не объяснить. Было что-то еще. Возможно, неуловимое и пьянящее ощущение полета, свободы, ото­ рванности от всего земного, которое они на краткий миг позволяли испы­ тать. Так или иначе накануне войны всякий уважающий себя населенный пункт СССР считал делом чести иметь такую постройку, восприни­ мавшуюся не просто как любимый молодежью аттракцион, но, в первую очередь, как знак соответствия тре­ бованиям современности, символ технического прогресса. Не был ис­ ключением и Мурманск. Первая отечественная парашют­ ная вышка вошла в строй 10 мая 1933 года в пригороде Ленинграда Пушкине. Мурманчане, являвшиеся в ту пору жителями Ленинградской области, на происшедшее отклик­ нулись быстро. "Группа руководя­ щего актива обкома ВЛКСМ трени­ руется сейчас на прыжках со спе­ циальной вышки, готовясь к прыж­ кам с аэроплана с большой высоты, - сообщала "Полярная правда" 16 июня 1933 года. - Необходимо по­ ставить вопрос о постройке трени­ ровочной вышки для прыжков с па­ рашютом". Тогда же мурманские ак­ тивисты Осоавиахима провозгла­ сили лозунг: "На тренировочную вышку, на планер!". Парашютная мечта исполнилась не сразу. Про­ следить за тем, как она воплоща­ лась в жизнь, помогут документы Го- сударственного архива Мурманской области. ПЕРВАЯ ЗА ПОЛЯРНЫМ КРУГОМ 17 июня 1935 года члены прези­ диума Ленинградского областного совета Осоавиахима констатиро­ вали, что на территории Мурман­ ского округа "идет подготовка к строительству 3-х парашютных вышек". Первую из них, являвшуюся также первой вышкой за Полярным кругом, решили построить в Мур­ манске. 7 сентября 1935-го окруж­ ной исполком выделил на ее соору­ жение 30 тысяч рублей, а позже - еще 15 тысяч. Место для вышки от­ вели в самом центре города - непо­ далеку от Дома культуры. В каче­ стве материала выбрали дерево - металл оказался слишком дорог. Слесарь Мурманского торгового порта Фриц Лауренц был команди­ рован в Ленинград "для подготовки на инструктора парашютного дела". Вскоре строительство началось. Шло оно поначалу ни шатко ни валко. В постановлении бюро Мур­ манского окружкома ВКП(б) от 25 декабря 1935 года указано, что срок сдачи объекта перенесен на 15 января 1936-го и что необхо­ димо дополнительно "выделить для этой цели 15 плотников". После того как очередная дата ввода вышки в эксплуатацию осталась позади, дело доверили стахановской бри­ гаде Мурснабстроя под руковод­ ством бригадира Тарелкина. Стройка резко набрала обороты. "Бригада работает круглые сутки, - информировала читателей "По- лярка" 27 января 1936 года. - 20 ян­ варя на общем собрании бригада взяла на себя обязательство окон­ чить за Ленинский стахановский трехдневник вторую площадку. (Как видите, годовщина смерти Ленина отмечалась в СССР не только тра­ урными мероприятиями, но и удар­ ным трудом. - Д. Е.). Свое обяза­ тельство бригада выполнила и ре­ шила все плотничные работы закон­ чить к 3 февраля, после чего нач­ нутся работы по монтажу вышки". ФУРОР В МУРМАНСКЕ И ОКРЕСТНОСТЯХ 23 марта бывший слесарь Лау­ ренц получил свидетельство об окончании школы при ленинград­ ском аэроклубе. В апреле наладку 25-метровой вышки закончили и после пробных прыжков, в Перво­ майские дни 1936 года она начала действовать. И сразу произвела в заполярной столице и ее окрестно­ стях настоящий фурор! Желающие совершить прыжок выстраивались в длинные очереди. Из близлежащих и отдаленных сел приезжали целые делегации, требовавшие, чтобы всем, кто входил в их состав, обя­ зательно позволили прыгнуть. "Па­ рашютная вышка около Дома куль­ туры посещается очень охотно мо­ лодежью Мурманска", - констатиро­ вала в конце мая газета "Звезда За­ полярья". Каждому посетителю вы­ давали документ, подтверждающий, что его полет под куполом пара­ шюта действительно состоялся. Руководство мурманского Осоа­ виахима строило смелые планы, со­ бираясь в будущем "пропустить" через вышку большую часть насе­ ления заполярной столицы. В бли­ жайшей же перспективе пред­ стояло "организовать систематиче­ ские прыжки с парашютной вышки комсомольцев мурманской органи­ зации, а также... коллективные вы­ езды комсомольцев и молодежи Кольского, Полярного районов. Предусмотреть организацию прыж­ ков участников совещания женской молодежи и пленума окружкома ВЛКСМ... Организовать окружную школу инструкторов парашютного спорта". Кто знает, каких высот могло достичь в Мурманске пара­ шютное дело, если бы все намечен­ ное удалось осуществить. Но - не случилось. ЗАКРЫЛАСЬ, НЕ НАЧАВ РАБОТАТЬ "Выбрав свободное время, 25 мо­ лодых колхозников из белокамен- ского колхоза "Похянтяхтио" ("По­ лярная звезда") отправились в Мур­ манск. Они собрались посмотреть на мурманскую парашютную вышку, а потом и совершить пры­ жок... однако на этот раз молодым колхозникам пришлось горько разочароваться, - поясняла 18 ав­ густа 1936 года "Полярная правда". - Правда, вышку-то они осмотрели и очень внимательно, а вот прыг­ нуть так и не удалось. Некоторые из них, ради любопытства больше, забрались на самую верхнюю пло­ щадку вышки и, простояв там не­ которое время, спустились на землю - тоже без помощи пара­ шюта, больше надеясь на собст­ венные ноги. С тем и уехали об­ ратно в колхоз". Та же участь по­ стигла вскоре делегации моряков Северной военной флотилии, строителей судоремонтного завода Главсевморпути, работников рыбо­ комбината, сотрудников Мурман- торга и многих других, выражаясь языком осоавиахимовцев тех лет, "крупных заказчиков", не говоря уже об обычных, "неорганизован­ ных" горожанах. Правда, до конца 1936 года мур­ манчане еще успели совершить 7300 прыжков, но затем парашют­ ная вышка закрылась, не успев еще толком начать работать. Сперва вы­ яснилось, что при прыжках не со­ блюдаются необходимые меры безопасности и нужно оборудовать площадку для приземления: огоро­ дить ее забором и засыпать опил­ ками. Потом обнаружилось, что вышку построили из негодного сы­ рого леса. В итоге древесина рас­ сохлась и все сооружение пришло в аварийное состояние. Понадо­ бился срочный ремонт, а для него, в свою очередь, потребовались деньги, которых неоткуда было взять. В постановлении оргбюро ЦК ВЛКСМ по Мурманской области "О работе окружного совета Осоавиа­ хима", утвержденном 29 сентября 1938 года, отдельно отмечалось, что "вышка все лето стояла без дви­ жения, а инструктор... был отпущен в отпуск". ПОМЕХА СТРОИТЕЛЬСТВУ Окончательно решил судьбу пара­ шютной вышки президиум Мурман­ ского горсовета. Осенью 1938-го им было принято постановление о постройке рядом с Домом культуры двух жилых домов Севморпути. Одно из этих исчезнувших ныне двухэтажных деревянных зданий предполагалось разместить как раз на том месте, где стояла бездей­ ствующая вышка. Парашютный тре­ нажер, бывший еще не так давно местом всеобщего паломничества горожан, мешал строительству, и его разобрали. Поначалу считалось - временно. Деревянное сооружение хотели перенести на новое место - у кинотеатра "Северное сияние". Но когда его стали демонтировать, ока­ залось, что для переноски оно не пригодно. Правда, совсем отказываться от вышки мурманчанам не хотелось. Поэтому управление Севморпути ре­ шило возместить осоавиахимовцам заполярной столицы стоимость лик­ видированной конструкции и пере­ вело на их счет 48 тысяч рублей. На эти деньги решили возвести более высокую - 37 метров - и более проч­ ную - металлическую - парашютную вышку. Но, увы, намерения так и остались намерениями. 8 марта 1939 года был арестован и приговорен к трем годам исправи­ тельно-трудовых лагерей происхо­ дивший из поволжских немцев Фриц Филиппович Лауренц. Заменивший его инструктор по парашютному спорту Кудряшов предпринимал от­ чаянные усилия, писал в Запорож- сталь и Стальмост, но успеха так и не добился. Летом 1940 года часть средств, предназначавшихся для строительства новой вышки, пере­ вели на ремонт городских тиров. На­ кануне войны мурманская молодежь ностальгически вспоминала те золо­ тые дни, когда она "имела свою па­ рашютную вышку. Вышка деревян­ ная, невысокая, невзрачная на пер­ вый взгляд, но все это ничего. Глав­ ное, что на ней был парашют и мо­ лодые парни и девушки целые вечера проводили... совершая с 25-метро- вой вышины прыжки на землю". Так закончилась история мурман­ ской парашютной вышки - первой за Полярным кругом. После Победы в областном центре вновь появилась конструкция для имитации прыжков с парашютом. И горожане опять смогли увидеть над собой белый купол, испытать ощущение полета, почувствовать, как плывет навстречу земля. Но то была уже иная эпоха и совершенно другая история. Дмитрий ЕРМОЛАЕВ, сотрудник Государственного архива Мурманской области.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz