Ермолаев, Д. А. Сто страниц истории к 100-летию Мурманска : [подборка статей] / Дмитрий Ермолаев // Вечерний Мурманск. – 2012-2016.
4 I “Вечерний Мурманск” | 29 марта 2014 г. ПРОЕКТ“ ВЕЧЕРКИ” www.vmnews.ru Как Мурманск не стал “мачтовым” городом Сто страниц истории к 1ОО-летию Мурманска В 1928 году мир напряженно следил за арктической эпопеей Умберто Но биле. Информация о полете на Северный полюс, о катастрофе дирижабля "Италия", о поисках уцелевших участников экспедиции и спасении их со ветским ледоколом "Красин" вышла на первые полосы газет, затмив на время даже политические новости. На этом фоне появился проект постройки в Мурманске со оружения, которое должно было закрепить за городом на берегу Кольского за лива звание не только морских, но и воздушных ворот в Арктику. СТАНЦИЯ ВОЗДУШНЫХ КОРАБЛЕЙ Вторая половина 20-х - начало 30-х годов минувшего века - время расцвета дирижабле строения. Воздушные корабли с двигателем и системой управления, позволяющей летать не зависимо от ветра, в ту пору успешно конку рировали с самолетами. А еще их активно ис пользовали для освоения полярных просторов Земли. В 1924 году было создано междуна родное общество "Аэроарктик", поставившее целью изучение полярных стран посредством воздухоплавательных аппаратов. Возглавил его великий норвежец Фритьоф Нансен. Его не менее знаменитый соотечественник Руаль Амундсен в 1926 году на дирижабле "Норве гия" совершил перелет от Шпицбергена до Аляски, попутно достигнув северной макушки планеты. В августе 1927 года он посетил Со ветский Союз и наметил новые маршруты. - В проектированном воздушном пути между Европой и Америкой через Арктику... - утвер ждал Амундсен, находясь в Ленинграде, - се- веро-западная часть СССР и, в частности, г. Мурманск, несомненно, будут выдвинуты на первый план как отправной пункт. "Полярная правда" тотчас перепечатала эти слова, добавив, что "Мурманск стоит на пути к Северному полюсу. И вот такое благопри ятное положение Мурманска в недалеком бу дущем может быть использовано для устрой ства в нем станции воздушных кораблей, про летающих в Арктику". В следующем году планы создания в запо лярной столице всего необходимого для об служивания дирижаблей были конкретизиро ваны. Произошло это благодаря второму кон грессу общества "Аэроарктик". В заполярной столице внимательно следили за его подго товкой. "Получено сообщение от директора Института по изучению Севера проф. Самой- ловича, - информировала читателей "Полярка" 21 февраля 1928 года, - о том, что им закон чены переговоры с иностранными учеными об организации в июне 1928 года ІІ-го междуна родного съезда по изучению Арктики с помо щью воздушных кораблей... По окончании за седаний съезда ученые в полном составе вы едут на Мурманское побережье для уточнения вопроса о месте установки причальной мачты для дирижаблей. Проект мачты уже разрабо тан, и стоимость сооружения ее определена в 20000 рублей". Позже, в номере от 17 марта, было уточнено, что речь идет о по стройке "аэробазы, которая будет служить промежуточной станцией великого пути Ле нинград - Мурманск - Северный полюс". ОТ МУРМАНСКА ДО АЛЯСКИ О том, что мурманские власти тех лет при давали созданию аэробазы большое значение, свидетельствует образование в начале июня 1928-го на заседании президиума окриспол- кома специальной комиссии "для встречи и ока зания содействия во время нахождения в Мур манске советских и иностранных ученых - чле нов Международного общества по изучению Арктики". Возглавил ее председатель окруж ного исполкома Аксенов. 18 июня - в день от крытия конгресса исполком направил в адрес начавшего работу форума приветственную те леграмму. "Мурманский окружной исполни тельный комитет, - пояснялось в ней, - шлет при вет международному аэро-арктическому съезду и высказывает пожелание плодотвор ной работы, надеясь, что результатом научных исследований явится оживление ныне мертвых огромных пространств полярного севера". Между тем на конгрессе было подтверждено, что в распоряжение исследователей будет пре доставлен немецкий дирижабль LZ-127 (полу чивший впоследствии имя "Граф Цеппелин"), тогда еще только достраивавшийся в Германии. Председательствующий Нансен озвучил план перелета на нем от Мурманска до Аляски. - Мы не собираемся еще раз "открывать полюс", - сказал норвежский исследователь в беседе с ленинградскими журналистами, - на стал момент, когда техника дала нам в руки мо гучее средство для планомерного системати ческого и продолжительного изучения поляр ного бассейна. Мы сделаем на пути из Мур манска до Аляски 4-5 продолжительных оста новок, спустимся на лед с помощью ледовых скольку до рейса LZ-127 установить мачту уже не успевали, Иконников подчеркнул, что по садку немецкого дирижабля "удобнее всего можно произвести... на одном из окружающих Мурманск озер, в это время года еще находя щихся подо льдом". "Для посадки дирижабля, - подчеркнул он, - необходима ровная площадка не менее 1500-2000 метров площадью, откры тая с двух сторон, с выходами по направлению господствующих на Мурмане ветров". 26 июня в 10 часов утра в Мурманск при были участники конгресса, за исключением Нансена, из-за болезни жены срочно вернув- нять его могут только около 500 человек. Но так как члены конгресса, внимательно изучив шие карту окрестностей Колы, Мурманска и Александровска, не могли выбрать подходя щего места на суше, то было решено по строить мачту в одном из спокойных мест Коль ского залива, где бы мачта была защищена от ветров, а также не препятствовала бы нор мальному движению судов. Вблизи Мурманска, таким образом, предполагается построить так называемую вспомогательную мачту на воде. Для этого необходимо построить четырех угольный паром, где бы можно было воздвиг нуть мачту высотой до 20 сажен от поверхно сти воды. Один из концов дирижабля будет при швартовываться к вершине этой мачты, а гон дола дирижабля на особых поплавках будет держаться непосредственно на воде". СЕРЕБРИСТЫЙ ДИРИЖАБЛЬ В МУРМАНСКОМ НЕБЕ Казалось, развитию заполярной столицы как "мачтового" города - центра изучения Арк тики с помощью дирижаблей уже ничто не сможет помешать. 6 сентября 1928 года со стоялось заседание арктической комиссии при Совнаркоме СССР, на котором в числе прочего было отмечено, что вопрос о соору жении мачты уже проработан на основании материалов обследования Мурмана. "Из на меченных на ближайшее время экспедиций... несомненно, самой грандиозной по масштабу и значению будет экспедиция, предпринимае мая весной будущего года, - рисовала "По лярка" радужные перспективы 15 сентября 1928-го. - Центральная база будет находиться в Мурманске, где в недалеком будущем нач нется сооружение причальной мачты и специ альных хранилищ для бензина и газа". Однако в 1929 году "Граф Цеппелин" в Арк тику не полетел. И в 1930-м тоже. "Причины технического порядка задержали выполнение этой задачи, - пояснялось летом 1931 года на страницах журнала "Карело-Мурманский край". А потом умер Нансен, мечтавший воз главить экспедицию на LZ-127, и в итоге маршрут "Цеппелина", арктический полет ко торого состоялся в июле 1931-го, пролег в стороне от Мурманска. Тем не менее проекты развития заполярной столицы как базы для дирижаблей по-прежнему существовали. В том же 1931-м при управле нии гражданского воздушного флота появился Дирижаблестрой, одним из руководителей ко торого стал приехавший в СССР по контракту Умберто Нобиле. Первая линия, осуществляв шая воздушное сообщение с помощью дири жаблей, должна была соединить Москву и Мур манск, для чего в городе на берегу Кольского залива планировалось создать соответствую щую инфраструктуру. Конец этим планам по ложили отъезд Нобиле из СССР в 1936 году и катастрофа советского дирижабля В-6 под Кан далакшей в 1938-м. В конце 30-х дирижабле строение было свернуто практически по всему миру. Аэробаза для воздушных кораблей в Мур манске так и не появилась. А жаль. Я иногда представляю себе, как выглядел бы похожий на плывущую в небе огромную серебристую рыбину дирижабль, тихим летним утром при стающий к многометровой мачте где-нибудь в окрестностях областного центра. И мне ка жется, это было бы здорово. Дмитрий ЕРМОЛАЕВ, сотрудник Государственного архива Мурманской области. Продолжение следует. якорей, исследуем зондами глубину полярного моря, здесь, где рождается погода Северной Америки и Европы, мы соберем метеорологи ческий материал для того, чтобы превратить метеорологию из искусства в науку. Здесь мы хотим открыть новые законы магнетизма". Трансарктический полет LZ-127 был назна чен на весну 1929 года. КОНГРЕСС НА МУРМАНЕ 23 июня, когда форум еще продолжался, в заполярную столицу прибыл командированный конгрессом инженер Иконников. В его задачу входило предварительное определение места, где будет построена причальная мачта для ди рижаблей. Обследовав несколько точек, он решил, что "наиболее удобным местом для установления причальной мачты будет одна из окрестностей Мурманска, так как строить при чальную мачту в Коле или Александровске не совсем удобно по целому ряду главным обра зом экономических причин". Кроме того, по- шегося в Осло. На вокзале их встретили члены окрисполкомовской комиссии, представители железной дороги и порта, а также множество любопытствующих мурманчан. Позднее в зда нии окружного исполкома состоялось заседа ние, главной темой которого была все та же причальная мачта. Выступивший на нем один из пионеров арктического воздухоплавания Валь тер Брунс уточнил, что "для причальной мачты нужна ровная площадь размером примерно в 1 квадратный километр. На этой площади должна быть установлена причальная мачта и не сколько построек, где бы дирижабль, покрыв ший расстояние от Ленинграда до Мурманска почти в полторы тысячи километров, мог бы по лучить запасы водорода, горючего материала, также мог бы произвести мелкий ремонт и т. п. Для приема и отправки дирижабля, если он идет в полном порядке, нужно 10-12 человек обслуживающего персонала, причем этот пер сонал должен иметь возможность переме щаться по площадке совершенно свободно. Если же дирижабль приходит с аварией, то при
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz