Елькин, Г. Н. Мурманский морской торговый порт : исторический очерк (1915-1980 гг.) / Г. Н. Елькин. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 123, [4] с. : ил.

15 июня 1943 года обком ВКП(б) принял постановление «О ходе строительно­ восстановительных работ в Мурманском торговом порту». 25 июля с грузом леса для порта из Белого моря прибыл в сопровождении спасателя британский пароход «Лландафф», а 30 июля с грузом леса — советский пароход «Кама». Порт стал обес­ печенным лесом для восстановительных работ. Грузовые работы в июле производились лишь на линии Мишуковской пере­ правы и при обработке пароходов «Спартак» и «Пролетарий». Усилились темпы строительства убежища в скале, способного выдерживать любые бомбардировки. Производился ремонт всех железнодорожных путей, шос­ сейных и грунтовых дорог. Грузовые площади с воронками от бомб выравнива­ лись. Были отремонтированы, оборудованы и снабжены бытовым инвентарем 15 общежитий, 31 землянка и пять столовых. На лесных причалах прокладывались подкрановые пути для ожидаемых портальных кранов. К 1 октября монтаж портальных кранов, привезенных на попутных судах из Архангельска, был закончен, и лесные причалы, ранее самые плохо оснащенные, стали самыми оборудованными в порту. Однако в целом недостаточность в кранах в порту ощущалась. В связи с этим продолжалось их пополнение. Способствовал в оборудовании порта импортными кранами заместитель народного комиссара внешней торговли СССР А. Д. Крути­ ков. По его же распоряжению порт получил 50 новых автомобилей «студебекер», облегчивших переброску грузов с причалов на тыловые складские площади. В соответствии с постановлением ГКО от 27 октября 1943 года противовоз­ душная оборона Мурманска, Архангельска и Кировской железной дороги была намного усилена. На прикрытии Мурманского порта предписывалось иметь 200 орудий среднего калибра, 100 орудий малого калибра, более 240 зенитных пулеме­ тов, 120 прожекторов, 54 аэростата заграждения, 96 самолетов истребительной авиа­ ции, семь батарей СОН-2, две станции радиообнаружения. Это была могучая сила, и уже в ноябре 1943 года из шести попыток немецкой авиации прорваться к Мур­ манску ни одна не имела успеха. В 1943 году противовоздушная оборона Мурман­ ского района сбила 140 фашистских самолетов, в том числе 87 — над городом. В дальнейшем, с конца 1943 года, Мурманский порт налетам фашистской авиации почти не подвергался. Наконец, после девятимесячного перерыва, в Мурманский порт начали посту­ пать суда конвоев. Первыми прибыли 26 ноября 1943 года семь судов конвоя JW-54A, а затем 2—3 декабря шесть судов конвоя JW-54B. В порту снова остро ощутилась нехватка рабочих рук и особенно оперативного персонала. 25 ноября в Мурманск из Москвы прибыл нарком Морфлота П. П. Ширшов и приступил к решению кад­ ровых вопросов. Он приказал вызвать подготовленных грузчиков из Архангель­ ска и Владивостока и 55 наиболее квалифицированных работников из самого нар­ комата. На работу в порту был привлечен весь состав управления Мурманского государственного морского пароходства. Продолжительность рабочего дня груз­ чиков была установлена 16 часов. К 4 декабря под разгрузкой находились уже все суда. Принятые меры обеспечили не только широкий фронт работ, но и высокую производительность труда. К 15 декабря суда обоих конвоев (караванов) были выгружены и забалластированы, для этого в них грузили по 1500 тонн хромовой руды. После этого они отправились на запад. 20—21 декабря 1943 года в Мурманский порт под выгрузку пришла часть су­ дов каравана JW-55A (среди них девять — с военными грузами). Остальные суда (среди них семь — с военными грузами) были приняты 22—24 декабря Архангель­ 49

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz