Ермолаев, Д. А. Сто страниц истории к 100-летию Мурманска : [подборка статей] / Дмитрий Ермолаев // Вечерний Мурманск. – 2012-2016.
www.vmnews.ru 1 ПРОЕКТ“ ВЕЧЕРКИ” Г 25 сентября 2015 г. | “Вечерний Мурманск” [ 21 Прыжки с парашютом у Дома культуры Сто страниц истории к 1ОО-летию Мурманска М ногим из нас это памятно с детства. Фильм "Тимур и его команда". Тимур помогает Жене подготовиться к первому в ее жизни прыжку. Раскрытый купол. Неоглядная даль. Гневный взгляд старшей сестры Ольги и смущенный - дяди Тимура Георгия в исполнении замеча тельного Леонида Куравлева... Парашютные вышки - романтика 30-х. ДЕЛО ЧЕСТИ Когда-то эти почти забытые ныне сооружения стояли по всей стране. Первое в мире социалистическое го сударство готовилось себя защи щать, а потому всемерно развивало военизированные виды спорта. Но одной только подготовкой к защите Родины невероятную популярность инженерных конструкций, позволяю щих имитировать прыжок с парашю том, не объяснить. Было что-то еще. Возможно, неуловимое и пьянящее ощущение полета, свободы, ото рванности от всего земного, которое они на краткий миг позволяли испы тать. Так или иначе накануне войны всякий уважающий себя населенный пункт СССР считал делом чести иметь такую постройку, восприни мавшуюся не просто как любимый молодежью аттракцион, но, в первую очередь, как знак соответствия тре бованиям современности, символ технического прогресса. Не был ис ключением и Мурманск. Первая отечественная парашют ная вышка вошла в строй 10 мая 1933 года в пригороде Ленинграда Пушкине. Мурманчане, являвшиеся в ту пору жителями Ленинградской области, на происшедшее отклик нулись быстро. "Группа руководя щего актива обкома ВЛКСМ трени руется сейчас на прыжках со спе циальной вышки, готовясь к прыж кам с аэроплана с большой высоты, - сообщала "Полярная правда" 16 июня 1933 года. - Необходимо по ставить вопрос о постройке трени ровочной вышки для прыжков с па рашютом". Тогда же мурманские ак тивисты Осоавиахима провозгла сили лозунг: "На тренировочную вышку, на планер!". Парашютная мечта исполнилась не сразу. Про следить за тем, как она воплоща лась в жизнь, помогут документы Го- сударственного архива Мурманской области. ПЕРВАЯ ЗА ПОЛЯРНЫМ КРУГОМ 17 июня 1935 года члены прези диума Ленинградского областного совета Осоавиахима констатиро вали, что на территории Мурман ского округа "идет подготовка к строительству 3-х парашютных вышек". Первую из них, являвшуюся также первой вышкой за Полярным кругом, решили построить в Мур манске. 7 сентября 1935-го окруж ной исполком выделил на ее соору жение 30 тысяч рублей, а позже - еще 15 тысяч. Место для вышки от вели в самом центре города - непо далеку от Дома культуры. В каче стве материала выбрали дерево - металл оказался слишком дорог. Слесарь Мурманского торгового порта Фриц Лауренц был команди рован в Ленинград "для подготовки на инструктора парашютного дела". Вскоре строительство началось. Шло оно поначалу ни шатко ни валко. В постановлении бюро Мур манского окружкома ВКП(б) от 25 декабря 1935 года указано, что срок сдачи объекта перенесен на 15 января 1936-го и что необхо димо дополнительно "выделить для этой цели 15 плотников". После того как очередная дата ввода вышки в эксплуатацию осталась позади, дело доверили стахановской бри гаде Мурснабстроя под руковод ством бригадира Тарелкина. Стройка резко набрала обороты. "Бригада работает круглые сутки, - информировала читателей "По- лярка" 27 января 1936 года. - 20 ян варя на общем собрании бригада взяла на себя обязательство окон чить за Ленинский стахановский трехдневник вторую площадку. (Как видите, годовщина смерти Ленина отмечалась в СССР не только тра урными мероприятиями, но и удар ным трудом. - Д. Е.). Свое обяза тельство бригада выполнила и ре шила все плотничные работы закон чить к 3 февраля, после чего нач нутся работы по монтажу вышки". ФУРОР В МУРМАНСКЕ И ОКРЕСТНОСТЯХ 23 марта бывший слесарь Лау ренц получил свидетельство об окончании школы при ленинград ском аэроклубе. В апреле наладку 25-метровой вышки закончили и после пробных прыжков, в Перво майские дни 1936 года она начала действовать. И сразу произвела в заполярной столице и ее окрестно стях настоящий фурор! Желающие совершить прыжок выстраивались в длинные очереди. Из близлежащих и отдаленных сел приезжали целые делегации, требовавшие, чтобы всем, кто входил в их состав, обя зательно позволили прыгнуть. "Па рашютная вышка около Дома куль туры посещается очень охотно мо лодежью Мурманска", - констатиро вала в конце мая газета "Звезда За полярья". Каждому посетителю вы давали документ, подтверждающий, что его полет под куполом пара шюта действительно состоялся. Руководство мурманского Осоа виахима строило смелые планы, со бираясь в будущем "пропустить" через вышку большую часть насе ления заполярной столицы. В бли жайшей же перспективе пред стояло "организовать систематиче ские прыжки с парашютной вышки комсомольцев мурманской органи зации, а также... коллективные вы езды комсомольцев и молодежи Кольского, Полярного районов. Предусмотреть организацию прыж ков участников совещания женской молодежи и пленума окружкома ВЛКСМ... Организовать окружную школу инструкторов парашютного спорта". Кто знает, каких высот могло достичь в Мурманске пара шютное дело, если бы все намечен ное удалось осуществить. Но - не случилось. ЗАКРЫЛАСЬ, НЕ НАЧАВ РАБОТАТЬ "Выбрав свободное время, 25 мо лодых колхозников из белокамен- ского колхоза "Похянтяхтио" ("По лярная звезда") отправились в Мур манск. Они собрались посмотреть на мурманскую парашютную вышку, а потом и совершить пры жок... однако на этот раз молодым колхозникам пришлось горько разочароваться, - поясняла 18 ав густа 1936 года "Полярная правда". - Правда, вышку-то они осмотрели и очень внимательно, а вот прыг нуть так и не удалось. Некоторые из них, ради любопытства больше, забрались на самую верхнюю пло щадку вышки и, простояв там не которое время, спустились на землю - тоже без помощи пара шюта, больше надеясь на собст венные ноги. С тем и уехали об ратно в колхоз". Та же участь по стигла вскоре делегации моряков Северной военной флотилии, строителей судоремонтного завода Главсевморпути, работников рыбо комбината, сотрудников Мурман- торга и многих других, выражаясь языком осоавиахимовцев тех лет, "крупных заказчиков", не говоря уже об обычных, "неорганизован ных" горожанах. Правда, до конца 1936 года мур манчане еще успели совершить 7300 прыжков, но затем парашют ная вышка закрылась, не успев еще толком начать работать. Сперва вы яснилось, что при прыжках не со блюдаются необходимые меры безопасности и нужно оборудовать площадку для приземления: огоро дить ее забором и засыпать опил ками. Потом обнаружилось, что вышку построили из негодного сы рого леса. В итоге древесина рас сохлась и все сооружение пришло в аварийное состояние. Понадо бился срочный ремонт, а для него, в свою очередь, потребовались деньги, которых неоткуда было взять. В постановлении оргбюро ЦК ВЛКСМ по Мурманской области "О работе окружного совета Осоавиа хима", утвержденном 29 сентября 1938 года, отдельно отмечалось, что "вышка все лето стояла без дви жения, а инструктор... был отпущен в отпуск". ПОМЕХА СТРОИТЕЛЬСТВУ Окончательно решил судьбу пара шютной вышки президиум Мурман ского горсовета. Осенью 1938-го им было принято постановление о постройке рядом с Домом культуры двух жилых домов Севморпути. Одно из этих исчезнувших ныне двухэтажных деревянных зданий предполагалось разместить как раз на том месте, где стояла бездей ствующая вышка. Парашютный тре нажер, бывший еще не так давно местом всеобщего паломничества горожан, мешал строительству, и его разобрали. Поначалу считалось - временно. Деревянное сооружение хотели перенести на новое место - у кинотеатра "Северное сияние". Но когда его стали демонтировать, ока залось, что для переноски оно не пригодно. Правда, совсем отказываться от вышки мурманчанам не хотелось. Поэтому управление Севморпути ре шило возместить осоавиахимовцам заполярной столицы стоимость лик видированной конструкции и пере вело на их счет 48 тысяч рублей. На эти деньги решили возвести более высокую - 37 метров - и более проч ную - металлическую - парашютную вышку. Но, увы, намерения так и остались намерениями. 8 марта 1939 года был арестован и приговорен к трем годам исправи тельно-трудовых лагерей происхо дивший из поволжских немцев Фриц Филиппович Лауренц. Заменивший его инструктор по парашютному спорту Кудряшов предпринимал от чаянные усилия, писал в Запорож- сталь и Стальмост, но успеха так и не добился. Летом 1940 года часть средств, предназначавшихся для строительства новой вышки, пере вели на ремонт городских тиров. На кануне войны мурманская молодежь ностальгически вспоминала те золо тые дни, когда она "имела свою па рашютную вышку. Вышка деревян ная, невысокая, невзрачная на пер вый взгляд, но все это ничего. Глав ное, что на ней был парашют и мо лодые парни и девушки целые вечера проводили... совершая с 25-метро- вой вышины прыжки на землю". Так закончилась история мурман ской парашютной вышки - первой за Полярным кругом. После Победы в областном центре вновь появилась конструкция для имитации прыжков с парашютом. И горожане опять смогли увидеть над собой белый купол, испытать ощущение полета, почувствовать, как плывет навстречу земля. Но то была уже иная эпоха и совершенно другая история. Дмитрий ЕРМОЛАЕВ, сотрудник Государственного архива Мурманской области.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz