Ермолаев, Д. А. Сто страниц истории к 100-летию Мурманска : [подборка статей] / Дмитрий Ермолаев // Вечерний Мурманск. – 2012-2016.

4 I “Вечерний Мурманск” | 29 марта 2014 г. ПРОЕКТ“ ВЕЧЕРКИ” www.vmnews.ru Как Мурманск не стал “мачтовым” городом Сто страниц истории к 1ОО-летию Мурманска В 1928 году мир напряженно следил за арктической эпопеей Умберто Но­ биле. Информация о полете на Северный полюс, о катастрофе дирижабля "Италия", о поисках уцелевших участников экспедиции и спасении их со­ ветским ледоколом "Красин" вышла на первые полосы газет, затмив на время даже политические новости. На этом фоне появился проект постройки в Мурманске со­ оружения, которое должно было закрепить за городом на берегу Кольского за­ лива звание не только морских, но и воздушных ворот в Арктику. СТАНЦИЯ ВОЗДУШНЫХ КОРАБЛЕЙ Вторая половина 20-х - начало 30-х годов минувшего века - время расцвета дирижабле­ строения. Воздушные корабли с двигателем и системой управления, позволяющей летать не­ зависимо от ветра, в ту пору успешно конку­ рировали с самолетами. А еще их активно ис­ пользовали для освоения полярных просторов Земли. В 1924 году было создано междуна­ родное общество "Аэроарктик", поставившее целью изучение полярных стран посредством воздухоплавательных аппаратов. Возглавил его великий норвежец Фритьоф Нансен. Его не менее знаменитый соотечественник Руаль Амундсен в 1926 году на дирижабле "Норве­ гия" совершил перелет от Шпицбергена до Аляски, попутно достигнув северной макушки планеты. В августе 1927 года он посетил Со­ ветский Союз и наметил новые маршруты. - В проектированном воздушном пути между Европой и Америкой через Арктику... - утвер­ ждал Амундсен, находясь в Ленинграде, - се- веро-западная часть СССР и, в частности, г. Мурманск, несомненно, будут выдвинуты на первый план как отправной пункт. "Полярная правда" тотчас перепечатала эти слова, добавив, что "Мурманск стоит на пути к Северному полюсу. И вот такое благопри­ ятное положение Мурманска в недалеком бу­ дущем может быть использовано для устрой­ ства в нем станции воздушных кораблей, про­ летающих в Арктику". В следующем году планы создания в запо­ лярной столице всего необходимого для об­ служивания дирижаблей были конкретизиро­ ваны. Произошло это благодаря второму кон­ грессу общества "Аэроарктик". В заполярной столице внимательно следили за его подго­ товкой. "Получено сообщение от директора Института по изучению Севера проф. Самой- ловича, - информировала читателей "Полярка" 21 февраля 1928 года, - о том, что им закон­ чены переговоры с иностранными учеными об организации в июне 1928 года ІІ-го междуна­ родного съезда по изучению Арктики с помо­ щью воздушных кораблей... По окончании за­ седаний съезда ученые в полном составе вы­ едут на Мурманское побережье для уточнения вопроса о месте установки причальной мачты для дирижаблей. Проект мачты уже разрабо­ тан, и стоимость сооружения ее определена в 20000 рублей". Позже, в номере от 17 марта, было уточнено, что речь идет о по­ стройке "аэробазы, которая будет служить промежуточной станцией великого пути Ле­ нинград - Мурманск - Северный полюс". ОТ МУРМАНСКА ДО АЛЯСКИ О том, что мурманские власти тех лет при­ давали созданию аэробазы большое значение, свидетельствует образование в начале июня 1928-го на заседании президиума окриспол- кома специальной комиссии "для встречи и ока­ зания содействия во время нахождения в Мур­ манске советских и иностранных ученых - чле­ нов Международного общества по изучению Арктики". Возглавил ее председатель окруж­ ного исполкома Аксенов. 18 июня - в день от­ крытия конгресса исполком направил в адрес начавшего работу форума приветственную те­ леграмму. "Мурманский окружной исполни­ тельный комитет, - пояснялось в ней, - шлет при­ вет международному аэро-арктическому съезду и высказывает пожелание плодотвор­ ной работы, надеясь, что результатом научных исследований явится оживление ныне мертвых огромных пространств полярного севера". Между тем на конгрессе было подтверждено, что в распоряжение исследователей будет пре­ доставлен немецкий дирижабль LZ-127 (полу­ чивший впоследствии имя "Граф Цеппелин"), тогда еще только достраивавшийся в Германии. Председательствующий Нансен озвучил план перелета на нем от Мурманска до Аляски. - Мы не собираемся еще раз "открывать полюс", - сказал норвежский исследователь в беседе с ленинградскими журналистами, - на­ стал момент, когда техника дала нам в руки мо­ гучее средство для планомерного системати­ ческого и продолжительного изучения поляр­ ного бассейна. Мы сделаем на пути из Мур­ манска до Аляски 4-5 продолжительных оста­ новок, спустимся на лед с помощью ледовых скольку до рейса LZ-127 установить мачту уже не успевали, Иконников подчеркнул, что по­ садку немецкого дирижабля "удобнее всего можно произвести... на одном из окружающих Мурманск озер, в это время года еще находя­ щихся подо льдом". "Для посадки дирижабля, - подчеркнул он, - необходима ровная площадка не менее 1500-2000 метров площадью, откры­ тая с двух сторон, с выходами по направлению господствующих на Мурмане ветров". 26 июня в 10 часов утра в Мурманск при­ были участники конгресса, за исключением Нансена, из-за болезни жены срочно вернув- нять его могут только около 500 человек. Но так как члены конгресса, внимательно изучив­ шие карту окрестностей Колы, Мурманска и Александровска, не могли выбрать подходя­ щего места на суше, то было решено по­ строить мачту в одном из спокойных мест Коль­ ского залива, где бы мачта была защищена от ветров, а также не препятствовала бы нор­ мальному движению судов. Вблизи Мурманска, таким образом, предполагается построить так называемую вспомогательную мачту на воде. Для этого необходимо построить четырех­ угольный паром, где бы можно было воздвиг­ нуть мачту высотой до 20 сажен от поверхно­ сти воды. Один из концов дирижабля будет при­ швартовываться к вершине этой мачты, а гон­ дола дирижабля на особых поплавках будет держаться непосредственно на воде". СЕРЕБРИСТЫЙ ДИРИЖАБЛЬ В МУРМАНСКОМ НЕБЕ Казалось, развитию заполярной столицы как "мачтового" города - центра изучения Арк­ тики с помощью дирижаблей уже ничто не сможет помешать. 6 сентября 1928 года со­ стоялось заседание арктической комиссии при Совнаркоме СССР, на котором в числе прочего было отмечено, что вопрос о соору­ жении мачты уже проработан на основании материалов обследования Мурмана. "Из на­ меченных на ближайшее время экспедиций... несомненно, самой грандиозной по масштабу и значению будет экспедиция, предпринимае­ мая весной будущего года, - рисовала "По­ лярка" радужные перспективы 15 сентября 1928-го. - Центральная база будет находиться в Мурманске, где в недалеком будущем нач­ нется сооружение причальной мачты и специ­ альных хранилищ для бензина и газа". Однако в 1929 году "Граф Цеппелин" в Арк­ тику не полетел. И в 1930-м тоже. "Причины технического порядка задержали выполнение этой задачи, - пояснялось летом 1931 года на страницах журнала "Карело-Мурманский край". А потом умер Нансен, мечтавший воз­ главить экспедицию на LZ-127, и в итоге маршрут "Цеппелина", арктический полет ко­ торого состоялся в июле 1931-го, пролег в стороне от Мурманска. Тем не менее проекты развития заполярной столицы как базы для дирижаблей по-прежнему существовали. В том же 1931-м при управле­ нии гражданского воздушного флота появился Дирижаблестрой, одним из руководителей ко­ торого стал приехавший в СССР по контракту Умберто Нобиле. Первая линия, осуществляв­ шая воздушное сообщение с помощью дири­ жаблей, должна была соединить Москву и Мур­ манск, для чего в городе на берегу Кольского залива планировалось создать соответствую­ щую инфраструктуру. Конец этим планам по­ ложили отъезд Нобиле из СССР в 1936 году и катастрофа советского дирижабля В-6 под Кан­ далакшей в 1938-м. В конце 30-х дирижабле­ строение было свернуто практически по всему миру. Аэробаза для воздушных кораблей в Мур­ манске так и не появилась. А жаль. Я иногда представляю себе, как выглядел бы похожий на плывущую в небе огромную серебристую рыбину дирижабль, тихим летним утром при­ стающий к многометровой мачте где-нибудь в окрестностях областного центра. И мне ка­ жется, это было бы здорово. Дмитрий ЕРМОЛАЕВ, сотрудник Государственного архива Мурманской области. Продолжение следует. якорей, исследуем зондами глубину полярного моря, здесь, где рождается погода Северной Америки и Европы, мы соберем метеорологи­ ческий материал для того, чтобы превратить метеорологию из искусства в науку. Здесь мы хотим открыть новые законы магнетизма". Трансарктический полет LZ-127 был назна­ чен на весну 1929 года. КОНГРЕСС НА МУРМАНЕ 23 июня, когда форум еще продолжался, в заполярную столицу прибыл командированный конгрессом инженер Иконников. В его задачу входило предварительное определение места, где будет построена причальная мачта для ди­ рижаблей. Обследовав несколько точек, он решил, что "наиболее удобным местом для установления причальной мачты будет одна из окрестностей Мурманска, так как строить при­ чальную мачту в Коле или Александровске не совсем удобно по целому ряду главным обра­ зом экономических причин". Кроме того, по- шегося в Осло. На вокзале их встретили члены окрисполкомовской комиссии, представители железной дороги и порта, а также множество любопытствующих мурманчан. Позднее в зда­ нии окружного исполкома состоялось заседа­ ние, главной темой которого была все та же причальная мачта. Выступивший на нем один из пионеров арктического воздухоплавания Валь­ тер Брунс уточнил, что "для причальной мачты нужна ровная площадь размером примерно в 1 квадратный километр. На этой площади должна быть установлена причальная мачта и не­ сколько построек, где бы дирижабль, покрыв­ ший расстояние от Ленинграда до Мурманска почти в полторы тысячи километров, мог бы по­ лучить запасы водорода, горючего материала, также мог бы произвести мелкий ремонт и т. п. Для приема и отправки дирижабля, если он идет в полном порядке, нужно 10-12 человек обслуживающего персонала, причем этот пер­ сонал должен иметь возможность переме­ щаться по площадке совершенно свободно. Если же дирижабль приходит с аварией, то при

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz