Ермолаев, Д. А. Сто страниц истории к 100-летию Мурманска : [подборка статей] / Дмитрий Ермолаев // Вечерний Мурманск. – 2012-2016.
www.vmnews.ru 1 ПРОЕКТ“ ВЕЧЕРКИ” I 4 сентября 2015 г. | “Вечерний Мурманск” |~ 21 Мурманская подвесная Сто страниц истории к 1ОО-летию Мурманска Окончание. Начало в номере за 14 августа. П оявление в Мурманске подвесной дороги способствовало не только улучшению механиза ции строительных работ. Вдоль линии, где проходила "канатка", ускоренными темпами были возведены десятки отданных под общежития бараков, образовавших новую улицу запо лярной столицы - Подвесную, именовавшуюся также Подвесной дорогой. Ведала ими организация под названием Ленснабстрой, преобразованная чуть позже в Мурснабстрой. К 1 мая 1933 года на Подвесной открыли культбазу, ставшую, по терминологии тех лет, "первым культурным очагом в рабочем районе на жилстроительстве". В 1936-м рядом с бараками встали новые двухэтажные брусчатые дома. Во всех этих весьма густонаселенных деревянных строениях кипела жизнь, с печалями и радостями, характерными для своего времени. ВОПРОСЫ БЕЗОПАСНОСТИ Конечно, и достижения, и неудачи у каждого человека, у каждой семьи были свои. От премии за перевы полнение плана до пропитой по лучки, от свадеб до похорон. Но имелись и общие проблемы. От ус пешного решения некоторых из них зависело очень многое, в том числе жизнь. "С Петушинки бревна подни мали в гору, - вспоминает почетный гражданин Мурманска Лев Журин. - Наверху стояла пилорама, там бревна пилили и грузили на ваго нетки. Дальше на вагонетках их спускали по улице Максима Горь кого. Для этого по Жилстрою про ложили специальную линию узкоко лейки. Спуск был крутой, и ваго нетки шли на тросах. Помню, од нажды трос у вагонетки, груженной тесом, оборвался, и она, что назы вается, самотеком покатилась под гору. А внизу играли дети. Несколь ких ребятишек задавило". Отом, что вопросы безопасности на "канатке" стояли остро, свиде тельствует и заметка, опубликован ная в "Полярной правде" 28 апреля 1933 года. "На подвесной дороге жилищного строительства Ленснаб- строя, - сообщалось в ней, - нет ни каких мер предосторожности от не счастных случаев. Первоначально были вдоль подвесной дороги сде ланы перила, а сейчас они снова уничтожены. В прошлом и текущем году неоднократно срывались сверху бревна, в результате чего могут произойти несчастные случаи. Необходимо без промедления уста новить вдоль подвесной дороги пе рила и вывесить аншлаги, преду преждающие об опасности". ЖИЛЬЦЫ НИКОГДА НЕ РАЗДЕВАЮТСЯ Актуальной была и проблема бла гоустройства общежитий. Мурман ская пресса порой даже не про сила, а требовала от властей обра тить внимание на тот или иной барак, в котором условия прожива ния принимали совсем уж "спартан ские" формы. Так, в номере от 24 декабря 1932 года "Полярка" ука зывала на бедственное положение в общежитиях № 9 и 10 по Подвес ной улице. Населявшие их 250 ра бочих Ленснабстроя с семьями бук вально замерзали. "Общежития со вершенно не отеплены, не засыпаны опилками, - информировала читате лей газета. - В помещении холодно. Жильцы никогда не раздеваются. Требуем немедленного отепления общежитий". "По Ленснабстрою еще не отремонтированы общежития 17 и 18 (на Подвесной дороге). Там нужно засыпать цоколя, утеплить стены и потолки", - рекомендовала газета 17 ноября 1933-го. Справедливости ради отмечу, что власти отзывались не всегда, но до статочно часто. В феврале 1933 года жильцы общежития № 8 по Подвес ной дороге во главе со старшим ба рака Иваном Михайловым направили благодарственное письмо в адрес Окружкома ВКП(б), прокуратуры и Ра- боче-крестьянской инспекции за по мощь в улучшении условий своего су ществования. "Общежитие отеплили, стены засыпали опилками и побе лили, - радовались они. - В каждой комнате и в коридорах поставлены плиты. Несмотря на затруднения с транспортом, воду мы получаем те перь каждый день. Кроме того, к на шему общежитию прикрепили сани тарного врача, который помогает нам бороться с антисанитарией. Правда, еще не совсем урегулирован вопрос с дровами, дрова доставляются с пе ребоями, но все-таки гораздо лучше, чем раньше. В общежитии у нас сей час стало тепло и чисто, и, придя после работы, можно хорошо отдох нуть". К 1 МАЯ - СМЕНИТЬ МАТРАСЫ Нередки были случаи, когда к ответу приходилось призывать не радивое барачное начальство, за бывавшее о своих прямых обязан ностях. И обычно во избежание оргвыводов это самое начальство старалось побыстрее исправить ситуацию. "В бараке Ленснабстроя № 2 по Подвесной дороге, - под водила "Полярная правда" 18 апреля 1933 года итоги одного из рейдов по общежитиям города, - комендант Томилин обязался в ближайшие дни поставить... убор ную, очистить яму, для сушки белья приспособить чердак, сде лать двери, лестницу и отремонти ровать крышу. Кроме того, комен дант обязался к 1 мая сменить всем рабочим матрасы, ликвиди ровать перебои в снабжении водой и дровами". Еще через несколько дней газета отчиталась об улучшении жилищных условий рабочих, проживавших в бараке № 2. "В общежитии, - рас сказывали корреспонденты Кушне- ренко, Шматько и Воронова, - были засыпаны стены, в каждой комнате поставлены плиты, общежитие было побелено. В общежитии стало тепло и чисто. Дезинфекция бывает два раза в месяц. Рабочие баню-про- пускник посещают 2-3 раза в месяц, полы моют два раза в пятидневку. Кроме того, в общежитии была раз вернута культурно-массовая работа, открыт и оборудован красный уго лок, куда регулярно доставлялись газеты, проводились читки, беседы, было проведено радио". Проблемы имелись не только внутри бараков, построенных вдоль мурманской "канатки", но и снаружи - на прилегающей к ним территории. "В начале Подвесной улицы уста новлена водораздаточная колонка, - описывала "Полярка" в апреле 1934 года коммунальный "беспре дел", царивший близ тросового пути. - От нее во все стороны рас ползлась ледяная гора. Надо потра тить много труда, чтобы вскараб каться до колонки, взять воду и уже совсем рискованно сойти с ледяной горы вниз. Дворники Жиляев, Фе- дяшин, Потракеев, Зодков рабо тают в районе Подвесной улицы, но они не откалывают лед, не посы пают песком, не выбивают в ледя ной горе ступени". ДВЕ ТЫСЯЧИ КУБОВ МУСОРА Тогда же, в 1934-м, за Подвес ной дорогой утвердилось весьма нелестное звание самого грязного места Жилстроя. И к этому были все основания. "Управление ком мунального хозяйства Мурснаб- строя ничего не делает, чтобы бла гоустроить жилгородок, очистить улицы и дворы от мусора, - жало валась "Полярная правда". - Всю зиму нечистоты и мусор не вывози лись... Пригрело солнце, и обна жились горы грязи... Около обще житий N°N° 12, 17, 18 по Подвес ной улице больше двух тысяч куби ческих метров мусора и нечистот. Это подсчет самого начальника УКХ Мурснабстроя тов. Чурилова. На вывозке мусора работают всего две лошади. В сутки они вывозят два кубометра. Куча не только не уменьшается, но день ото дня уве личивается". Разумеется, подстегнутое мур манской прессой руководство Мур снабстроя и города принимало меры, проводило субботники по очистке улицы, но помогали они слабо. Возможно, дело было в том, что Жилстрой, как писали о нем га зеты, оставался "основным проле тарским районом Мурманска". И среди "пролетариев", его населяв ших, были и такие, для которых вы ливать помои на двор возле крыльца или даже сваливать мусор внутри общежития являлось, что называ ется, нормой жизни. Да что там мусор! В марте 1933 года в Мур манске ликвидировали воровскую шайку, руководил которой вор-ре- цидивист Иван Слепец. Бандиты облюбовали под жилье барак № 9 именно на улице Подвесной. 15 КРАЖ ЕЖЕДНЕВНО "Эта банда, - раскрывала "По лярка" подробности уголовного дела, - не прописавшись, заняла кухню, а чтобы на них никто не донес, всех лиц, которые, по их со ображениям, могли быть опасными, вытаскивали из комнат в коридор и беспощадно избивали. Затем пошли кражи из квартир и кладовых. Во ровали все, что подвернется под руку: мясо, рыбу, муку, крупу и дру гие продукты, снимали с чердаков белье, продавали за бесценок шин карям, а вырученные деньги тут же пропивали". О размахе деятельности преступников свидетельствует и тот факт, что после ликвидации шайки в Мурманске на протяжении не скольких дней не было совершено ни одной кражи, в то время как прежде их число доходило до 15-16 ежедневно. Впрочем, среди жителей улицы Подвесной встречались и примеры противоположного характера - самые что ни на есть положитель ные. "В общежитии Ленснабстроя N° 2 по Подвесной дороге, - писала пресса весной 1933-го, - при крас ном уголке был организован кружок ликбеза, где занималось 30 рабочих. Уборщица барака Анякова, несмотря на загруженность и на большую семью, в порядке общественной ра боты регулярно занималась в лик безе с неграмотными рабочими, не считаясь со временем. Кроме того, она образцово работала на своей ос новной работе и благодаря ей в об щежитии чисто". "Следуйте примеру уборщицы Аняковой", - рекомендо вали мурманские журналисты и на зывали ее "ударницей борьбы за об разцовое рабочее жилище". Вот так год за годом и протекала жизнь на Подвесной: хватало и по зитива, и негатива. Что касается со оружения, давшего улице свое на звание, просуществовало оно не долго. Уже в 1934 году Мурманский окружной исполком принял решение о запрещении деревянного жилищ ного строительства на нижней и средней террасе заполярной сто лицы. К середине 30-х завершилась и эпоха наиболее активного роста Жилстроя. Узкоколейку сменили ав томашины. Подвесная дорога стала не нужна. А в 1936-м часть протя нувшегося во всю длину Колхозной улицы троса, при помощи которого раньше поднимали бревна из залива, была уже снята и валялась на улице, по свидетельству современников, со вершенно бесхозно, втоптанная в грязь. Постепенно бывшее чудо мур манской механизации исчезло с лица земли. На память о прошлом горо жанам осталась только улица Под весная, но со временем пропала с карты Мурманска и она. Дмитрий ЕРМОЛАЕВ, сотрудник Государственного архива Мурманской области. По материалам научно справочной библиотеки ГАМО. Фото предоставлено Государственным архивом Мурманской области. Так выглядела культбаза Ленснабстроя - первый очаг культуры на улице Подвесной. Рядом - опора подвесной дороги.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz