Ермолаев, Д. А. Сто страниц истории к 100-летию Мурманска : [подборка статей] / Дмитрий Ермолаев // Вечерний Мурманск. – 2012-2016.

22Т “Вечерний Мурманск” | 29 ноября 2013 г. ПРОЕКТ“ВЕЧЕРКИ” www.vmnews.ru Как начинался “Путь к причалу” Сто страниц истории к 1ОО-летию Мурманска Э тот фильм давно стал классическим. Любовь зрителей он завоевал сразу, с самой премьеры, а звучащую в нем "Песню о друге" распевала когда-то вся страна. Этот фильм - один из самых мурманских, и заполярная столица в кадре - не просто фон для происходящего. Она - полноценный персонаж, полно­ правный герой. Недаром копия ленты, о которой я пишу, хранится в коллекции ки­ нодокументов Государственного архива Мурманской области. Причем берегут ее не на DVD-диске и не на каком-либо другом электронном носителе, а на 35-милли- метровой кинопленке - в том виде, в каком крутили когда-то в кинотеатрах и клу­ бах областного центра, показывали в воинских частях и на судах, находящихся в рейсе. Этот фильм - "Путь к причалу". Сценарий картины написал Виктор Конецкий - в ту пору, в начале 60-х, начи­ нающий, мало кому известный литератор. По сюжету главный герой - старый, угрюмый, одинокий и в море, и на берегу - боцман Росомаха со спасательного буксира "Кола". Буксир тащит в Мурманск, на слом, отслуживший свое корабль "Полоцк", на котором Росомаха когда-то воевал. Начинается шторм. Спасатель получает сигнал бедствия - тонет лесовоз. Для того чтобы успеть оказать по­ мощь, нужно освободиться от "Полоцка". На "Полоцке" четыре человека: Росо­ маха и три матроса, они сами должны принять решение. Если обрубят трос - могут погибнуть. Решают - рубить. "Полоцк" налетает на скалы. Спасаются все, кроме боцмана. ТЕНЬ "ВАРЯГА" НАД ТРАУЛЕРОМ В основе сценария лежали реальные собы­ тия, произошедшие во время службы Конец­ кого на судах 441-го отдельного дивизиона ава­ рийно-спасательной службы Северного флота. "Редкий для меня случай, - вспоминал он с при­ сущим ему юмором много лет спустя, - в рас­ сказе "Путь к причалу" у главного героя, боц­ мана Росомахи, существовал прототип. Это был мичман Росомахин. Мы плавали с ним на спасателе в 1952-1953 годы. Не только пла­ вали, но и тонули, 13 января 1953 года у кам­ ней со "скупердяйским" названием Сундуки, в Баренцевом море, на восточном побережье острова Кильдин, севернее рейда с "веселым" названием Могильный. Мы спасали средний ры­ боловный траулер № 188. Но тень "Варяга" ви­ тала над этим траулером. Он спасаться не по­ желал. Он нормальным утюгом пошел на грунт, как только был сдернут с камней, на которые вылетел. Аварийная партия разделилась на две неравные группы. Одна полезла на кормовую надстройку, другая - на задирающийся к чер­ ным небесам нос: траулер уходил в воду кор­ мой. Я оказался на кормовой надстройке и на­ блюдал оттуда за волнами, которые заплески­ вали в дымовую трубу. Температура воды минус один, воздуха - минус шесть, ветер - пять баллов, метель, полярная ночь, огромное же­ лание спасти свою шкуру любой ценой. И когда подошел на вельботе капитан-лейтенант Заго- руйко, я заорал и замахал ему. Я решил, что первыми надо снимать людей с кормовой над­ стройки, ибо нос будет дольше торчать над вол­ нами. Я очень глубоко замотивировал решение. В корме - машина: наиболее тяжелая деталь - раз; чем глубже уходит в волны корма, тем труднее снять с нее людей, так как вокруг над­ стройки куча разных шлюпбалок, выгородок и другого острого железа -два; в носовом трюме нет пробоин и там образовалась воздушная по­ душка -три и т. д. и т. п. Итогда прототип моего литературного героя спас мне душу. Он заорал сквозь брызги, снег и ветер и грохот волн, что я щенок, что командиры аварийных партий и ка­ питаны уходят с гибнущих кораблей послед­ ними. Если бы не его вопль, я попытался бы от­ быть с траулера одним из первых, как нор­ мальная крыса, и навсегда потерял бы уваже­ ние к самому себе, не говоря уже об уважении ко мне следователя и прокурора". УШЕЛ С КОРАБЛЯ ПРЕДПОСЛЕДНИМ Эту версию случившегося Конецкий опуб­ ликовал в очерке "Сценаристы и режиссеры", намеренно изложив ее в комическом ключе, соответствующем духу всего произведения. янно барахтались люди, перебираясь к рубке, которая торчала из воды. Корабль бы­ стро кренился... Когда бросился к рубке, меня ударило волной, руки не выдержали и меня потащило к борту, но, очевидно, поми­ рать было рано - вода хлынула в машинное отделение, вытолкнула из него воздух через раструбы вентиляторов, которые были рядом, и эта струя воздуха отбросила меня к рубке. Выступавшая над водой ее боковая стенка была сплошь покрыта людьми и нам со стариком-боцманом, который тоже за­ мешкался в корме, места на ней не было. Волна отрывала руки, корабль продолжал по­ гружаться кормой и кренился на левый борт. Я крикнул, чтобы люди переходили по подни­ мавшемуся правому борту (по его внешней части) в нос... Секунд за 40 они перешли на задравшийся нос. На рубке осталось нас четверо. Путь на нос для нас был уже закрыт - через весь спардек, перемахивая через оба борта, шли волны. Мы лежали на верхнем краю рубки, ноги были в воде, брызги зали­ вали лицо. Крен прекратился, но корабль продолжало бить о камни, а нос "водило". Единственная оставшаяся в живых шлюпка... в первый раз подошла к нам минут через 30 после аварии. Как она подходила и как снимала людей, ты себе не представишь. Она сделала три рейса. Я ушел с корабля предпоследним". ш О.■> На съемках фильма “Путь к причалу” . Первый слева - Виктор Конецкий. Второй справа - Георгий Данелия. На самом деле все было иначе - куда более жестоко и страшно. И никакого малодушия он не проявил. Скорее наоборот. "Корабль стащили с камней, и он лег на другой борт. Залитые водой, заглохли помпы. Единствен­ ным спасением для нас было: аварийный ко­ рабль оттянут в море, и к его борту сможет подойти кто-нибудь из спасателей, чтобы взять людей. Единственная надежда была, что он не затонет раньше, - сообщал Конец­ кий брату Олегу 20 января 1953 года по го­ рячим следам событий. - Я сидел спиной к морю и закуривал, когда корма стала очень быстро тонуть. Волна захлестнула кормовую надстройку и рухнула мне на колени. Когда я вскочил, вокруг бушевала вода, в ней отча- РАБОТАЛИ, КАК ОБЫКНОВЕННЫЕ ГРУЗЧИКИ В конце 50-х Конецкий написал рассказ "Путь к причалу", вошедший впоследствии в одну из его первых книжек. Затем под­ готовил сценарий, который попался на глаза молодому кинорежиссеру Георгию Данелия, только что выпустившему на эк­ раны свою первую картину. "Следующий фильм снимать было страшно, - рассказы­ вал Георгий Николаевич. - Конечно, хоте­ лось такого же успеха, призов на фести­ вале, статей в газетах... Но я понял: буду рассчитывать на успех - вообще ничего не сниму. Не надо думать о результатах. Надо снимать то, что самому нравится и за что потом не будет стыдно. И я взял в Первом объединении сценарий Виктора Конецкого "Путь к причалу". Часть действия фильма должна была про­ исходить в Арктике. Для доработки сценария и лучшего изучения натуры Данелия и Конец­ кий отправились в творческую командировку по Северному морскому пути. Попутчиком их был еще один кинорежиссер - Игорь Таланкин. 7 сентября I960 года на ледокольном паро­ ходе "Леваневский" они отплыли в восточный сектор Арктики для снабжения отдаленных и труднодоступных островных полярных стан­ ций. Путешествие продолжалось два с поло­ виной месяца, и работать соавторам будущей картины пришлось не только творчески. В Восточно-Сибирском море севернее Новоси­ бирских островов на 75 градусе северной ши­ роты лежит остров Жохова. "Леваневский" оказался первым за три года судном, кото­ рому удалось пробиться к острову и располо­ женной на нем полярной станции, оказав­ шейся из-за недостатка снабжения на грани закрытия. Началась выгрузка. "Работали и Да­ нелия, и Таланкин, - писал Конецкий. - Рабо­ тали, как обыкновенные грузчики. Только вы­ грузка была необыкновенная. Судно стояло далеко от берега. Ящики с кирпичом, камен­ ный уголь, мешки с картошкой, тяжеленные части ветряков из трюмов переваливались на понтон, катерок тащил понтон к берегу среди льдин, затем вывалка груза на тракторные сани, оттаскивание грузов к береговому от­ косу... Работа и днем и ночью при свете фар трактора. Понтон не доходил до кромки при­ пая. И часто мы работали по пояс в месиве из воды, измельченного льда и песка со снегом". В конце плавания "Леваневский" изрядно потрепало штормом. И произошло это в Ба­ ренцевом море недалеко от острова Колгуев - почти в тех самых местах, где в финале сце­ нария погибает боцман Росомаха. В резуль­ тате Данелия решил для пущего правдопо­ добия снимать всю натуру на месте событий - в Арктике. "Дорого нам потом обошлась лю­ бовь к правдивости и подлинности, - сокру­ шался Конецкий. - Ведь мы действительно опять полетели в Арктику и на Диксон! И ухлопали уйму денег и главное - времени, ибо все пришлось переснимать в довольно далеком от Полярного круга Новороссийске и во дворе "Мосфильма". Тогда же, в 1960-м, режиссер и сценарист приехали в Мурманск. Данелия познако­ мился с городом, попытался уловить его дух, настроение, наметил места будущих съе­ мок. Кадры, снятые в заполярной столице, должны были занять значительную часть экранного времени. Кроме того, события, которые по сюжету картины происходят в областном центре, играют определяющую роль в понимании личности главного героя - боцмана Росомахи. Именно здесь, в городе на берегу Кольского залива, Росо­ маха снова, после многих лет разлуки, встре­ чает Марию - женщину, которую когда-то любил. И узнает, что у него есть сын... На­ чало съемок запланировали на следующий, 1961-й год. Дмитрий ЕРМОЛАЕВ, сотрудник Государственного архива Мурманской области. Окончание следует.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz