Ермолаев, Д. А. Сто страниц истории к 100-летию Мурманска : [подборка статей] / Дмитрий Ермолаев // Вечерний Мурманск. – 2012-2016.

^ j “Вечерний Мурманск” | 14 ноября 2012 г. I ПРОЕКТ“ ВЕЧЕРКИ” Г www.vmnews.ri Мурманские Помпеи 1 г. страниц истории к В целом трамвайные пути должны были, по его словам, представлять собой центральное кольцо "с шестью ответвлениями. Эти от­ ветвления при помощи кольца могут быть со­ единены между собой любым способом, об­ разуя диаметральные маршруты. Возмож­ ность изменять маршруты представляется в данном случае особенно важной, так как нельзя точно предвидеть, какие части города будут фактически развиваться раньше, какие позднее и как в зависимости от этого будет изменяться потребность в направлениях дви­ жения". Трамвайный парк новорожденного города на берегу Кольского залива планировалось составить из восьми вагонов. Они должны были ходить по линиям с интервалом 1 0 - ^ минут, что соответствовало ожидаемому g* личеству пассажиров. Движение предполага­ лось начинать в 7.30 утра и заканчивать в 11.30 вечера. "Предполагая, что в первое десятилетие число жителей в Мурманске будет не более 30000 и определяя вероятное число поездок на жителя до 40 в год, - писал Дубелир, - по­ лучим ожидаемое число пассажиров... 1200000 в год... В будущем, к концу первого 30-летия, когда, как предполагается, число жителей в Мурманске дойдет до 50000, а число поездок на жителя возрастет до 50-60 в год, число пассажиров может возрасти до 2,5-3,0 миллионов в год". Так и видишь: город, стынущий во мраке полярной ночи, одинокие пассажиры в тулупах и валенках, вагон, озаренный изнутри по-до­ машнему уютным светом и движущийся со скоростью не более 25 верст в час, суровый кондуктор, кулаком грозящий мапьчишкам-без- билетникам. Город, которого нет. Трамвай- оставшийся в мечтах. * ИНТЕРЕСНЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ Реалии жизни оказались иными. Мур­ манск рос и развивался быстрее, чем пред­ полагал Дубелир. Уже к 1939 году - через 23 года после основания - население запо­ лярной столицы составляло 119 тысяч че­ ловек. Иной масштаб, иные перспективы, иные требования к транспорту. Да и сам Григорий Дмитриевич, не успевший уехать после большевистского переворота, будучи человеком чрезвычайно осторожным, пе­ реключился с градостроительства и элек­ тротранспорта на расчет прочности дорож­ ных одежд для передвижения тяжелой воен­ ной техники. Это позволило ему при­ житься в СССР, сохранить профессорское звание и место на кафедре, но не уберегло от гибели во время войны. В 1942 году он умер от истощения в узбекском городе Ян- гиюль. Что же касается проекта мурманского трамвая - в числе других старых бумаг он до­ стался "в наследство" объединению "Мурман- рыба". В 1951 году его "как интересный ис­ торический материал” передали в облиспол­ ком, откуда он попал в Государственный архив Мурманской области, где и хранится по сей день. Впрочем, хотя задуманному профессором Дубелиром заполярному электротранспорту так и не суждено было появиться, в Мурман­ ске первых лет существования имелось дру­ гое сооружение, заслужившее прозвище "мурманского трамвая". Об этом, однако, в следующий раз. Дмитрий ЕРМОЛАЕВ, сотрудник Государственного архива Мурманской области. План предоставлен Научно-справочной библиотекой Государственного архива Мурманской области. Григорий Дмитриевич Дубелир- “отец” заполярного трамвая. от севера к Ю-3, обслуживая последова­ тельно районы - рабочий и портовый, торго­ вый, Морскую Базу, западную часть Жилого района и оканчиваясь у Халдеевского района. Местности эта {за исключением центра тор­ гового района) не входят в сферу влияния линии № 1 и представляются более или менее однородными в отношении возможной интенсивности движения". "Отцом" заполярного трамвая стал со­ автор Павла Алешина в проектировке Мур­ манска профессор Григорий Дубелир. Уче­ ный мирового уровня, изумительно талант­ ливый человек, выдвинувший идею адапта­ ции планировки городов к перспективным транспортным реалиям в связи с наступле­ нием века автомобилизации, Григорий Дмит­ риевич с увлечением взялся за дело. К тому времени в его творческом багаже уже был проект строительства метрополи­ тена в Москве, руководство сооружением первой в Российской империи электриче­ ской железной дороги, связывающей поль­ ский город Лодзь с его пригородами Згерж и Пабианице, попытка создать трамвай в Минске, статьи "Устройство и ремонт пути русских трамваев", "Городские электриче­ ские трамваи", "Планировка городов и устройство сета трамваев в их взаимной связи”. Он вникал в детали, старался учесть все возможные маршруты, вплоть до ответвлений к спортивному полю и кладбищу, продумывал каждую мелочь, пы­ тался заглянуть в будущее недавно осно­ ванного на севере страны незамерзающего порта. Ч то творят, дармоеды! Посыпать-то кто будет?! Безответственность какая! Ой, держите меня! Старушка в пальто и очаровательной шляпке по моде пятидесятых поправила кокетливо выбившийся локон, осторожно ступила на вышарканный множеством ног до прозрачной синевы лед и неожиданно бойко засеменила по остановке к подъехавшему трамваю. С реки, обгоняя автомо­ били, дул резкий ветер, подходил к концу короткий зимний день и парал­ лельные прямые рельсов тянулись вдали друг к другу, как несчастные влюб­ ленные, которым по злой прихоти судьбы никогда не быть вместе. Держа напе­ ревес сумку, откуда воинственно торчало не по сезону зеленое перышко лука, и, продолжая костерить нерадивых коммунальщиков, старушка бодро вскочила на подножку. Лязгнули двери, и вагон, погрохатывая и позванивая, двинулся вперед. ГОРОД, КОТОРОГО НЕТ Этот эпизод я воочию наблюдал в Архан­ гельске в самом конце минувшего века. На­ блюдал, признаюсь, не только с сочувствием к пожилой женщине, но и с некоторой завистью: мол, везет же людям - какой у них транспорт есть. Романтика! А потом выяснил, что самый северный в мире трамвай вполне мог появиться не в городе на Северной Двине, а у нас в Мурманске... “План линии электрического трамвая в гор. Мурманске наме­ чен так, чтобы удовлетворить двум основным требованиям: а) соединить между собой главнейшие центры город­ ской жизни, б) образо­ вать сеть такой густоты, чтобы расстояние от любого квартала до линии трам­ вая было по возмож­ ности не более 250 сажен, т. е. 5-7 минут ходьбы". Передо мной кар­ тонная папка с тесем­ ками и металлической окантовкой по углам. Надпись "Эскизный проект электрического трамвая в г. Мурман­ ске. Май 1918 г.". Клеймо "Писчебумажный магазин А. Ю. Теуфель. Киев". Внутри стопка листов. Пожелтевшая бумага, алфавит с ерами и ятями, множество графиков и черте­ жей. Вчитываюсь. "Линия № 1. Вокзал - Думский проспект - Жилой район... длина 3,52 версты. Линия эта обслуживает важнейшие районы города - тор­ говый, административный и восточную часть жилого района, пересекая город по диаметру в направлении от С-3 к Ю-В. В частности, она проходит по Вокзальной площади, по Бело­ морской площади, где предполагается рас­ положить банки, мимо гостиного двора и затем кратчайшим путем поднимается из тор­ гового района в административный, на Дум­ ский проспект, проходя около зданий важ­ нейших правительственных и городских уч­ реждений". Это был город, который так никогда и не по­ строили. Он погиб, не успев родиться, был, как Помпеи, залит раскаленной лавой граждан­ ской войны, засыпан пеплом сгоревших в кра­ тере революционного вулкана человеческих жизней. Сегодня мы подобно археологам по крупицам восстанавливаем его возможный облик. А какие люди задумывали его! Автором проекта был Павел Алешин - один из видней­ ших архитекторов того времени, создатель де­ сятка шедевров, воплощенных в стиле мо­ дерна и конструктивизма, впоследствии ака­ демик и прижизненный классик. В протоколе заседания межведомственного совещания, состоявшегося 5 октября 1917 года и по­ священного застройке Мурманска, указано: “П. Ф. Алешин представил совещанию состав­ ленный им в общих чертах план... Мурман­ ска... Далее П. Ф. Алешин пояснил, что в на­ стоящее время в связи с новым проектом плана происходит работа по нанесению улиц в натуре, разбивок кварталов и отведению срочно мест тем учреждениям и лицам, коим по обстоятельствам данного момента это необходимо. Таким образом, отво­ дятся участки для церкви, Англий­ скому консулу, Французской Во­ енной Миссии, Почтово-Телеграф­ ному ведомству, казначейству, Го­ сударственному Банку, для ко­ стела, переселенцам с линии же­ лезной дороги и т. п.”. Позже опыт проектирования Мурман­ ска был использован Алешиным во время его практической дея­ тельности на посту киевского городского архитектора и в про­ цессе проектирова­ ния соцгорода "Новый Харьков". Но это потом, а в ту пору Мурманск планировалось сде­ лать современным ев­ ропейским портом. Одним из признаков коммунального благополучия нового поселе­ ния, по которому можно судить о высоком уровне городского благоустройства, своего рода символом цивилизации и технического прогресса, должен был стать трамвай. ТРАМВАЙ, ОСТАВШИЙСЯ В МЕЧТАХ "Линия № 2 - Портовая улица - База - Хал- деевский виадук... длина 4,00 версты. Эта линия пересекает город по другому диаметру, Чертеж вагона мурманского трамвая. Архитектор Павел Алешин - автор проекта застройки Мурманска.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz