Ермолаев, Д. А. Сто страниц истории к 100-летию Мурманска : [подборка статей] / Дмитрий Ермолаев // Вечерний Мурманск. – 2012-2016.

www.vmnews.ru 1 ПРОЕКТ“ ВЕЧЕРКИ” I 4 сентября 2015 г. | “Вечерний Мурманск” |~ 21 Мурманская подвесная Сто страниц истории к 1ОО-летию Мурманска Окончание. Начало в номере за 14 августа. П оявление в Мурманске подвесной дороги способствовало не только улучшению механиза­ ции строительных работ. Вдоль линии, где проходила "канатка", ускоренными темпами были возведены десятки отданных под общежития бараков, образовавших новую улицу запо­ лярной столицы - Подвесную, именовавшуюся также Подвесной дорогой. Ведала ими организация под названием Ленснабстрой, преобразованная чуть позже в Мурснабстрой. К 1 мая 1933 года на Подвесной открыли культбазу, ставшую, по терминологии тех лет, "первым культурным очагом в рабочем районе на жилстроительстве". В 1936-м рядом с бараками встали новые двухэтажные брусчатые дома. Во всех этих весьма густонаселенных деревянных строениях кипела жизнь, с печалями и радостями, характерными для своего времени. ВОПРОСЫ БЕЗОПАСНОСТИ Конечно, и достижения, и неудачи у каждого человека, у каждой семьи были свои. От премии за перевы­ полнение плана до пропитой по­ лучки, от свадеб до похорон. Но имелись и общие проблемы. От ус­ пешного решения некоторых из них зависело очень многое, в том числе жизнь. "С Петушинки бревна подни­ мали в гору, - вспоминает почетный гражданин Мурманска Лев Журин. - Наверху стояла пилорама, там бревна пилили и грузили на ваго­ нетки. Дальше на вагонетках их спускали по улице Максима Горь­ кого. Для этого по Жилстрою про­ ложили специальную линию узкоко­ лейки. Спуск был крутой, и ваго­ нетки шли на тросах. Помню, од­ нажды трос у вагонетки, груженной тесом, оборвался, и она, что назы­ вается, самотеком покатилась под гору. А внизу играли дети. Несколь­ ких ребятишек задавило". Отом, что вопросы безопасности на "канатке" стояли остро, свиде­ тельствует и заметка, опубликован­ ная в "Полярной правде" 28 апреля 1933 года. "На подвесной дороге жилищного строительства Ленснаб- строя, - сообщалось в ней, - нет ни­ каких мер предосторожности от не­ счастных случаев. Первоначально были вдоль подвесной дороги сде­ ланы перила, а сейчас они снова уничтожены. В прошлом и текущем году неоднократно срывались сверху бревна, в результате чего могут произойти несчастные случаи. Необходимо без промедления уста­ новить вдоль подвесной дороги пе­ рила и вывесить аншлаги, преду­ преждающие об опасности". ЖИЛЬЦЫ НИКОГДА НЕ РАЗДЕВАЮТСЯ Актуальной была и проблема бла­ гоустройства общежитий. Мурман­ ская пресса порой даже не про­ сила, а требовала от властей обра­ тить внимание на тот или иной барак, в котором условия прожива­ ния принимали совсем уж "спартан­ ские" формы. Так, в номере от 24 декабря 1932 года "Полярка" ука­ зывала на бедственное положение в общежитиях № 9 и 10 по Подвес­ ной улице. Населявшие их 250 ра­ бочих Ленснабстроя с семьями бук­ вально замерзали. "Общежития со­ вершенно не отеплены, не засыпаны опилками, - информировала читате­ лей газета. - В помещении холодно. Жильцы никогда не раздеваются. Требуем немедленного отепления общежитий". "По Ленснабстрою еще не отремонтированы общежития 17 и 18 (на Подвесной дороге). Там нужно засыпать цоколя, утеплить стены и потолки", - рекомендовала газета 17 ноября 1933-го. Справедливости ради отмечу, что власти отзывались не всегда, но до­ статочно часто. В феврале 1933 года жильцы общежития № 8 по Подвес­ ной дороге во главе со старшим ба­ рака Иваном Михайловым направили благодарственное письмо в адрес Окружкома ВКП(б), прокуратуры и Ра- боче-крестьянской инспекции за по­ мощь в улучшении условий своего су­ ществования. "Общежитие отеплили, стены засыпали опилками и побе­ лили, - радовались они. - В каждой комнате и в коридорах поставлены плиты. Несмотря на затруднения с транспортом, воду мы получаем те­ перь каждый день. Кроме того, к на­ шему общежитию прикрепили сани­ тарного врача, который помогает нам бороться с антисанитарией. Правда, еще не совсем урегулирован вопрос с дровами, дрова доставляются с пе­ ребоями, но все-таки гораздо лучше, чем раньше. В общежитии у нас сей­ час стало тепло и чисто, и, придя после работы, можно хорошо отдох­ нуть". К 1 МАЯ - СМЕНИТЬ МАТРАСЫ Нередки были случаи, когда к ответу приходилось призывать не­ радивое барачное начальство, за­ бывавшее о своих прямых обязан­ ностях. И обычно во избежание оргвыводов это самое начальство старалось побыстрее исправить ситуацию. "В бараке Ленснабстроя № 2 по Подвесной дороге, - под­ водила "Полярная правда" 18 апреля 1933 года итоги одного из рейдов по общежитиям города, - комендант Томилин обязался в ближайшие дни поставить... убор­ ную, очистить яму, для сушки белья приспособить чердак, сде­ лать двери, лестницу и отремонти­ ровать крышу. Кроме того, комен­ дант обязался к 1 мая сменить всем рабочим матрасы, ликвиди­ ровать перебои в снабжении водой и дровами". Еще через несколько дней газета отчиталась об улучшении жилищных условий рабочих, проживавших в бараке № 2. "В общежитии, - рас­ сказывали корреспонденты Кушне- ренко, Шматько и Воронова, - были засыпаны стены, в каждой комнате поставлены плиты, общежитие было побелено. В общежитии стало тепло и чисто. Дезинфекция бывает два раза в месяц. Рабочие баню-про- пускник посещают 2-3 раза в месяц, полы моют два раза в пятидневку. Кроме того, в общежитии была раз­ вернута культурно-массовая работа, открыт и оборудован красный уго­ лок, куда регулярно доставлялись газеты, проводились читки, беседы, было проведено радио". Проблемы имелись не только внутри бараков, построенных вдоль мурманской "канатки", но и снаружи - на прилегающей к ним территории. "В начале Подвесной улицы уста­ новлена водораздаточная колонка, - описывала "Полярка" в апреле 1934 года коммунальный "беспре­ дел", царивший близ тросового пути. - От нее во все стороны рас­ ползлась ледяная гора. Надо потра­ тить много труда, чтобы вскараб­ каться до колонки, взять воду и уже совсем рискованно сойти с ледяной горы вниз. Дворники Жиляев, Фе- дяшин, Потракеев, Зодков рабо­ тают в районе Подвесной улицы, но они не откалывают лед, не посы­ пают песком, не выбивают в ледя­ ной горе ступени". ДВЕ ТЫСЯЧИ КУБОВ МУСОРА Тогда же, в 1934-м, за Подвес­ ной дорогой утвердилось весьма нелестное звание самого грязного места Жилстроя. И к этому были все основания. "Управление ком­ мунального хозяйства Мурснаб- строя ничего не делает, чтобы бла­ гоустроить жилгородок, очистить улицы и дворы от мусора, - жало­ валась "Полярная правда". - Всю зиму нечистоты и мусор не вывози­ лись... Пригрело солнце, и обна­ жились горы грязи... Около обще­ житий N°N° 12, 17, 18 по Подвес­ ной улице больше двух тысяч куби­ ческих метров мусора и нечистот. Это подсчет самого начальника УКХ Мурснабстроя тов. Чурилова. На вывозке мусора работают всего две лошади. В сутки они вывозят два кубометра. Куча не только не уменьшается, но день ото дня уве­ личивается". Разумеется, подстегнутое мур­ манской прессой руководство Мур­ снабстроя и города принимало меры, проводило субботники по очистке улицы, но помогали они слабо. Возможно, дело было в том, что Жилстрой, как писали о нем га­ зеты, оставался "основным проле­ тарским районом Мурманска". И среди "пролетариев", его населяв­ ших, были и такие, для которых вы­ ливать помои на двор возле крыльца или даже сваливать мусор внутри общежития являлось, что называ­ ется, нормой жизни. Да что там мусор! В марте 1933 года в Мур­ манске ликвидировали воровскую шайку, руководил которой вор-ре- цидивист Иван Слепец. Бандиты облюбовали под жилье барак № 9 именно на улице Подвесной. 15 КРАЖ ЕЖЕДНЕВНО "Эта банда, - раскрывала "По­ лярка" подробности уголовного дела, - не прописавшись, заняла кухню, а чтобы на них никто не донес, всех лиц, которые, по их со­ ображениям, могли быть опасными, вытаскивали из комнат в коридор и беспощадно избивали. Затем пошли кражи из квартир и кладовых. Во­ ровали все, что подвернется под руку: мясо, рыбу, муку, крупу и дру­ гие продукты, снимали с чердаков белье, продавали за бесценок шин­ карям, а вырученные деньги тут же пропивали". О размахе деятельности преступников свидетельствует и тот факт, что после ликвидации шайки в Мурманске на протяжении не­ скольких дней не было совершено ни одной кражи, в то время как прежде их число доходило до 15-16 ежедневно. Впрочем, среди жителей улицы Подвесной встречались и примеры противоположного характера - самые что ни на есть положитель­ ные. "В общежитии Ленснабстроя N° 2 по Подвесной дороге, - писала пресса весной 1933-го, - при крас­ ном уголке был организован кружок ликбеза, где занималось 30 рабочих. Уборщица барака Анякова, несмотря на загруженность и на большую семью, в порядке общественной ра­ боты регулярно занималась в лик­ безе с неграмотными рабочими, не считаясь со временем. Кроме того, она образцово работала на своей ос­ новной работе и благодаря ей в об­ щежитии чисто". "Следуйте примеру уборщицы Аняковой", - рекомендо­ вали мурманские журналисты и на­ зывали ее "ударницей борьбы за об­ разцовое рабочее жилище". Вот так год за годом и протекала жизнь на Подвесной: хватало и по­ зитива, и негатива. Что касается со­ оружения, давшего улице свое на­ звание, просуществовало оно не­ долго. Уже в 1934 году Мурманский окружной исполком принял решение о запрещении деревянного жилищ­ ного строительства на нижней и средней террасе заполярной сто­ лицы. К середине 30-х завершилась и эпоха наиболее активного роста Жилстроя. Узкоколейку сменили ав­ томашины. Подвесная дорога стала не нужна. А в 1936-м часть протя­ нувшегося во всю длину Колхозной улицы троса, при помощи которого раньше поднимали бревна из залива, была уже снята и валялась на улице, по свидетельству современников, со­ вершенно бесхозно, втоптанная в грязь. Постепенно бывшее чудо мур­ манской механизации исчезло с лица земли. На память о прошлом горо­ жанам осталась только улица Под­ весная, но со временем пропала с карты Мурманска и она. Дмитрий ЕРМОЛАЕВ, сотрудник Государственного архива Мурманской области. По материалам научно­ справочной библиотеки ГАМО. Фото предоставлено Государственным архивом Мурманской области. Так выглядела культбаза Ленснабстроя - первый очаг культуры на улице Подвесной. Рядом - опора подвесной дороги.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz