Елькин, Г. Н. Мурманский морской торговый порт : исторический очерк (1915-1980 гг.) / Г. Н. Елькин. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 123, [4] с. : ил.
повредило грудную клетку и перебило кисти рук. Без признаков жизни ее положи ли в морг, где она пришла в сознание. Восемь месяцев врачи боролись за ее жизнь. Выписавшись из больницы инвалидом, она добилась восстановления на прежнюю работу. На борту судов каравана JW-53, прибывших в Мурманск, было 52 108 тонн грузов, в том числе 21 748 тонн — военных (281 самолет, 309 танков в собранном виде и др.). Расстановка судов по причалам продолжалась до 15 марта, так как еще продолжалась выгрузка судов предшествующего каравана. 9 марта в результате сильнейшего ветра были оторваны от причалов несколько разгружавшихся паро ходов. Часть из них была выброшена на обсушку, часть удерживалась на заливе на якорях. Некоторые суда держались у причала только на носовых или кормовых швартовых. Пароход «Лена» лег на левый борт и затонул. Со складов срывало крыши, склад на причале № 15 опрокинуло. При приливе вода заходила на настил причалов. После того, как утром 10 марта ветер стих, начались работы по поста новке судов к причалам, но уже в полдень началась бомбежка. Фугасными бомба ми был разрушен причал № 14, а в жилгородке несколько строений. 12 марта одна из тяжелых фугасных бомб попала (недалеко от общежития порта) прямо в столо вую. Погибли 16 портовиков и ранено 18. 13 марта бомбами вражеской авиации была разрушена часть стенки причала № 11. Пароход «Лена» взрывной волной сдвинуло на грунт на обсушку, разрушен морской вокзал и склад № 5, занимаемый британской миссией. В трюм британского парохода «Оушен Фридом», стоявшего под выгрузкой, попали две фугасные бомбы. Днище судна было разрушено, корпус дал ряд трещин. Судно носовой частью село на грунт, блокировав подход судов к другому причалу — № 6 . Наиболее интенсивные работы по обработке судов карава на JW-53 были в середине марта. В отдельные дни количество работавших в порту превышало шесть тысяч. Люди непомерно уставали. Переработка грузов в порту велась на полуразрушенных причалах, с поврежденными механизмами. В первых числах апреля разгрузка судов каравана JW-53 в основном была закончена, и уси лия портовиков были переключены на отправку скопившихся грузов железнодо рожным транспортом. К маю 1943 года в Мурманском порту было разрушено (как показывает Б. С. Ро манов в книге «Причалы мужества») 26 складов, 13 производственных помещений, 9 служебных зданий, 6 причалов. За прошедшие неполных два года войны гитле ровская авиация произвела в порту около двух с половиной тысяч разрушений во допровода, канализации, дорог и мостовых, электросети, телефонии, железнодо рожных путей. От зажигательных бомб сгорело большинство жилых домов порта. Было затоплено или выброшено на обсушку в портовых водах 11 пароходов. Ущерб по оценке специальной комиссии составлял по порту более 45 миллионов рублей. 30 марта премьер-министр Англии Уинстон Черчилль информировал Совет ское правительство, что в силу ряда сложившихся у них обстоятельств северные конвои направляться не будут до осени 1943 года. Израненный, полусгоревший, полуразрушенный Мурманский порт снова по лучил неожиданную передышку. Снова активизировались ремонтные и восстано вительные работы. Причалы заделывались деревянными ряжами на деревянном свайном основании. Ремстройконтора порта приступила к строительству нового причала в районе мыса Мишукова и закончила его в рекордно короткие сроки. В конце мая затонувший у причала пароход «Оушен Фридом» был спасателя ми подготовлен к подъему, затем отделен от грунта, отведен буксирами к западно му берегу залива и поставлен на обсушку. К концу июня был поставлен на ровный киль и отведен на обсушку у западного берега залива и пароход «Лена». 48
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz