Ермолаев, Д. А. Сто страниц истории к 100-летию Мурманска : [подборка статей] / Дмитрий Ермолаев // Вечерний Мурманск. – 2012-2016.
^ j “Вечерний Мурманск” | 14 ноября 2012 г. I ПРОЕКТ“ ВЕЧЕРКИ” Г www.vmnews.ri Мурманские Помпеи 1 г. страниц истории к В целом трамвайные пути должны были, по его словам, представлять собой центральное кольцо "с шестью ответвлениями. Эти от ветвления при помощи кольца могут быть со единены между собой любым способом, об разуя диаметральные маршруты. Возмож ность изменять маршруты представляется в данном случае особенно важной, так как нельзя точно предвидеть, какие части города будут фактически развиваться раньше, какие позднее и как в зависимости от этого будет изменяться потребность в направлениях дви жения". Трамвайный парк новорожденного города на берегу Кольского залива планировалось составить из восьми вагонов. Они должны были ходить по линиям с интервалом 1 0 - ^ минут, что соответствовало ожидаемому g* личеству пассажиров. Движение предполага лось начинать в 7.30 утра и заканчивать в 11.30 вечера. "Предполагая, что в первое десятилетие число жителей в Мурманске будет не более 30000 и определяя вероятное число поездок на жителя до 40 в год, - писал Дубелир, - по лучим ожидаемое число пассажиров... 1200000 в год... В будущем, к концу первого 30-летия, когда, как предполагается, число жителей в Мурманске дойдет до 50000, а число поездок на жителя возрастет до 50-60 в год, число пассажиров может возрасти до 2,5-3,0 миллионов в год". Так и видишь: город, стынущий во мраке полярной ночи, одинокие пассажиры в тулупах и валенках, вагон, озаренный изнутри по-до машнему уютным светом и движущийся со скоростью не более 25 верст в час, суровый кондуктор, кулаком грозящий мапьчишкам-без- билетникам. Город, которого нет. Трамвай- оставшийся в мечтах. * ИНТЕРЕСНЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ Реалии жизни оказались иными. Мур манск рос и развивался быстрее, чем пред полагал Дубелир. Уже к 1939 году - через 23 года после основания - население запо лярной столицы составляло 119 тысяч че ловек. Иной масштаб, иные перспективы, иные требования к транспорту. Да и сам Григорий Дмитриевич, не успевший уехать после большевистского переворота, будучи человеком чрезвычайно осторожным, пе реключился с градостроительства и элек тротранспорта на расчет прочности дорож ных одежд для передвижения тяжелой воен ной техники. Это позволило ему при житься в СССР, сохранить профессорское звание и место на кафедре, но не уберегло от гибели во время войны. В 1942 году он умер от истощения в узбекском городе Ян- гиюль. Что же касается проекта мурманского трамвая - в числе других старых бумаг он до стался "в наследство" объединению "Мурман- рыба". В 1951 году его "как интересный ис торический материал” передали в облиспол ком, откуда он попал в Государственный архив Мурманской области, где и хранится по сей день. Впрочем, хотя задуманному профессором Дубелиром заполярному электротранспорту так и не суждено было появиться, в Мурман ске первых лет существования имелось дру гое сооружение, заслужившее прозвище "мурманского трамвая". Об этом, однако, в следующий раз. Дмитрий ЕРМОЛАЕВ, сотрудник Государственного архива Мурманской области. План предоставлен Научно-справочной библиотекой Государственного архива Мурманской области. Григорий Дмитриевич Дубелир- “отец” заполярного трамвая. от севера к Ю-3, обслуживая последова тельно районы - рабочий и портовый, торго вый, Морскую Базу, западную часть Жилого района и оканчиваясь у Халдеевского района. Местности эта {за исключением центра тор гового района) не входят в сферу влияния линии № 1 и представляются более или менее однородными в отношении возможной интенсивности движения". "Отцом" заполярного трамвая стал со автор Павла Алешина в проектировке Мур манска профессор Григорий Дубелир. Уче ный мирового уровня, изумительно талант ливый человек, выдвинувший идею адапта ции планировки городов к перспективным транспортным реалиям в связи с наступле нием века автомобилизации, Григорий Дмит риевич с увлечением взялся за дело. К тому времени в его творческом багаже уже был проект строительства метрополи тена в Москве, руководство сооружением первой в Российской империи электриче ской железной дороги, связывающей поль ский город Лодзь с его пригородами Згерж и Пабианице, попытка создать трамвай в Минске, статьи "Устройство и ремонт пути русских трамваев", "Городские электриче ские трамваи", "Планировка городов и устройство сета трамваев в их взаимной связи”. Он вникал в детали, старался учесть все возможные маршруты, вплоть до ответвлений к спортивному полю и кладбищу, продумывал каждую мелочь, пы тался заглянуть в будущее недавно осно ванного на севере страны незамерзающего порта. Ч то творят, дармоеды! Посыпать-то кто будет?! Безответственность какая! Ой, держите меня! Старушка в пальто и очаровательной шляпке по моде пятидесятых поправила кокетливо выбившийся локон, осторожно ступила на вышарканный множеством ног до прозрачной синевы лед и неожиданно бойко засеменила по остановке к подъехавшему трамваю. С реки, обгоняя автомо били, дул резкий ветер, подходил к концу короткий зимний день и парал лельные прямые рельсов тянулись вдали друг к другу, как несчастные влюб ленные, которым по злой прихоти судьбы никогда не быть вместе. Держа напе ревес сумку, откуда воинственно торчало не по сезону зеленое перышко лука, и, продолжая костерить нерадивых коммунальщиков, старушка бодро вскочила на подножку. Лязгнули двери, и вагон, погрохатывая и позванивая, двинулся вперед. ГОРОД, КОТОРОГО НЕТ Этот эпизод я воочию наблюдал в Архан гельске в самом конце минувшего века. На блюдал, признаюсь, не только с сочувствием к пожилой женщине, но и с некоторой завистью: мол, везет же людям - какой у них транспорт есть. Романтика! А потом выяснил, что самый северный в мире трамвай вполне мог появиться не в городе на Северной Двине, а у нас в Мурманске... “План линии электрического трамвая в гор. Мурманске наме чен так, чтобы удовлетворить двум основным требованиям: а) соединить между собой главнейшие центры город ской жизни, б) образо вать сеть такой густоты, чтобы расстояние от любого квартала до линии трам вая было по возмож ности не более 250 сажен, т. е. 5-7 минут ходьбы". Передо мной кар тонная папка с тесем ками и металлической окантовкой по углам. Надпись "Эскизный проект электрического трамвая в г. Мурман ске. Май 1918 г.". Клеймо "Писчебумажный магазин А. Ю. Теуфель. Киев". Внутри стопка листов. Пожелтевшая бумага, алфавит с ерами и ятями, множество графиков и черте жей. Вчитываюсь. "Линия № 1. Вокзал - Думский проспект - Жилой район... длина 3,52 версты. Линия эта обслуживает важнейшие районы города - тор говый, административный и восточную часть жилого района, пересекая город по диаметру в направлении от С-3 к Ю-В. В частности, она проходит по Вокзальной площади, по Бело морской площади, где предполагается рас положить банки, мимо гостиного двора и затем кратчайшим путем поднимается из тор гового района в административный, на Дум ский проспект, проходя около зданий важ нейших правительственных и городских уч реждений". Это был город, который так никогда и не по строили. Он погиб, не успев родиться, был, как Помпеи, залит раскаленной лавой граждан ской войны, засыпан пеплом сгоревших в кра тере революционного вулкана человеческих жизней. Сегодня мы подобно археологам по крупицам восстанавливаем его возможный облик. А какие люди задумывали его! Автором проекта был Павел Алешин - один из видней ших архитекторов того времени, создатель де сятка шедевров, воплощенных в стиле мо дерна и конструктивизма, впоследствии ака демик и прижизненный классик. В протоколе заседания межведомственного совещания, состоявшегося 5 октября 1917 года и по священного застройке Мурманска, указано: “П. Ф. Алешин представил совещанию состав ленный им в общих чертах план... Мурман ска... Далее П. Ф. Алешин пояснил, что в на стоящее время в связи с новым проектом плана происходит работа по нанесению улиц в натуре, разбивок кварталов и отведению срочно мест тем учреждениям и лицам, коим по обстоятельствам данного момента это необходимо. Таким образом, отво дятся участки для церкви, Англий скому консулу, Французской Во енной Миссии, Почтово-Телеграф ному ведомству, казначейству, Го сударственному Банку, для ко стела, переселенцам с линии же лезной дороги и т. п.”. Позже опыт проектирования Мурман ска был использован Алешиным во время его практической дея тельности на посту киевского городского архитектора и в про цессе проектирова ния соцгорода "Новый Харьков". Но это потом, а в ту пору Мурманск планировалось сде лать современным ев ропейским портом. Одним из признаков коммунального благополучия нового поселе ния, по которому можно судить о высоком уровне городского благоустройства, своего рода символом цивилизации и технического прогресса, должен был стать трамвай. ТРАМВАЙ, ОСТАВШИЙСЯ В МЕЧТАХ "Линия № 2 - Портовая улица - База - Хал- деевский виадук... длина 4,00 версты. Эта линия пересекает город по другому диаметру, Чертеж вагона мурманского трамвая. Архитектор Павел Алешин - автор проекта застройки Мурманска.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz