Елькин, Г. Н. Мурманский морской торговый порт : исторический очерк (1915-1980 гг.) / Г. Н. Елькин. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 123, [4] с. : ил.

войной операции самолеты британских авианосцев атаковали немецкий линкор «Тирпиц» в его базе в Норвегии и нанесли ему тяжелые повреждения. Против кон­ воя JW-58 немцы направили 17 подводных лодок. Однако корабли союзников и самолеты, базировавшиеся на их авианосцах, сумели в течение четырех суток по­ топить четыре вражеские подводные лодки. Караван транспортных судов, встре­ ченный в море советскими боевыми кораблями, без потерь прибыл к месту назна­ чения. На 45 судах из 48 имелись военные грузы. 27 таких судов принял Мурманск 5 апреля, а 18 судов — Архангельск 7 апреля. На судах каравана, прибывших в Мурманск, кроме большого количества общехозяйственных грузов было 19 200 тонн военных грузов. Среди них — 34 самолета, 118 танков, 73 транспортера, 102 трактора, 120 пушек калибров 40 и 37 мм, 56 921 дымовая шашка, 35 локаторов, 1161 рация, 33 торпедных катера и др. Суда каравана JW-58 мурманские портови­ ки обработали на 10 дней раньше срока. Общая выгрузка грузов за сутки составля­ ла в среднем 10 тысяч тонн, что в два с половиной раза превысило среднесуточную выгрузку в период предшествующих навигаций. В отдельные дни апреля 1944 года в порту выгружалось в сутки 13 тысяч тонн. С 1 января 1944 года по 29 апреля Мурманский порт обработал 75 судов, при­ няв 529,1 тысяч тонн импортных грузов и отправив 30,5 тысяч тонн экспорта. В конце апреля суда каравана JW-58 были в порту обработаны и в начале мая ушли на запад. И снова наступил длительный перерыв. Уинстон Черчилль уведомил Совет­ ское правительство, что движение караванов с импортными грузами будет прерва­ но до августа 1944 года. Воспользовавшись этим перерывом, порт увеличил интен­ сивность восстановительных работ. Восстанавливались производственные здания и жилье. Начали восстанавливать каменные здания по улицам Челюскинцев и Во­ лодарского, а также клуб моряков. Приступили к строительству деревянных жи­ лых домов, а также продолжали из-за нехватки жилья сооружать землянки. Часть грузчиков возвратили во Владивосток и Архангельск. Совет Народных Комиссаров СССР постановил развернуть восстановление Мурманского порта, выделил на эти работы 11,5 миллиона рублей. 6 июня 1944 года Мурманский обком ВКП(б) обсудил ход строительно-восстановительных ра­ бот в Мурманском порту и принял меры по обеспечению стройки людьми, фонда­ ми и местными ресурсами. Наркомат морского флота, со своей стороны, выделил фонды на строительные материалы. Были даны указания о переводе из Архангель­ ска в Мурманск земкаравана и одного портального крана. Наркомат внешней тор­ говли направил в Мурманск четыре новых портальных крана и 10 металлических разборных складов. Ленморниипроект приступил к формированию мурманской партии для проведения проектных работ по реконструкции порта. Заказы порта на разного рода ремонт и изготовление изделий были размещены на судоремонтном заводе НКМФ, судоверфи и других заводах. 21 августа 1944 года в Доме культуры Красной Армии И. Д. Папанин вручил правительственные награды мурманским портовикам. Среди награжденных было много женщин: лебедчица Ваганова, крановщики порта — Гусарова, Смирнова, Волоцкая и др. Наконец, 15 августа 1944 года из Лох-Ю отправился в Мурманск и Архангельск очередной северный конвой JW-59. В его составе было 33 транспортных судна. Несмотря на трудности при переходе, все транспортные суда были сохранены. Сре­ ди судов этого каравана, прибывших 25 августа в Мурманск, 14 судов имели воен­ ные грузы, а среди судов, прибывших 26—27 августа в Архангельск, военные грузы имели 16 судов. На борту судов, прибывших в Мурманск, кроме общехозяйствен- 53

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz