Елькин, Г. Н. Мурманский морской торговый порт : исторический очерк (1915-1980 гг.) / Г. Н. Елькин. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 123, [4] с. : ил.

ных грузов (паровозы, железнодорожные платформы, краны, стандартные дома), было 11 602 тонны военных грузов (79 танков, 2601 тонна пороха, 718 тонн боепри­ пасов, 3937 тонн авиазапчастей и др.). В связи с обновлением состава рабочих в порту снова не хватало квалифицированных рабочих, несмотря на интенсивную работу учебно-курсового комбината и курсов. Пришлось обучать новичков прямо на рабочих местах с помощью инструкторов-стахановцев. Обработку судов кара­ вана JW-59 все же удалось закончить досрочно. Очередной конвой JW-60 вышел из шотландской бухты Лох-Ю 15 сентября 1944 года. В его составе было 30 транспортных судов, потерь среди них не было. Воен­ ные грузы в том или ином количестве, наряду с общехозяйственными, имели 27 судов, 13 из которых 23—24 сентября принял Мурманск, а 14 судов с 25 сентября начал принимать Архангельск. В Мурманском порту с судов этого конвоя было выгружено 24 391 тонна военных грузов (14 самолетов, 114 танков, 128 пушек — 40 и 37 мм, 1167 тонн боеприпасов, 633 тонны пороха и др.). Суда были обработа­ ны с опережением графика. Как истинных друзей принимали советские люди в своем порту иностранных моряков. В интернациональном клубе Мурманска американские, канадские и анг­ лийские моряки делились мыслями с советскими людьми о задачах совместной борь­ бы с гитлеровской Германией. Советские моряки рассказывали своим зарубежным коллегам о зверствах и насилиях фашистов на оккупированной советской террито­ рии, о работе нашего тыла, демонстрировали советские кинокартины, устраивали вечера самодеятельности. В гостях у моряков бывали советские писатели, художники, композиторы, ар­ тисты. Осень 1944 года была ознаменована событием, имевшим исключительное зна­ чение для жизни Северного края: в октябре войска Карельского фронта, возглавля­ емые генералом армии К. А. Мерецковым, и Северный флот под командованием вице-адмирала А. Г. Головко разгромили немецко-фашистские соединения в Запо­ лярье. С 7 по 30 октября 1944 года части 14-й армии Карельского фронта, преодо­ левая отчаянное сопротивление гитлеровцев, шаг за шагом выбивали врага из его укрепленных районов. Корабельная артиллерия и морская авиация наносили уда­ ры по отступающему врагу. 15 октября 1944 года войска Карельского фронта осво­ бодили порт Печенга (Петсамо). Столица нашей Родины Москва отметила эту по­ беду салютом. В сентябре и первых числах октября в период наиболее интенсивной подготов­ ки к наступлению только на участке Мурманск — мыс Мишукова для частей 14-й армии транспортные суда перевезли несколько тысяч человек из резерва, 115 тан­ ков, 153 орудия, 137 тракторов и 200 автомашин. К 1ноября 1944 года северо-западная группировка врага была полностью унич­ тожена. Разгромом немецких войск на Карельском фронте было завершено осво­ бождение территории Советского Союза от немецко-фашистских захватчиков. Но война продолжалась. 28 октября 1944 года в Мурманск прибыли суда каравана JW-61 с грузом более 90 тысяч тонн. На 13 судах имелись военные грузы в общем объеме 10 527 тонн. Другие 11 судов с военными грузами каравана JW-61 принял Архангельск. Раз­ грузка судов в Мурманске велась в соответствии с графиком работ. Суда были об­ работаны за 16 суток. За успешную работу 23 бригады были названы «фронтовы­ ми», а порт завоевал переходящее Красное знамя и денежную премию. Успешной 55

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz