Ермолаев, Д. А. Сто страниц истории к 100-летию Мурманска : [подборка статей] / Дмитрий Ермолаев // Вечерний Мурманск. – 2012-2016.
22Т “Вечерний Мурманск” | 29 ноября 2013 г. ПРОЕКТ“ВЕЧЕРКИ” www.vmnews.ru Как начинался “Путь к причалу” Сто страниц истории к 1ОО-летию Мурманска Э тот фильм давно стал классическим. Любовь зрителей он завоевал сразу, с самой премьеры, а звучащую в нем "Песню о друге" распевала когда-то вся страна. Этот фильм - один из самых мурманских, и заполярная столица в кадре - не просто фон для происходящего. Она - полноценный персонаж, полно правный герой. Недаром копия ленты, о которой я пишу, хранится в коллекции ки нодокументов Государственного архива Мурманской области. Причем берегут ее не на DVD-диске и не на каком-либо другом электронном носителе, а на 35-милли- метровой кинопленке - в том виде, в каком крутили когда-то в кинотеатрах и клу бах областного центра, показывали в воинских частях и на судах, находящихся в рейсе. Этот фильм - "Путь к причалу". Сценарий картины написал Виктор Конецкий - в ту пору, в начале 60-х, начи нающий, мало кому известный литератор. По сюжету главный герой - старый, угрюмый, одинокий и в море, и на берегу - боцман Росомаха со спасательного буксира "Кола". Буксир тащит в Мурманск, на слом, отслуживший свое корабль "Полоцк", на котором Росомаха когда-то воевал. Начинается шторм. Спасатель получает сигнал бедствия - тонет лесовоз. Для того чтобы успеть оказать по мощь, нужно освободиться от "Полоцка". На "Полоцке" четыре человека: Росо маха и три матроса, они сами должны принять решение. Если обрубят трос - могут погибнуть. Решают - рубить. "Полоцк" налетает на скалы. Спасаются все, кроме боцмана. ТЕНЬ "ВАРЯГА" НАД ТРАУЛЕРОМ В основе сценария лежали реальные собы тия, произошедшие во время службы Конец кого на судах 441-го отдельного дивизиона ава рийно-спасательной службы Северного флота. "Редкий для меня случай, - вспоминал он с при сущим ему юмором много лет спустя, - в рас сказе "Путь к причалу" у главного героя, боц мана Росомахи, существовал прототип. Это был мичман Росомахин. Мы плавали с ним на спасателе в 1952-1953 годы. Не только пла вали, но и тонули, 13 января 1953 года у кам ней со "скупердяйским" названием Сундуки, в Баренцевом море, на восточном побережье острова Кильдин, севернее рейда с "веселым" названием Могильный. Мы спасали средний ры боловный траулер № 188. Но тень "Варяга" ви тала над этим траулером. Он спасаться не по желал. Он нормальным утюгом пошел на грунт, как только был сдернут с камней, на которые вылетел. Аварийная партия разделилась на две неравные группы. Одна полезла на кормовую надстройку, другая - на задирающийся к чер ным небесам нос: траулер уходил в воду кор мой. Я оказался на кормовой надстройке и на блюдал оттуда за волнами, которые заплески вали в дымовую трубу. Температура воды минус один, воздуха - минус шесть, ветер - пять баллов, метель, полярная ночь, огромное же лание спасти свою шкуру любой ценой. И когда подошел на вельботе капитан-лейтенант Заго- руйко, я заорал и замахал ему. Я решил, что первыми надо снимать людей с кормовой над стройки, ибо нос будет дольше торчать над вол нами. Я очень глубоко замотивировал решение. В корме - машина: наиболее тяжелая деталь - раз; чем глубже уходит в волны корма, тем труднее снять с нее людей, так как вокруг над стройки куча разных шлюпбалок, выгородок и другого острого железа -два; в носовом трюме нет пробоин и там образовалась воздушная по душка -три и т. д. и т. п. Итогда прототип моего литературного героя спас мне душу. Он заорал сквозь брызги, снег и ветер и грохот волн, что я щенок, что командиры аварийных партий и ка питаны уходят с гибнущих кораблей послед ними. Если бы не его вопль, я попытался бы от быть с траулера одним из первых, как нор мальная крыса, и навсегда потерял бы уваже ние к самому себе, не говоря уже об уважении ко мне следователя и прокурора". УШЕЛ С КОРАБЛЯ ПРЕДПОСЛЕДНИМ Эту версию случившегося Конецкий опуб ликовал в очерке "Сценаристы и режиссеры", намеренно изложив ее в комическом ключе, соответствующем духу всего произведения. янно барахтались люди, перебираясь к рубке, которая торчала из воды. Корабль бы стро кренился... Когда бросился к рубке, меня ударило волной, руки не выдержали и меня потащило к борту, но, очевидно, поми рать было рано - вода хлынула в машинное отделение, вытолкнула из него воздух через раструбы вентиляторов, которые были рядом, и эта струя воздуха отбросила меня к рубке. Выступавшая над водой ее боковая стенка была сплошь покрыта людьми и нам со стариком-боцманом, который тоже за мешкался в корме, места на ней не было. Волна отрывала руки, корабль продолжал по гружаться кормой и кренился на левый борт. Я крикнул, чтобы люди переходили по подни мавшемуся правому борту (по его внешней части) в нос... Секунд за 40 они перешли на задравшийся нос. На рубке осталось нас четверо. Путь на нос для нас был уже закрыт - через весь спардек, перемахивая через оба борта, шли волны. Мы лежали на верхнем краю рубки, ноги были в воде, брызги зали вали лицо. Крен прекратился, но корабль продолжало бить о камни, а нос "водило". Единственная оставшаяся в живых шлюпка... в первый раз подошла к нам минут через 30 после аварии. Как она подходила и как снимала людей, ты себе не представишь. Она сделала три рейса. Я ушел с корабля предпоследним". ш О.■> На съемках фильма “Путь к причалу” . Первый слева - Виктор Конецкий. Второй справа - Георгий Данелия. На самом деле все было иначе - куда более жестоко и страшно. И никакого малодушия он не проявил. Скорее наоборот. "Корабль стащили с камней, и он лег на другой борт. Залитые водой, заглохли помпы. Единствен ным спасением для нас было: аварийный ко рабль оттянут в море, и к его борту сможет подойти кто-нибудь из спасателей, чтобы взять людей. Единственная надежда была, что он не затонет раньше, - сообщал Конец кий брату Олегу 20 января 1953 года по го рячим следам событий. - Я сидел спиной к морю и закуривал, когда корма стала очень быстро тонуть. Волна захлестнула кормовую надстройку и рухнула мне на колени. Когда я вскочил, вокруг бушевала вода, в ней отча- РАБОТАЛИ, КАК ОБЫКНОВЕННЫЕ ГРУЗЧИКИ В конце 50-х Конецкий написал рассказ "Путь к причалу", вошедший впоследствии в одну из его первых книжек. Затем под готовил сценарий, который попался на глаза молодому кинорежиссеру Георгию Данелия, только что выпустившему на эк раны свою первую картину. "Следующий фильм снимать было страшно, - рассказы вал Георгий Николаевич. - Конечно, хоте лось такого же успеха, призов на фести вале, статей в газетах... Но я понял: буду рассчитывать на успех - вообще ничего не сниму. Не надо думать о результатах. Надо снимать то, что самому нравится и за что потом не будет стыдно. И я взял в Первом объединении сценарий Виктора Конецкого "Путь к причалу". Часть действия фильма должна была про исходить в Арктике. Для доработки сценария и лучшего изучения натуры Данелия и Конец кий отправились в творческую командировку по Северному морскому пути. Попутчиком их был еще один кинорежиссер - Игорь Таланкин. 7 сентября I960 года на ледокольном паро ходе "Леваневский" они отплыли в восточный сектор Арктики для снабжения отдаленных и труднодоступных островных полярных стан ций. Путешествие продолжалось два с поло виной месяца, и работать соавторам будущей картины пришлось не только творчески. В Восточно-Сибирском море севернее Новоси бирских островов на 75 градусе северной ши роты лежит остров Жохова. "Леваневский" оказался первым за три года судном, кото рому удалось пробиться к острову и располо женной на нем полярной станции, оказав шейся из-за недостатка снабжения на грани закрытия. Началась выгрузка. "Работали и Да нелия, и Таланкин, - писал Конецкий. - Рабо тали, как обыкновенные грузчики. Только вы грузка была необыкновенная. Судно стояло далеко от берега. Ящики с кирпичом, камен ный уголь, мешки с картошкой, тяжеленные части ветряков из трюмов переваливались на понтон, катерок тащил понтон к берегу среди льдин, затем вывалка груза на тракторные сани, оттаскивание грузов к береговому от косу... Работа и днем и ночью при свете фар трактора. Понтон не доходил до кромки при пая. И часто мы работали по пояс в месиве из воды, измельченного льда и песка со снегом". В конце плавания "Леваневский" изрядно потрепало штормом. И произошло это в Ба ренцевом море недалеко от острова Колгуев - почти в тех самых местах, где в финале сце нария погибает боцман Росомаха. В резуль тате Данелия решил для пущего правдопо добия снимать всю натуру на месте событий - в Арктике. "Дорого нам потом обошлась лю бовь к правдивости и подлинности, - сокру шался Конецкий. - Ведь мы действительно опять полетели в Арктику и на Диксон! И ухлопали уйму денег и главное - времени, ибо все пришлось переснимать в довольно далеком от Полярного круга Новороссийске и во дворе "Мосфильма". Тогда же, в 1960-м, режиссер и сценарист приехали в Мурманск. Данелия познако мился с городом, попытался уловить его дух, настроение, наметил места будущих съе мок. Кадры, снятые в заполярной столице, должны были занять значительную часть экранного времени. Кроме того, события, которые по сюжету картины происходят в областном центре, играют определяющую роль в понимании личности главного героя - боцмана Росомахи. Именно здесь, в городе на берегу Кольского залива, Росо маха снова, после многих лет разлуки, встре чает Марию - женщину, которую когда-то любил. И узнает, что у него есть сын... На чало съемок запланировали на следующий, 1961-й год. Дмитрий ЕРМОЛАЕВ, сотрудник Государственного архива Мурманской области. Окончание следует.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz