Ермолаев, Д. А. Сто страниц истории к 100-летию Мурманска : [подборка статей] / Дмитрий Ермолаев // Вечерний Мурманск. – 2012-2016.
www.vmnews.ru | ПРОЕКТ“ ВЕЧЕРКИ” 20 декабря 2013 г. | “Вечерний Мурманск” | 25 Мурманские истории фильма “Путь к причалу” Сто страниц истории к 1ОО-летию Мурманска Кадр из фильма "Путь к причалу". В мурманском порту. Слева боцман Росомаха - Борис Андреев, справа - Георгий Вицын. Окончание. Начало в номере за 29 ноября САМОЕ ВАЖНОЕ - МНЕНИЕ МУРМАНЧАН В конце лета 1961 года на улицах областного центра появился авто бус с надписью "Студия "Мосфильм" и табличкой на лобовом стекле “Путь к причалу". Снимался фильм, копия которого хранится ныне в Го сударственном архиве Мурманской области, на протяжении двух лет. Одним из главных мест, где шла ра бота над картиной, стала заполяр ная столица. - В Мурманске я побывал еще в прошлом году вместе с автором сце нария, - рассказывал 10 сентября 1961-го режиссер-постановщик ленты Георгий Данелия. - Мы зна комились с местами, где должны были вести съемки, на два месяца выходили в море на пароходе "Лева невский", были на полярных стан циях. Все это пригодилось при тепе решних съемках нового фильма, ко торые мы выполняем с большой душой и желанием. Мы обязательно привезем для премьеры новую кино картину в Мурманск, где нас так тепло встречают и оказывают боль шую помощь в нашей работе. Мне ние мурманчан о нашем новом кино фильме будет для нас самым инте ресным и самым важным. Для ознакомления жителей края с сюжетом будущей ленты "Комсомо лец Заполярья" опубликовал отрывок из рассказа Виктора Конецкого “Путь к причалу", который лег в ос нову ее сценария. Самый драматич ный момент, когда главный герой рубит буксирный трос, обрекая себя и своих товарищей на возможную ги бель ради того, чтобы тащивший их спасатель успел на помощь другим морякам, описан в нем так: "Росо маха рубил буксирный трос обыкно венным пожарным топором. Рубить было трудно. Наконец из-под топора сыпанули искры: лопнула первая прядь. Свистящий круг понесся по тросу к острому огоньку впереди - га кобортному "Колы". Прядь раскручи валась. Больше можно было не му читься. Росомаха швырнул топор за борт. Оживление покинуло боцмана. Тягучие мысли о себе, своей судьбе вновь вернулись и мучили. Только сейчас Росомаха до самого конца понял совсем простую вещь - разве простил бы сын, узнай он о малоду шии своего отца, узнай он, что Зо- сима Росомаха дорожит своей шку рой больше, чем жизнью многих людей, больше, чем старыми рус скими моряцкими законами. Никогда бы не простили ему этого ни сын, ни Мария. И чего он так долго решался, когда все равно никакого другого ре шения для него, Зосимы Росомахи, сегодня быть не могло?..". В предисловии к отрывку газета сообщала, что мосфильмовцы уже отработали на острове Кильдин и за канчивают трудиться в море - на судне аварийно-спасательной службы, на буксирных судах транс- портно-буксирного флота Мурман ского рыбного порта "Стерегущий" и "Смелый". Вместе с профессиональ ными актерами снимались и мурман ские моряки - члены экипажа "Сме лого": боцман Анатолий Арсентьевич Плюснин, кок Василий Дмитриевич Захарчук, матросы Александр Чуж- маров, Владимир Ковтун и Василий Липатов. Продолжились съемки в Мурманске. Некоторые из случив шихся тогда в заполярной столице историй Данелия припомнил в опуб ликованной в 2003 году книге "Без билетный пассажир". ПАРТБИЛЕТЫ НА СТОЛ "В Мурманске по плану было на мечено первой снимать сцену на на бережной. Выбрали точку. Красиво, вид на порт, на Кольский залив. Только в кадр попадал грязный по косившийся забор. И я попросил ад министратора Федорца, чтобы зав тра на съемку пригнали автобус - за крыть забор от камеры... Утром на следующий день приехали на съемку - автобуса нет. - Не дали, - объяснил Федорец... Я попросил... позвонить Залб- штейну. Директором фильма "Путь к причалу" был Дмитрий Иосифович Залбштейн, осанистый пятидесяти летний мужчина с начальственным басом... - Не снимайте! - завопил Залб штейн. - Будет автобус. Минут через сорок приехала ми лиция, а за ней начали подъезжать автобусы один за другим. Все при бывают и прибывают. Милиционеры спрашивают, где автобусы расстав лять... а потом приехали два БТРа. Из башни одного торчала голова Залбштейна. После звонка... Залбштейн по мчался в обком партии к первому секретарю. Секретарша пыталась остановить его, но Залбштейн ото двинул ее и ворвался в кабинет. Там за длинным столом сидело человек двенадцать - шло заседание бюро обкома... - Сидите? Не чешетесь? - заорал Залбштейн. - Хотите, чтобы мы очер няли советскую действительность? Не выйдет! Все партбилеты на стол положите!.. Пауза. - В чем дело? - спросил первый секретарь. - Выражайтесь конкрет нее. Залбштейн выразился конкретно: автобус не дали. Все облегченно вздохнули и за улыбались. И тогда к нам отправили автобусы с городских маршрутов. А член бюро обкома командующий воен ным округом на всякий случай при слал два бронетранспортера, на одном из которых и приехал на съе мочную площадку Дмитрий Иосифо вич Залбштейн". Снимали и на улицах Мурманска, и в рыбном порту. Но больше всего - в торговом. Там работали над сценой проводов в море спасательного судна "Кола" и возвращения его из рейса. Там же запечатлели встречу с матерью одного из героев картины - юнги Васьки. Попали в кадр и мур манчане - грузчики и механизаторы торгового порта, участвовавшие в некоторых эпизодах. Судя по тому, что вспоминает Данелия, сниматься в кино мурманчанам понравилось. РЕЖИССЕР! Я ВЕРНУЛСЯ... "Между прочим. Как мы ни стара лись держаться подальше от госу дарственных секретов, все равно никак не могли их избежать. В тот день, когда Никита Серге евич выступил с официальным за явлением, что на Кубе советских ракет нет, пошли мы в ресторан. Только сели, в другом конце зала поднялся человек и крикнул: - Режиссер! Я вернулся, когда сни маться будем? Я узнал его: этот моряк был у нас в массовке в очереди у пивного ларька. - Опоздал, отсняли уже все сцены с массовкой, - крикнул я. - Надо было раньше приходить! - Раньше не мог. Мы на Кубу ра кеты возили! А строжайшую государственную тайну - об испытании на Новой Земле атомной бомбы - мы узнали за две недели до взрыва... Когда в центральных газетах по явились опровержения слухов о новых испытаниях атомного оружия, на главной площади Мурманска, на доске объявлений среди прочих был прикноплен и такой листок: "Граж дане туристы, в связи с непредви денными обстоятельствами турпла- вания на Новую Землю переносятся на весну будущего года". Главную роль, боцмана Зосиму Семеновича Росомаху, играл один из самых популярных в ту пору ак теров - Борис Андреев. Известность его была настолько велика, что командующий Северным флотом вы делил лично для Бориса Федоро вича свой адмиральский катер. В фильме есть сцена: боцман, у кото рого вся жизнь прошла на кораб лях, а на берегу ни кола ни двора, выпил с приятелем, вышел на берег и стал ногами бить волны. В Барен цевом море вода очень холодная, поэтому хотели снимать дублера. Андреев запротестовал: "Никаких дублеров, Росомаху играю я". Эту сцену снимали на острове Кильдин, и актер, пожилой уже человек, на пронизывающем ветру в мокрой одежде и без переодеваний два часа самоотверженно искал вари анты. Сняли четырнадцать дублей. В картине были задействованы и другие замечательные мастера эк рана - Георгий Вицин, Любовь Соко лова. Юнгу Ваську играл московский школьник Саша Метелкин, уже имев ший, несмотря на молодость, солид ный актерский стаж - участвовал в фильмах "Анна на шее" и "Военная тайна". Роль матроса Чапина доста лась Валентину Никулину. Капитаном Гастевым должен был стать Марк Бернес. Но, увы, не сложилось. - Марк снимался в фильме "Путь к причалу" у Данелия. И параллельно в Риге, - вспоминала жена Бернеса Лилия Михайловна Бернес-Бодрова. - И кто-то из группы Данелия прислал ему телеграмму, чтобы он срочно вы езжал. А сроки Марк всегда огова ривал точно. И тогда он дал теле грамму: "Пьете - закусывайте". Я ему: "Марк, что ты делаешь?!". В резуль тате его сняли с роли. В итоге роль, предназначавшуюся Бернесу, в картине сыграл другой замечательный артист - Олег Жаков. А звучащую в фильме песню исполнил Валентин Никулин. Кстати, о песне у Данелии рассказ особый. ЗАПЕЛИ ПЬЯНЫЕ, ЗНАЧИТ - ШЛЯГЕР "На фильм "Путь к причалу" музы кальный редактор Раиса Алексан дровна Лукина... порекомендовала пригласить молодого ленинград ского композитора Андрея Петрова. Он приехал - молодой, застенчи вый. Я сказал ему, что срочно нужна мелодия песни... Музыка была утверждена... Песню записали, она нам нрави лась, но мелодию никто не мог за помнить - ни члены съемочной группы, ни я сам. "Не будут петь, - понял я. - Ну и не надо. Главное - есть настроение". Когда фильм был готов, мы по везли его в Мурманск и показали морякам. Ночью меня разбудило пение. За окном пьяные голоса не стройно выводили нашу песню: "Е-е- сли радость на всех одна, на всех и беда одна...". Ну если пьяные запели, то это будет шлягер. Так оно и было". Картина вышла на экраны в конце 1962 года и была по достоинству оценена зрителями. Хотя - не только ими. "Молодые и одаренные люди де лали фильм, - писал в журнале "Ис кусство кино" маститый кинокритик Ростислав Юренев. - В фильме есть неровности, упущения, но не о них хочется думать, их можно не заме чать, потому что в фильме так много подлинно тонкого, доброго, челове ческого. Фильм будоражит воспоми нания, манит к новому, незнакомому. Он романтичен и современен". А еще "Путь к причалу" стал одним из самых "мурманских" фильмов оте чественного кинематографа. И одним из самых любимых мурманча нами. Что, впрочем, неудивительно, ведь Мурманск - самостоятельный и полноправный персонаж этой за мечательной ленты. Дмитрий ЕРМОЛАЕВ, сотрудник Государственного архива Мурманской области.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz