Елькин, Г. Н. Мурманский морской торговый порт : исторический очерк (1915-1980 гг.) / Г. Н. Елькин. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 123, [4] с. : ил.

сталкивателя. При этой технологии на загрузке вагона участвовали два портовых рабочих вместо трех, и их роль сводилась к управлению электропогрузчиком и выполнению вспомогательных операций. Производительность труда при таком способе загрузки вагонов возросла более чем в 1,5 раза. Перед Министерством путей сообщения и Гипрорыбфлотом были поставлены вопросы о необходимости изменения конструкции напольных решеток в изотер­ мических вагонах и в трюмах рефрижераторных судов с целью повышения прочно­ сти. Впоследствии количество изотермических вагонов с прочными решетками, по­ зволяющими перемещаться по ним электропогрузчикам, резко увеличилось, появи­ лись и рефрижераторные суда-пакетовозы. Мурманский торговый порт явился пионером в деле механизированной заг­ рузки изометрических вагонов рыбопродукцией. Его опыт был заимствован Вла­ дивостокским и Калининградским рыбными портами, а затем и Мурманским рыб­ ным портом после того, как там были построены глубоководные причалы, позво­ ляющие принимать рефрижераторные суда. В 1965 году закончилось строительство береговой радиолокационной станции (БРЛС) «Раскат», а с 1966 года БРЛС приступила к радиолокационным проводкам судов в Кольском заливе в период туманов. В 1966 году было 87 туманных дней, в течение которых проведено с помощью БРЛС «Раскат» 790 судов, в 1970 году — 80 туманных дней, проведено 4941 судно, а в 1973 году— 69 туманных дней, прове­ дено 11519 судов. БРЛС «Раскат» за счет сокращения простоя флота окупила себя в течение трех туманных месяцев и явилась, таким образом, одним из наиболее экономически эффективных технических устройств порта. В 1966 году в порту широким фронтом шла организация комплексных бригад на основе высокой и разносторонней квалификации портовых рабочих. Грузовые операции были организованы в едином технологическом режиме с железнодорож­ ной станцией Мурманск, чем обеспечивалась безинтервальная подача и безномер- ной учет вагонов . Больш ое зн ачение для п о р т а имела и проведенн ая пароходством специализация работы судов по грузам и направлениям. 28 июля 1966 года был опубликован указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении Мурманского морского торгового порта орденом Трудового Крас­ ного Знамени за досрочное выполнение заданий семилетнего плана и внедрение комплексной механизации погрузочно-разгрузочных работ. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июля 1966 года звание Героя Социалистического Труда было присвоено бригадиру портовых рабочих И. И. Контареву. В 1967 году грузопоток апатитового концентрата составил 3482 тысячи тонн. Для возможности освоения более высоких перспективных грузопотоков апатито­ вого концентрата, дальнейшего улучшения санитарных условий разгрузки ваго­ нов, а также для возможности вывода существующего транспортерного комплекса на капитальный ремонт в порту было начато в 1966 году строительство второго апатитового транспортерного комплекса. Технико-экономическое обоснование строительства комплекса и техдокументация были выполнены Ленморниипроек- том. В комплексе предусматривались: железнодорожная разгрузочная галерея для вагонов нового типа, а именно — вагонов с подымающимся кузовом; система под­ земных и надземных галерей с двумя линиями транспортеров; причал с двумя более производительными погрузочными машинами. Железнодорожная разгрузочная галерея для вагонов с подымающимся кузовом вступила в эксплуатацию в конце 1968 года. Галерея построена по совместному проекту Ленморниипроекта и Днеп- 94

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz