Елькин, Г. Н. Мурманский морской торговый порт : исторический очерк (1915-1980 гг.) / Г. Н. Елькин. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 123, [4] с. : ил.
15 июня 1943 года обком ВКП(б) принял постановление «О ходе строительно восстановительных работ в Мурманском торговом порту». 25 июля с грузом леса для порта из Белого моря прибыл в сопровождении спасателя британский пароход «Лландафф», а 30 июля с грузом леса — советский пароход «Кама». Порт стал обес печенным лесом для восстановительных работ. Грузовые работы в июле производились лишь на линии Мишуковской пере правы и при обработке пароходов «Спартак» и «Пролетарий». Усилились темпы строительства убежища в скале, способного выдерживать любые бомбардировки. Производился ремонт всех железнодорожных путей, шос сейных и грунтовых дорог. Грузовые площади с воронками от бомб выравнива лись. Были отремонтированы, оборудованы и снабжены бытовым инвентарем 15 общежитий, 31 землянка и пять столовых. На лесных причалах прокладывались подкрановые пути для ожидаемых портальных кранов. К 1 октября монтаж портальных кранов, привезенных на попутных судах из Архангельска, был закончен, и лесные причалы, ранее самые плохо оснащенные, стали самыми оборудованными в порту. Однако в целом недостаточность в кранах в порту ощущалась. В связи с этим продолжалось их пополнение. Способствовал в оборудовании порта импортными кранами заместитель народного комиссара внешней торговли СССР А. Д. Крути ков. По его же распоряжению порт получил 50 новых автомобилей «студебекер», облегчивших переброску грузов с причалов на тыловые складские площади. В соответствии с постановлением ГКО от 27 октября 1943 года противовоз душная оборона Мурманска, Архангельска и Кировской железной дороги была намного усилена. На прикрытии Мурманского порта предписывалось иметь 200 орудий среднего калибра, 100 орудий малого калибра, более 240 зенитных пулеме тов, 120 прожекторов, 54 аэростата заграждения, 96 самолетов истребительной авиа ции, семь батарей СОН-2, две станции радиообнаружения. Это была могучая сила, и уже в ноябре 1943 года из шести попыток немецкой авиации прорваться к Мур манску ни одна не имела успеха. В 1943 году противовоздушная оборона Мурман ского района сбила 140 фашистских самолетов, в том числе 87 — над городом. В дальнейшем, с конца 1943 года, Мурманский порт налетам фашистской авиации почти не подвергался. Наконец, после девятимесячного перерыва, в Мурманский порт начали посту пать суда конвоев. Первыми прибыли 26 ноября 1943 года семь судов конвоя JW-54A, а затем 2—3 декабря шесть судов конвоя JW-54B. В порту снова остро ощутилась нехватка рабочих рук и особенно оперативного персонала. 25 ноября в Мурманск из Москвы прибыл нарком Морфлота П. П. Ширшов и приступил к решению кад ровых вопросов. Он приказал вызвать подготовленных грузчиков из Архангель ска и Владивостока и 55 наиболее квалифицированных работников из самого нар комата. На работу в порту был привлечен весь состав управления Мурманского государственного морского пароходства. Продолжительность рабочего дня груз чиков была установлена 16 часов. К 4 декабря под разгрузкой находились уже все суда. Принятые меры обеспечили не только широкий фронт работ, но и высокую производительность труда. К 15 декабря суда обоих конвоев (караванов) были выгружены и забалластированы, для этого в них грузили по 1500 тонн хромовой руды. После этого они отправились на запад. 20—21 декабря 1943 года в Мурманский порт под выгрузку пришла часть су дов каравана JW-55A (среди них девять — с военными грузами). Остальные суда (среди них семь — с военными грузами) были приняты 22—24 декабря Архангель 49
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz