Ермолаев, Д. А. Сто страниц истории к 100-летию Мурманска : [подборка статей] / Дмитрий Ермолаев // Вечерний Мурманск. – 2012-2016.

www.vmnews.ru | ПРОЕКТ“ ВЕЧЕРКИ” 20 декабря 2013 г. | “Вечерний Мурманск” | 25 Мурманские истории фильма “Путь к причалу” Сто страниц истории к 1ОО-летию Мурманска Кадр из фильма "Путь к причалу". В мурманском порту. Слева боцман Росомаха - Борис Андреев, справа - Георгий Вицын. Окончание. Начало в номере за 29 ноября САМОЕ ВАЖНОЕ - МНЕНИЕ МУРМАНЧАН В конце лета 1961 года на улицах областного центра появился авто­ бус с надписью "Студия "Мосфильм" и табличкой на лобовом стекле “Путь к причалу". Снимался фильм, копия которого хранится ныне в Го­ сударственном архиве Мурманской области, на протяжении двух лет. Одним из главных мест, где шла ра­ бота над картиной, стала заполяр­ ная столица. - В Мурманске я побывал еще в прошлом году вместе с автором сце­ нария, - рассказывал 10 сентября 1961-го режиссер-постановщик ленты Георгий Данелия. - Мы зна­ комились с местами, где должны были вести съемки, на два месяца выходили в море на пароходе "Лева­ невский", были на полярных стан­ циях. Все это пригодилось при тепе­ решних съемках нового фильма, ко­ торые мы выполняем с большой душой и желанием. Мы обязательно привезем для премьеры новую кино­ картину в Мурманск, где нас так тепло встречают и оказывают боль­ шую помощь в нашей работе. Мне­ ние мурманчан о нашем новом кино­ фильме будет для нас самым инте­ ресным и самым важным. Для ознакомления жителей края с сюжетом будущей ленты "Комсомо­ лец Заполярья" опубликовал отрывок из рассказа Виктора Конецкого “Путь к причалу", который лег в ос­ нову ее сценария. Самый драматич­ ный момент, когда главный герой рубит буксирный трос, обрекая себя и своих товарищей на возможную ги­ бель ради того, чтобы тащивший их спасатель успел на помощь другим морякам, описан в нем так: "Росо­ маха рубил буксирный трос обыкно­ венным пожарным топором. Рубить было трудно. Наконец из-под топора сыпанули искры: лопнула первая прядь. Свистящий круг понесся по тросу к острому огоньку впереди - га­ кобортному "Колы". Прядь раскручи­ валась. Больше можно было не му­ читься. Росомаха швырнул топор за борт. Оживление покинуло боцмана. Тягучие мысли о себе, своей судьбе вновь вернулись и мучили. Только сейчас Росомаха до самого конца понял совсем простую вещь - разве простил бы сын, узнай он о малоду­ шии своего отца, узнай он, что Зо- сима Росомаха дорожит своей шку­ рой больше, чем жизнью многих людей, больше, чем старыми рус­ скими моряцкими законами. Никогда бы не простили ему этого ни сын, ни Мария. И чего он так долго решался, когда все равно никакого другого ре­ шения для него, Зосимы Росомахи, сегодня быть не могло?..". В предисловии к отрывку газета сообщала, что мосфильмовцы уже отработали на острове Кильдин и за­ канчивают трудиться в море - на судне аварийно-спасательной службы, на буксирных судах транс- портно-буксирного флота Мурман­ ского рыбного порта "Стерегущий" и "Смелый". Вместе с профессиональ­ ными актерами снимались и мурман­ ские моряки - члены экипажа "Сме­ лого": боцман Анатолий Арсентьевич Плюснин, кок Василий Дмитриевич Захарчук, матросы Александр Чуж- маров, Владимир Ковтун и Василий Липатов. Продолжились съемки в Мурманске. Некоторые из случив­ шихся тогда в заполярной столице историй Данелия припомнил в опуб­ ликованной в 2003 году книге "Без­ билетный пассажир". ПАРТБИЛЕТЫ НА СТОЛ "В Мурманске по плану было на­ мечено первой снимать сцену на на­ бережной. Выбрали точку. Красиво, вид на порт, на Кольский залив. Только в кадр попадал грязный по­ косившийся забор. И я попросил ад­ министратора Федорца, чтобы зав­ тра на съемку пригнали автобус - за­ крыть забор от камеры... Утром на следующий день приехали на съемку - автобуса нет. - Не дали, - объяснил Федорец... Я попросил... позвонить Залб- штейну. Директором фильма "Путь к причалу" был Дмитрий Иосифович Залбштейн, осанистый пятидесяти­ летний мужчина с начальственным басом... - Не снимайте! - завопил Залб­ штейн. - Будет автобус. Минут через сорок приехала ми­ лиция, а за ней начали подъезжать автобусы один за другим. Все при­ бывают и прибывают. Милиционеры спрашивают, где автобусы расстав­ лять... а потом приехали два БТРа. Из башни одного торчала голова Залбштейна. После звонка... Залбштейн по­ мчался в обком партии к первому секретарю. Секретарша пыталась остановить его, но Залбштейн ото­ двинул ее и ворвался в кабинет. Там за длинным столом сидело человек двенадцать - шло заседание бюро обкома... - Сидите? Не чешетесь? - заорал Залбштейн. - Хотите, чтобы мы очер­ няли советскую действительность? Не выйдет! Все партбилеты на стол положите!.. Пауза. - В чем дело? - спросил первый секретарь. - Выражайтесь конкрет­ нее. Залбштейн выразился конкретно: автобус не дали. Все облегченно вздохнули и за­ улыбались. И тогда к нам отправили автобусы с городских маршрутов. А член бюро обкома командующий воен­ ным округом на всякий случай при­ слал два бронетранспортера, на одном из которых и приехал на съе­ мочную площадку Дмитрий Иосифо­ вич Залбштейн". Снимали и на улицах Мурманска, и в рыбном порту. Но больше всего - в торговом. Там работали над сценой проводов в море спасательного судна "Кола" и возвращения его из рейса. Там же запечатлели встречу с матерью одного из героев картины - юнги Васьки. Попали в кадр и мур­ манчане - грузчики и механизаторы торгового порта, участвовавшие в некоторых эпизодах. Судя по тому, что вспоминает Данелия, сниматься в кино мурманчанам понравилось. РЕЖИССЕР! Я ВЕРНУЛСЯ... "Между прочим. Как мы ни стара­ лись держаться подальше от госу­ дарственных секретов, все равно никак не могли их избежать. В тот день, когда Никита Серге­ евич выступил с официальным за­ явлением, что на Кубе советских ракет нет, пошли мы в ресторан. Только сели, в другом конце зала поднялся человек и крикнул: - Режиссер! Я вернулся, когда сни­ маться будем? Я узнал его: этот моряк был у нас в массовке в очереди у пивного ларька. - Опоздал, отсняли уже все сцены с массовкой, - крикнул я. - Надо было раньше приходить! - Раньше не мог. Мы на Кубу ра­ кеты возили! А строжайшую государственную тайну - об испытании на Новой Земле атомной бомбы - мы узнали за две недели до взрыва... Когда в центральных газетах по­ явились опровержения слухов о новых испытаниях атомного оружия, на главной площади Мурманска, на доске объявлений среди прочих был прикноплен и такой листок: "Граж­ дане туристы, в связи с непредви­ денными обстоятельствами турпла- вания на Новую Землю переносятся на весну будущего года". Главную роль, боцмана Зосиму Семеновича Росомаху, играл один из самых популярных в ту пору ак­ теров - Борис Андреев. Известность его была настолько велика, что командующий Северным флотом вы­ делил лично для Бориса Федоро­ вича свой адмиральский катер. В фильме есть сцена: боцман, у кото­ рого вся жизнь прошла на кораб­ лях, а на берегу ни кола ни двора, выпил с приятелем, вышел на берег и стал ногами бить волны. В Барен­ цевом море вода очень холодная, поэтому хотели снимать дублера. Андреев запротестовал: "Никаких дублеров, Росомаху играю я". Эту сцену снимали на острове Кильдин, и актер, пожилой уже человек, на пронизывающем ветру в мокрой одежде и без переодеваний два часа самоотверженно искал вари­ анты. Сняли четырнадцать дублей. В картине были задействованы и другие замечательные мастера эк­ рана - Георгий Вицин, Любовь Соко­ лова. Юнгу Ваську играл московский школьник Саша Метелкин, уже имев­ ший, несмотря на молодость, солид­ ный актерский стаж - участвовал в фильмах "Анна на шее" и "Военная тайна". Роль матроса Чапина доста­ лась Валентину Никулину. Капитаном Гастевым должен был стать Марк Бернес. Но, увы, не сложилось. - Марк снимался в фильме "Путь к причалу" у Данелия. И параллельно в Риге, - вспоминала жена Бернеса Лилия Михайловна Бернес-Бодрова. - И кто-то из группы Данелия прислал ему телеграмму, чтобы он срочно вы­ езжал. А сроки Марк всегда огова­ ривал точно. И тогда он дал теле­ грамму: "Пьете - закусывайте". Я ему: "Марк, что ты делаешь?!". В резуль­ тате его сняли с роли. В итоге роль, предназначавшуюся Бернесу, в картине сыграл другой замечательный артист - Олег Жаков. А звучащую в фильме песню исполнил Валентин Никулин. Кстати, о песне у Данелии рассказ особый. ЗАПЕЛИ ПЬЯНЫЕ, ЗНАЧИТ - ШЛЯГЕР "На фильм "Путь к причалу" музы­ кальный редактор Раиса Алексан­ дровна Лукина... порекомендовала пригласить молодого ленинград­ ского композитора Андрея Петрова. Он приехал - молодой, застенчи­ вый. Я сказал ему, что срочно нужна мелодия песни... Музыка была утверждена... Песню записали, она нам нрави­ лась, но мелодию никто не мог за­ помнить - ни члены съемочной группы, ни я сам. "Не будут петь, - понял я. - Ну и не надо. Главное - есть настроение". Когда фильм был готов, мы по­ везли его в Мурманск и показали морякам. Ночью меня разбудило пение. За окном пьяные голоса не­ стройно выводили нашу песню: "Е-е- сли радость на всех одна, на всех и беда одна...". Ну если пьяные запели, то это будет шлягер. Так оно и было". Картина вышла на экраны в конце 1962 года и была по достоинству оценена зрителями. Хотя - не только ими. "Молодые и одаренные люди де­ лали фильм, - писал в журнале "Ис­ кусство кино" маститый кинокритик Ростислав Юренев. - В фильме есть неровности, упущения, но не о них хочется думать, их можно не заме­ чать, потому что в фильме так много подлинно тонкого, доброго, челове­ ческого. Фильм будоражит воспоми­ нания, манит к новому, незнакомому. Он романтичен и современен". А еще "Путь к причалу" стал одним из самых "мурманских" фильмов оте­ чественного кинематографа. И одним из самых любимых мурманча­ нами. Что, впрочем, неудивительно, ведь Мурманск - самостоятельный и полноправный персонаж этой за­ мечательной ленты. Дмитрий ЕРМОЛАЕВ, сотрудник Государственного архива Мурманской области.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz