Ермолаев, Д. А. Сто страниц истории к 100-летию Мурманска : [подборка статей] / Дмитрий Ермолаев // Вечерний Мурманск. – 2012-2016.
Q I “Вечерний Мурманск” | 15 февраля 2014 г. ПРОЕКТ“ВЕЧЕРКИ” www.vmnews.ru В Мурманске, как, может быть, нигде более, тесно переплетены между собой мечта и реаль ность, прошлое и будущее. Уже само появление на этих север ных широтах полумиллионного мегаполиса - а к концу совет ской эпохи областной центр был именно таким - всего за де сяток лет до его основания могло показаться маниловщи ной, беспочвенным прожек терством. А теперь уже тот город - пятисоттысячник - вос принимается юными мурманча нами как нечто давнее, нере альное. О мечтах и реалиях, со единенных в истории заполяр ной столицы, я и напишу. ОЛЕНЬИ БЕГА НА КИЛЬДИНЕ Большое будущее нашему краю предрекали давно, но более или менее явственно контуры грядущей светлой жизни, связанные в том числе и с созданием незамерзаю щего порта, стали проступать только во второй половине XIX века. Известный писатель Василий Ива нович Немирович-Данченко, прони цая время, утверждал в 1877 году, что на землях дикой Лапландии вы растут "торговые города... Глушь ее и захолустье прорежутся дорогами. Номады-оленеводы обратятся в оседлых промышленников, и на месте нынешнего царства смерти и безлюдья возникнет живая и кипу чая деятельность трудового населе ния, явятся центральные рынки, и могучая воля человека сумеет вы звать к жизни и недра гранитных гор, и непроходимые дебри земли лопской. У мрачного полюса будет отнята человеком еще одна страна, еще раз мысль и энергия восторже ствуют над слепыми силами при роды!". В 1895-м журналист Евгений Львов, побывав в Екатерининской гавани, на берегу которой позже вырос Апександровск - нынешний Полярный, предсказал уже и неко торые детали быта еще не по строенного краевого центра. "Лет через 25, - пояснял он в книге "По студеному морю", - Екатерининская дума заговорит о канализации го рода, а репортеры Екатерининского или вообще Мурманского вестника будут сообщать местным читателям об оленьих бегах на острове Киль- дине и о том, что тотализатор вчера за такого-то оленя-победителя выдал выигравшим такую-то сумму". Вот уж точно, чем безнадежней настоящее, тем ярче греза. Когда писались приведенные выше строки, наиболее распространен ными типами поселений на Коль ском полуострове были колонии и становища. О первых местный уездный исправник в отчете за 1885 год, который хранится ныне в Государственном архиве Мурман ской области, доносил вышестоя щему начальству, что "колонии, где поселяются русские, есть не что иное, как... несколько изб, по строенных тесно между собою, так что развести огород и думать не чего, потому что даже негде поста вить отдельного хлева для скота, а через это беспрерывные ссоры ко лонистов между собою и с промыш ленниками из-за того, что скот, раз гуливая по колонии, портит промыс ловые снасти... Такие колонии чем будут становиться населеннее, то спорных дел будет становиться больше, а пользы никакой". О вто Заполярная столица между мечтой и реальностью Сто страниц истории к 1ОО-летиюМурманска Таким был Мурманск первых лет существования. рых, предназначенных для житья во время рыбных промыслов, катего рически отозвался побывавший на Мурмане в том же 1885-м поэт Кон стантин Случевский, отметивший, что в этих временных пристанищах "...помору хуже: тут, как и в море, вечно сир и нищ, живет он впроголодь, а спит во тьме и стуже на гнойных нарах мрачных становищ. ПО МАНОВЕНИЮ ВОЛШЕБНИКА В общем, мечта и действитель ность не совпадали. Контраст между воздушными замками и су ровой реальностью потрясал вооб ражение. И с возникновением Мур манска он не только никуда не исчез, но усугубился еще более. С самого рождения заполярную сто лицу пышно именовали северным окном в Европу и вторыми Дарда неллами, сравнивая с Петроградом и Константинополем. В 1916 году газета "Русское слово" сообщала читателям, что строящийся на бе регу Кольского залива незамерзаю щий порт станет городом нового типа: с электричеством, канализа цией, водопроводом. Уровень ком форта планировался вполне евро пейский, и все житейские блага ожидались в самом скором вре мени. "Несомненно, - предсказывал известный журналист и писатель Андрей Селитренников, - в Романове быстро возникнут многочисленные конторы по импорту и экспорту; по явится в самом начале немало на роду, связанного с нашей торговлей с Западом; возникнут, должно быть, заводы и склады для моторных ботов и их частей для нужд мурман ских рыбопромышленников... по явятся рыбокоптильные заводы, за воды для приготовления рыбных кон сервов; вывоз зерна, леса, ввоз анг лийских и американских товаров - все это оживит, создаст кипучую портовую жизнь, даст городу насе стройки, выработанный при белых и утвержденный 9 января 1919 года, также остался на бумаге из-за на ступившего в Северной области ре сурсного кризиса, закончившегося приходом красных. ОБРАЗЕЦ ХАОСА Среди прочего не удалось соору дить и величественный собор, рас считанный на тысячу молящихся. Ре шение о его строительстве было при нято 12 февраля 1917 года на засе дании специального государствен ного органа - Особого междуведом ственного совещания по устроению и развитию Русского Севера. Идею поддержал последний русский импе- Мурманчане в районе портовой Нахаловки, названной так за самовольную застройку земельных участков. 1919 год. « И ление, средства к существованию... Да, город вырастет, поднимется из земли точно по мановению волшеб ника", взору явятся "радостные кре сты храмов и крыши огромных строений, и порт, гудящий жизнью, пестрый флагами, многострунный высокими гордыми мачтами... Про звучат слова дружбы и взаимного понимания, раздастся громкая рус ская речь, свободная, знающая цену себе". Что же вышло на самом деле? Действительно получился город нового типа, но в полностью противоположном задуманному смысле: город-времянка, город-ноч- лежка, город-развалюха. Да и как он мог быть иным, если его нор мальному строительству все время мешали непреодолимые историче ские обстоятельства. Судите сами. Первому плану за стройки Мурманска, предложенному в 1916 году инженером Борисом Са- баниным, помешала осуществиться февральская революция. Улицы, на званные именами членов царской семьи, не подходили для новой, рес публиканской власти. Второму плану, составленному архитектором Павлом Алешиным и принятому 5 ок тября 1917-го, не позволила сбыться состоявшаяся в конце того же ме сяца очередная смена власти, ко ренным образом изменившая общую ситуацию в стране и крае. План по ратор Николай Второй, начертавший на соответствующем докладе сове щания: "Вполне сочувствую этой мысли". Собор должен был стать хра- мом-памятником всем павшим в пер вой мировой войне, а также трудо вому подвигу строителей Мурман ской железной дороги. Уже создали комитет по его строительству, объ явили всероссийский сбор средств. Но из-за потрясших страну в 1917-м глобальных катаклизмов планы так и не воплотились в жизнь. В итоге с самого возникновения заполярной столицы мечта и реаль ность существовали практически па раллельно, не пересекаясь друг с другом. Благоустроенный и благо получный Мурманск, задуманный в досоветский период, так и остался "городом, которого нет". Настоящий же краевой центр долго являл собой в архитектурном плане обра зец хаоса и почти полного беспо рядка. При минимуме организован ной застройки люди сооружали что могли, как могли и буквально из того, что попадется под руку. Капи тальные деревянные дома считались роскошью. Гораздо более популяр ными, если судить по количеству, были бараки и "чемоданы" - по стройки из гофрированного железа с полукруглой крышей. А еще сели лись в землянках, в вагонах, жили на стоявших в заливе кораблях, воз водили шедевры зодчества из досок, фанеры, выловленных в за ливе бревен, брошенных шпал и даже из бочковой клепки. ГОРОД КАЗАЛСЯ ВЫМЕРШИМ "Мы добрались до Мурманска, в те дни грязного и заброшенного", - писал, вспоминая свой отъезд из России в конце мая - начале июня 1918 года бывший глава Времен ного правительства Александр Ке ренский. "Вряд ли можно найти более унылое место, чем это, осо бенно в мрачных лучах полуночного солнца: широкий залив с серо-зеле- ной водой, окруженный низкими ко ричневыми холмами без какой-либо растительности, которая могла бы порадовать глаз, и неподалеку от него скопление серых деревянных избушек и домиков... Город казался вымершим", - таким увидел заполяр ную столицу тогда же, в июне 1918-го британский офицер Филипп Вудс. Служивший в краевом центре в 1919 году Николай Буторов со общал, что "он поражал своею ми зерностью. Это была скорее де ревня... Жизнь в Мурманске была лишена даже самых примитивных удобств. Те... которых я мало-маль- ски знал... попав в Мурманский край и познакомившись с его тяже лыми условиями, не задерживаясь, прилагали все усилия для перевода в Архангельск". Несоответствие задуманного и осуществленного достигло пика в самом начале двадцатых. Числен ность населения северного окна в Европу едва переваливала в ту пору за две тысячи человек, а сам город находился в жесточайшем жилищ ном кризисе. "Нет ни улиц, ни дво ров, - отзывались о нем в 1921 году вологодские экскурсанты, - все сде лано наспех, как попало". Тем не менее в 1920-м, после окончатель ного установления на Кольском по луострове советской власти, инже нер "для технических работ" Мур манской железной дороги Антонина Васильевна Сабанина-Костяева раз работала новый генеральный план Мурманска - на 30 тысяч жителей. И мурманчанам уже вновь грезился мегаполис, отвечающий последнему слову цивилизации. "Мурманск... призван быть Антверпеном, Гамбур гом или Нью-Йорком Советской Рос сии", -утверждал 1 февраля 1921 года со страниц "Северной правды" военмор Батис. Постепенно, очень медленно заполярная столица начи нала меняться. Дмитрий ЕРМОЛАЕВ, сотрудник Государственного архива Мурманской области. Фото из фондов ГАМО. Продолжение следует.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz