Елькин, Г. Н. Мурманский морской торговый порт : исторический очерк (1915-1980 гг.) / Г. Н. Елькин. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 123, [4] с. : ил.

работе способствовало соцсоревнование по профессиям. Соревновались на звание лучших прорабов, стивидоров, экспедиторов, весовщиков, грузчиков, крановщи­ ков и т. д. Очередной конвой JW-62 вышел из JIox-Ю 29 ноября 1944 года. В его составе было 30 транспортных судов. На 25 из них имелись военные грузы. При переходе суда потерь не имели. Часть судов этого каравана, включая 14 судов с военными грузами, принял 7 —8 декабря Мурманск, а остальные суда, включая 11 судов с во­ енными грузами, 9— 10 декабря — Архангельск. Кроме общехозяйственных гру­ зов, с судов было выгружено в Мурманском порту 13 310 тонн военных грузов (30 самолетов, 163 танка, 2827 тонн боеприпасов и др.). Выгрузка производилась в условиях полярной ночи, но это были уже не 1941— 1943 годы, и грузовые опера­ ции велись при полном электрическом освещении. Высоких производственных по­ казателей при обработке судов этого каравана достиг коллектив 1 -го района (на­ чальник П. Г. Воробьев), завоевавший во внутрипортовом соревновании 1-е место и первую денежную премию. Пополнение парка грузоподъемных кранов, начатое в конце 1943 года, дало возможность порту в 1944 году сменить все старые краны и обеспечить нормаль­ ную обработку судов (см. табл. 1 ). Таблица 1 Количество береговых кранов в 1944 году Г р у з о п о д ъ е м ­ н о с т ь , т Я н в а р ь Ф е в р а л ь М а р т А п р е л ь М а й И ю н ь И ю л ь А в г у с т С е н т я б р ь О к т я б р ь Н о я б р ь Д е к а б р ь 2 , 5 - 3 8 8 8 1 0 1 0 1 0 1 0 1 1 1 4 1 3 1 3 1 3 5 - 6 9 9 9 9 9 9 9 9 9 8 8 8 1 0 - 1 5 1 8 1 8 1 8 2 0 2 0 2 0 2 0 2 0 2 0 2 0 2 0 2 0 2 5 - 3 4 1 4 0 - 4 5 2 2 2 3 3 3 3 3 3 3 3 3 В с е г о 3 7 3 7 3 7 4 2 4 2 4 2 4 2 4 3 4 6 4 4 4 4 4 5 На каждый рабочий причал теперь приходилось от двух до пяти береговых кранов. На внутрипортовой перевалке грузов широко стал использоваться авто­ транспорт. В отдельные смены в порту работало до 100 автомашин. В 1944 году Мурманский порт состоял из пяти самостоятельных районов, вклю­ чавших 14 эксплуатировавшихся причалов. При этом причал № 3 (торец первого пирса) не имел железнодорожных подъездных путей. Поэтому он использовался как складская площадь для хранения танков, тракторов, локаторов и другого са­ моходного или подвижного груза. Наличие причалов позволило одновременно про­ изводить обработку 13 судов, из них на десяти причалах полную, а на трех — час­ тичную. Грузовые работы в порту производились круглосуточно в три смены. Од­ новременно на обработке судов и вагонов было занято от 800 до 1100 человек в смену (см. табл. 2 ). 56

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz