Елькин, Г. Н. Мурманский морской торговый порт : исторический очерк (1915-1980 гг.) / Г. Н. Елькин. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 123, [4] с. : ил.

В 1962—1965 годах рационализаторами порта был разработан и внедрен це­ лый ряд эффективных рационализаторских предложений, повысивших производи­ тельность апатитового перегрузочного комплекса. В частности, увеличены скоро­ сти транспортерных линий; установлены ограничители схода транспортерных лент; для лучшей разгрузки вагонов-хопперов применены виброрамы; сконструирова­ но автоматическое устройство для зачистки железнодорожных путей в разгрузоч­ ной галерее и т. д. Большой вклад в это внесли рационализаторы Г. Ц. Герасун, В. М. Колотнев, А. Д. Абрамов, Н. Н. Бабушечников, И. Е. Шалаумов, С. И. Вдо­ вин, М. Е. Карпачев, Л. Н. Шаповалов. В результате пропускная способность пере­ грузочного транспортерного комплекса увеличилась с 2,5 до 3,6 млн тонн в год, что позволило осваивать быстро растущий грузопоток апатитового концентрата на экспорт. Претерпела изменения и технология перегрузки основного для порта генераль­ ного груза — свежемороженой рыбопродукции в картонных коробках. Грузопо­ ток генеральных грузов в 1964 году составил в порту около 400 тысяч тонн, из них почти половина приходилась на свежемороженую рыбопродукцию. До 1965 года укладка рыбопродукции в изотермические вагоны с механической системой охлаж­ дения и в вагоны-ледники производилась исключительно вручную. С 1959 года рационализаторами торгового порта много делалось попыток механизировать заг­ рузку указанных вагонов. Не удавалось разработать приемлемой технологии и работникам Ленморниипроекта, занимавшимся этим вопросом в 1960 году. Труд­ ностей в решении задачи встречалось много. Вот некоторые из них: это разнотип­ ность вагонов и недостаточная их внутренняя ширина для нормального маневри­ рования электропогрузчиков; малые габариты дверного проема; уровни располо­ жения полов над рельсами у разных вагонов были неодинаковы и препятствовали использованию стационарной эстакады для погрузчиков. Сюда же нужно отнести и неустойчивость пакета во время транспортировки электропогрузчиком и недо­ статочную прочность напольных решеток во многих вагонах. Мало кто верил в благоприятный исход дела, но поиски рационализаторов торгового порта увенча­ лись успехом. В декабре 1964 года группа рационализаторов разработала и пред­ ложила технологию механизированной загрузки изометрических вагонов с проч­ ными напольными решетками, а в начале 1965 года — с непрочными решетками. В 1965 году обе технологии были успешно внедрены. Для механизированной по­ грузки рыбопродукции в изотермические вагоны и вагоны-ледники была построе­ на новая деревянная эстакада для одновременной обработки пяти вагонов; изго­ товлены удлиненные вагонные мостики для въезда электропогрузчиков в вагон; расстояние между вагоном и эстакадой было выбрано с таким расчетом, чтобы создавался допустимый наклон переходного мостика, соединяющего эстакаду с любым вагоном; выбран оптимальный пакет груза, состоящий из 16 коробок, кратный внутренней ширине вагона; изготовлены ребристые поддоны — каждый на четыре пакета, а также четырехвилочные захваты к электропогрузчику 4004. Для улучшения условий работы электропогрузчиков на эстакаде были использова­ ны поворотные круги, на которые устанавливались краном груженые ребристые поддоны. Процесс загрузки вагонов с прочными напольными решетками заключался в следующем. Электропогрузчик снимал с ребристого поддона один из четырех па­ кетов, по переходному мостику въезжал с эстакады в вагон. В вагоне, перемещаясь непосредственно по напольным решеткам, электропогрузчик подавал груз непос­ редственно к месту укладки и освобождался от него с помощью гидравлического 92

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz