Елькин, Г. Н. Мурманский морской торговый порт : исторический очерк (1915-1980 гг.) / Г. Н. Елькин. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 123, [4] с. : ил.
Рос парк машин малой механизации и тяжелого кранового оборудования. На 1 января 1965 года порт имел 31 портальный кран. Около 400 работников имели высшее и среднее образование. Неузнаваемо изменился и профессионально-соци альный состав рабочих. Возросший уровень квалификации портовых рабочих по ставил на повестку дня вопрос о создании комплексных механизированных бригад. Начались пересмотр и совершенствование технологии перевалки многих грузов. За успехи в социалистическом соревновании порт в 1964 году дважды награж дался переходящим Красным знаменем ММФ и ЦК профсоюза. Годовой план 1964 года порт выполнил на 42 дня раньше срока, 19 ноября, и переработал более 4 млн тонн груза, став (по грузообороту) одним из пяти крупнейших портов СССР и самым крупным портом мира за полярным кругом. В 1965 году грузопоток апатитового концентрата составил 2622 тыс. тонн. Апатитовый концентрат поступает в Мурманский порт с комбината «Апатит». По механическим свойствам апатитовый концентрат представляет из себя порошок серого цвета с насыпным весом 1,5— 1,7 т/м3, абразивен, влажность его 0,5—1,5%; груз слеживается и налипает на предметы; в местах соприкосновения с поверхнос тями предметов при отрицательных температурах смерзается. До 1957 года апатитовый концентрат прибывал в порт на железнодорожных платформах и в крытых вагонах общего назначения. Выгрузка крытых вагонов производилась вручную лопатами. Из вагонов концентрат сбрасывался в траншеи, расположенные на открытых складских площадях причала № 17 (по старой нуме рации — на причале № 15). После ухода разгруженных вагонов концентрат желез нодорожными кранами с грейферами подавался из траншей на причал, а с причала плавкраном с грейфером перегружался в судно. При таких железнодорожных транспортных средствах и средствах портовой механизации производительность обработки вагонов и судов была очень низкой (по варианту вагон—склад — 20 тонн в час, а по варианту склад—трюм 130 тонн в час на одну технологическую линию). Перегрузка производилась в антисанитар ных условиях из-за высокой концентрации пыли на рабочих местах. Имела место потеря апатитового концентрата из-за выветривания при перегрузке и хранении на открытых складских площадях. Объем переработки апатитового концентрата на причале № 17 был невелик — составлял порядка 500—600 тысяч тонн в год. С вводом в 1957 году первого транспортерного комплекса условия перевалки апатитового концентрата в порту коренным образом изменились. Комплекс состо ял из железнодорожной галереи, предназначенной для одновременной разгрузки 9-ти вагонов-хопперов, крытого склада емкостью на 15 тысяч тонн концентрата, системы подземных и надземных галерей с двумя линиями транспортеров и прича ла с двумя погрузочными машинами. Комплекс выполнен по техдокументации Лен- морниипроекта, а причальные погрузочные машины — по проекту Черноморско го ЦПКБ. Введенный в эксплуатацию комплекс позволил производить перегрузку апати тового концентрата по вариантам вагон—судно с технической производительнос тью 600 т/час, вагон—склад с технической производительностью — 600 т/час, а склад—судно — 1200 т/час. С вводом указанного комплекса резко повысилась и эксплуатационная производительность обработки вагонов и судов; значительно снизилась запыленность на рабочих местах, резко уменьшилась потеря концентра та при перевалке его в порту; полностью была исключена потеря концентрата во время его хранения на складе. В 1962 году емкость крытого склада для апатитового концентрата была увели чена с 15 тысяч до 25 тысяч тонн. 89
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz