Елькин, Г. Н. Мурманский морской торговый порт : исторический очерк (1915-1980 гг.) / Г. Н. Елькин. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 123, [4] с. : ил.
3 января 1943 года в Мурманск прибыли восемь судов каравана JW-51B, на борту которых было свыше 30 тысяч тонн разных грузов, другие шесть судов этого каравана принял Архангельский порт (Молотовск — пять судов, Экономия — одно судно). В пути этому каравану пришлось выдержать суровые испытания. Сначала, 28—29 декабря, на расстоянии 200 миль от главной базы Германского флота в Нор вегии он был застигнут сильнейшим штормом. Затем для уничтожения каравана вышла 31 декабря группа немецких кораблей. Она состояла из тяжелого крейсера «Адмирал Хиппер», линкора «Лютцов» и шести эсминцев. Операция носила кодо вое название «Регенбоген» («Радуга») и проводилась по личному приказу Гитлера. В морском бою погибли британские эсминец «Ачейтс», минный заградитель «Брамбл», а эсминец «Онслоу» получил тяжелые повреждения. Однако мужество и высокопрофессиональные действия командиров британских легких кораблей убе регли караван транспортных судов от одиннадцатидюймовых и восьмидюймовых снарядов главного калибра. А подоспевшие британские крейсеры «Шеффилд» и «Ямайка» под командованием контр-адмирала Барнетта потопили один немецкий эсминец, нанесли значительные повреждения «Адмиралу Хипперу» и заставили не мецкое соединение возвратиться в свою базу. Ни одно судно каравана не было по теряно. И когда 4 февраля 1943 года отремонтированный под Мурманском, в Рос те, эсминец «Онслоу» с раненым в бою командиром Шербруком пришел в главную базу британского флота, в Скапа-Флоу, его торжественно встречали все стоявшие там корабли. Провал операции «Регенбоген» привел Гитлера в такую ярость, что командую щий германским флотом гросс-адмирал Э. Редер лишился своего поста. 17 января 1943 года из шотландской бухты Лох-Ю вышел с назначением в Мур манск конвой (караван транспортных судов под охраной соединения боевых ко раблей) под индексом JW-52. Шедший в караване советский пароход «Ванцетти» был атакован южнее острова Медвежий подводной лодкой, которая выпустила по нему две торпеды. Судно сделало резкий поворот, и торпеды прошли мимо. Нахо дившиеся на пароходе артиллеристы и пулеметчики открыли по лодке огонь, после чего она скрылась под водой. Последовавшие затем две атаки немецких самолетов не дали им результата. 27 января все 13 судов каравана благополучно пришли в Мур манск. С судов было снято 50 213 тонн различных грузов, в том числе 16 540 тонн — военных. Среди них — 191 самолет и 168 танков, 5022 тонны боеприпасов и др. Для облегчения выгрузки этого каравана в Мурманск из Архангельска и Молотов- ска были посланы 2050 портовиков и много техники. 19 февраля стали на рейде Кольского залива советские суда «Моссовет» и «Андре Марти» с 3485 тоннами грузов, пришедшие из Исландии без охранения. Их появление вызвало восхищение иностранных моряков. Очередной союзный конвой JW-53 вышел из Лох-Ю 15 февраля 1943 года. В его составе были 28 транспортных судов. Однако шесть судов вернулись из-за жес токого шторма. При переходе потерь транспортных судов не было. 27 февраля 15 судов прибыли под разгрузку в порт Мурманск, а семь судов (пять сухогрузов и два танкера) принял 2 марта Молотовск. С 5 февраля, с улучшением погоды и видимости, немецкая авиация участила бомбардировки Мурманского порта. Сильные бомбардировки, причинявшие раз рушения и вызывавшие жертвы, производились ежедневно с 17 по 21 февраля, а также 27—28 февраля. При взрыве одной из фугасных бомб лебедчица М. И. Вага нова была сбита с ног воздушной волной, но рабочее место на палубе судна не покинула. От взрыва другой фугасной бомбы получила тяжелое ранение. У нее 46
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz