Елькин, Г. Н. Мурманский морской торговый порт : исторический очерк (1915-1980 гг.) / Г. Н. Елькин. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 123, [4] с. : ил.
ском. А 29 декабря в Мурманск прибыла под выгрузку часть судов каравана JW-55B (среди них 10— с военными грузами). Остальные суда (в том числе восемь — с военными грузами) принял 31 декабря Архангельск. На судах, прибывших в Мур манск, кроме общехозяйственных, было 18 770 тонн военных грузов. Среди них 119 самолетов и 162 танка, 240 пушек калибров 40 и 37 мм, 73 самоходных пушки, 37 тракторов, 12 торпедных катеров, 1488 тонн боеприпасов, 4452 тонны пороха и др. Механизированных причалов для такого большого количества судов в Мур манском порту не хватало. Поэтому пришлось использовать причал № 3 и причал каботажки, которые собственной механизации не имели. Кроме того, в состав порта был включен один из причалов судоремонтного завода рыбной промышлен ности. Паровозы выгружались с судов с помощью парохода-крана «Лапланд», имевшего стрелу грузоподъемностью 80 тонн. Он пришел из Англии в составе ка равана JW-55A. Взрывчатые грузы с целью безопасности снимались на рейде. 28 января 1944 года в Мурманск прибыла часть судов (среди них три — с воен ными грузами) каравана JW-56A. Остальные суда (среди них семь — с военными грузами) принял Архангельск. А 1 февраля в Мурманск прибыла часть судов (сре ди них девять — с военными грузами) каравана JW-56B. Остальные суда (в том числе шесть — с военными грузами) принял Архангельск. В Мурманском порту снова скопилось более 50 судов, требовавших разгрузки, погрузки, рассредоточе ния и отправки. Большое значение в этих условиях для увеличения производитель ности имел почин лебедчицы М. И. Вагановой и бригадира И. И. Гудкова. Они предложили бороться за получение звания «фронтовых бригад» и не прекращать работу в период воздушных тревог. Поддержав этот почин, бригады Волкова, Гав- рикова. Черных давали до двух норм в смену, а бригада И. И. Гудкова — до трех. На 12 судах караванов JW-56A и JW-56B, прибывших в Мурманск, имелись воен ные грузы в общем объеме 11 428 тонн. Среди них 143 танка, 63 трактора, шесть торпедных катеров,2080 тонн пороха и др. При выгрузке караванов JW-56A и JW-56B порт снимал в общей сложности 5723 тонны груза в сутки при наличии 3798 грузчиков, тогда как при выгрузке предшествующих четырех караванов — только 3264 тонн в сутки при наличии 4708 грузчиков. 28—29 февраля 1944 года в Мурманск прибыла часть судов (среди них 23 суд на — с военными грузами) каравана JW-57. Остальные суда (в том числе 14 — с военными грузами) принял Архангельск. На судах, прибывших в Мурманск, было около 170 тысяч тонн грузов, из них 9885 тонн — военных (55 самолетов, 137 тан ков, 57 тракторов, 10 торпедных катеров, 40 локаторов и др.). На обработку этого каравана в порту был утвержден заместителем председателя СНК СССР А. И. Ми кояном жесткий график работы. Согласно этому графику разгрузку судов, а также загрузку их экспортными грузами, необходимо было закончить к 29 марта 1944 года. Караван был обработан досрочно на четверо суток. Максимально достигнутая вы работка порта составила 11 535 тонн в сутки. Выполняя задание ГКО — ускорить выгрузку импортных грузов и отправку их по назначению — Мурманский порт в феврале—марте отправил 18 000 железнодорожных вагонов с военными и народ нохозяйственными грузами. За успешную работу Мурманскому порту в феврале и марте 1944 года присуждалось переходящее Красное знамя Государственного Ко митета Обороны. 27 марта 1944 года из Лох-Ю вышел в Мурманск и Архангельск очередной кон вой под индексом JW-58. В его составе было 49 транспортных судов. Одно судно вернулось из-за повреждений. Это был самый большой северный караван за всю войну. Он охранялся практически всем британским флотом. Во время проведения этой кон- 50
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz