Ермолаев, Д. А. Сто страниц истории к 100-летию Мурманска : [подборка статей] / Дмитрий Ермолаев // Вечерний Мурманск. – 2012-2016.
22Т “Вечерний Мурманск” | 28 февраля 2014 г. ПРОЕКТ“ВЕЧЕРКИ” www.vmnews.ru Город контрастов Сто страниц истории к 1ОО-летию Мурманска М урманск начала 20-х годов минувшего века был, несмотря на юный возраст, городом с богатым прошлым. Основанный еще при царе, он успел узнать власть Временного правительства, Краесовдепа, белых и красных. Через него прошли люди десятков, если не сотен национальностей: от китайцев и корей цев до австралийцев и новозеландцев. А еще заполярная столица являлась в ту пору городом контрастов - начиная с пейзажа, в котором окаменевшие волны окрестных сопок перемежались с болотистыми низинами, продолжая населением, включавшим в себя и вывезенных на Север до предела истощенных голодающих Поволжья, и так называемых бывших - дворян, купцов, в том числе владевших прежде миллионными состояниями, ожидавших возможности выехать за рубеж. И заканчивая архитек турным обликом, совмещавшим землянки и добротные деревянные дома. Мурманск начала 20-х. Деревянные бараки, жилые вагоны и обилие парных будочек. ВСЕ РАЗБРОСАНО КАК ПОПАЛО Жизнь краевого центра тех времен имела характер до некоторой степени анархический. "Находящиеся в Мурманске граждане живут без всяких прописок и паспортов, - писал в до кладной записке, хранящейся ныне в Госу дарственном архиве Мурманской области, член губисполкома Дроздов, анализируя си туацию за 1922 год. - Кто здесь живет, откуда прибыл и зачем - никому не известно. Полу чить какую-либо справку о том или ином про живающем лице совершенно невозможно". Жилищный кризис, начавшийся буквально с самого рождения города, и не думал ослабе вать, всерьез обсуждался вопрос о перене сении некоторых, используя современную тер минологию, управленческих структур в Дро вяное. Застройка заполярной столицы от личалась почти полной бессистемностью. "Здесь, - сообщал один из горожан в 1924 году в журнале "Вестник Мурмана", - вы мо жете встретить приспособленный для жилья снятый с колес товарный вагон или просто ящик, красные фанерные бараки и бревенча тые дома, напоминающие обыкновенные рус ские постройки. Это все разбросано как по пало, между ж /д путями, на холмах, по доро гам". "Губернский город Мурманск, - вторил ему со страниц "Полярной правды" первый председатель Мурманского горсовета Алек сандр Меллер, описывая краевой центр об разца 1923 года, - совсем не похож на город. "Чемоданы", бараки... Нет ни одного нового дома. Жителей в городе больше 5000. Порт только называется торговым, товары через него не идут, ввозят преимущественно уголь для железной дороги. В порту стоит аресто ванный английский тральщик, ловивший рыбу в наших водах. Назревает ультиматум Кер зона. У служащих еще существуют пайки. Деньги считают миллиардами". ТРЕХМИЛЛИОННЫЙ МУРМАНСК Несмотря на столь незавидное положение, будущее основанного осенью 1916 года на берегу Кольского залива города представля лось мурманцам (слово "мурманчане" войдет в оборот позднее) в самом радужном свете. "Снегу нет, - предрекал автор статьи "Все пре красное впереди. Первое мая на Мурмане в 2423 году", напечатанной в "Полярке" полуты- сячелетием ранее, - нагрели Гольфштрем ис полинской электрической печкой, и потеплел Мурман так, что заросли морошки и брусники на горах разрослись в настоящие тропиче ские леса... Все по-новому: в порту грузятся тысячи судов... в роскошном здании музея по казывают под стеклом "настоящий жилой барак" нашей эпохи". "К огромному красивому зданию Дворца ученых, находившемуся на проспекте Ленина и выстроенному из лучшего тивдийского мра мора, вывезенного из Карелии, - начинал рас сказ "В 2023 году" его автор М. Занд, - подъ езжали один за другим автомобили. Улица была запружена народом. Казалось, все трех миллионное население Мурманска было за нято одной мыслью: действительно ли сегодня подтвердятся предположения профессора Ва вилова, опубликованные им в печати. На крышу Дворца ученых на особо устроенную площадку то и дело спускались, чтобы выса дить пассажиров - иностранных ученых, и снова улетали аэропланы". Заводы в том, гря дущем, Мурманске занимали целые кварталы, жители разговаривали "по беспроволочному телефону", ездили по электрифицированной Центр города - улица Ленинградская. 1927 год. Фото Ф. Ф. Турчанинова. - С железной дороге, летали в "Советскую Анг лию" и на Северный полюс, покрытый зеленой травой. ИЗ КУЛЬТУРНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ - ПАРНЫЕ БУДОЧКИ Что ж, если окружающая действительность слишком уж неприглядна, именно мечта, пусть даже такая, резко контрастирующая с реаль ностью, позволяет хоть как-то примириться с настоящим. Когда писались приведенные выше строки, руководитель побывавшего в краевом центре с гастролями в 1923 году Пет роградского государственного передвижного театра Павел Гайдебуров самые яркие впе чатления о заполярной столице сформулиро вал так: "Из местных культурных мероприятий обращают на себя внимание обильно рассы панные повсеместно парные будочки. По за грязнению можно судить, что пользуются все общими симпатиями. Запоров нет. - Как же вы пользуетесь ими? Хоть бы вере вочки навязали. -Так и пользуемся. Сидишь и сам караул не сешь, заметил в щелочку, что женщина на правляется, сейчас даешь окрик". Это можно было бы счесть анекдотом, рас сказанным заезжей знаменитостью, но Мел лер свидетельство Гайдебурова полностью подтверждает. "Множество уборных, - вспо минал он краевой центр начала 20-х, - и во всем сквозит "политика открытых дверей" (двери пошли на топливо)". Сейчас подобные нюансы городской жизни тех лет кажутся за бавными. Тогда они считались наследием про клятого прошлого, от которого нужно изба виться как можно скорей. И немудрено. По мимо чисто внешней непривлекательности, тесноты и отсутствия элементарных удобств существование во многих "раннемурманских" сооружениях имело и другие последствия. "Что такое "чемодан", знает каждый мурман ский обитатель, - повествовала "Полярная правда". - Это железный сарай, некогда по строенный английскими интервентами. Жизнь в таком "чемодане" тягостна и мучительна". Далее пояснялось, что, по данным северных медиков, дети, проживающие в подобных по стройках, - сплошь рахитики, а взрослые стра дают малокровием и туберкулезом. Еще один парадокс-контраст заполярной сто лицы состоял в том, что многие мурманцы вос принимали ее как нечто отдельное от осталь ной российской державы. "Город населен при шельцами, соблазненными перспективами на живы, и служащими, заманенными хорошими окладами и пайками, - отмечали в 1921 году по сетившие Мурманск вологодские экскурсанты. - Все мечтают вернуться в "Россию". Это выра жение встречается постоянно". "Город новый, от "России" далеко", - констатировал спустя семь лет на страницах "Полярной правды" ее корреспондент А. Лесной. Соответственно стратегической задачей, стоявшей перед со ветским государством, было среди прочего освоение здешних мест до такой степени, чтобы они не оставались чужеродными, обо собленными от "Большой земли", развитие краевого центра от специфического, экстре мального, находящегося на грани выживания поселения до уровня нормального, обычного российского города. Одним из способов ее ре шения стало строительство нового, социали стического Мурманска. Авторы книги "Улицы Мурманска" Алексей Киселев и Михаил Тулин отмечали в истории застройки города "три слоя: первые дома, ба раки и землянки... двухэтажные деревянные дома... каменные здания". Первый слой, ас социировавшийся со старой, дореволюцион ной Россией, должен был исчезнуть. СТРОИТЕЛЬНАЯ ЛИХОРАДКА Однако скоро, как известно, только сказка сказывается. Жилищное строительство запо лярной столицы становилось на ноги не сразу, постепенно. В 1921 году было сдано 232 м2 жилья, в 1922-м - 300. Только в 1923-м обо значается ощутимый рост -1008 м2жилой пло щади, а в следующем году - уже 2136 м2. "По явились первые новые дома Исполкома, Сев- корыбы (Северного кооперативного объедине ния для эксплуатации рыбо-звериных промыс лов. - Д. Е.)... Морагента и др., - рисует Мел лер в 1928 году портрет Мурманска начала 1924-го. - Мурманский порт впервые работает как коммерческий порт. Ввозят хлопок, выво зят хлебные грузы. Население растет". "В юго- восточном направлении от станции жел. дор., - конкретизирует тогда же в "Вестнике Мурмана" очевидец происходившего, - уже построен ряд домов двухэтажных, с архитектурными принци пами, большими окнами - теплых, постоянного типа; еще большее количество таких зданий строятся и столько же ожидают очереди, оста ваясь в проекте. Это начало будущего Мур манска". "Строительное дело в городе приняло характер "строительной лихорадки", - утвер ждал в том же номере некто, укрывшийся за инициалами А. X. - Не проходит недели, чтобы в пределах Мурманска не появлялся новый дом, а иногда и несколько сразу. Строит Откомхоз (отдел коммунального хозяйства. -Д. Е.), Мурм. жел. дор., отдельные ведомства и учреждения, так называемое почтовое ведомство намерено построить в ближайший год до 15 зданий. Это усиленное создавание города вызвано, по-ви- димому, культурно-экономическим развитием как самого города, так и всего края в целом". Так начинался второй из обозначенных Ки селевым и Тулиным периодов застройки крае вого центра - время деревянных двухэтажек. Правда, проклевывались пока лишь первые ростки будущего города, но мурманцы продол жали мечтать, по-прежнему предвкушая по явление на Кольском полуострове крупнейшего мирового порта. "Я не вижу хибарок, - говорит герой опубликованного в 1923 году в "Вестнике Мурмана" рассказа "Осипыч". - Я вижу двадцати - тридцатиэтажные дома, я слышу кипение жизни русского Нью-Йорка, пристань, полную громадных океанских пароходов, гул работы в глубине подземных шахт, выкидывающих из недр земли неисчислимые богатства...". Но до воплощения мечты в жизнь, до преодоления контраста между ожидаемым светлым будущим и суровым настоящим было еще далеко. Дмитрий ЕРМОЛАЕВ, сотрудник Государственного архива Мурманской области. Фото из фондов ГАМО. Продолжение следует.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz