Елькин, Г. Н. Мурманский морской торговый порт : исторический очерк (1915-1980 гг.) / Г. Н. Елькин. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 123, [4] с. : ил.

авиации. 4 июля в Архангельск была направлена первая партия мурманских пор­ товиков, а 8 июля — вторая, общей численностью 2388 человек. В Мурманском порту наступило сравнительное затишье. Оставшийся в нем коллектив, около 1500 человек, сосредоточил усилия в основном на ремонтных и восстановительных ра­ ботах в порту, подготовке жилья к новой зиме, в частности, на рытье землянок. К концу 1942 года положение с кранами в Мурманском порту существенно улуч­ шилось. Осенью 1942 года порт пополнился сразу шестью береговыми кранами, прибывшими из Архангельска. Кроме того, один береговой кран был получен от Северного флота и один — от судоверфи. 15 ноября прибыл в Мурманский порт второй английский пароход-кран — «Эмпайер Элгар». К концу 1942 года крановое хозяйство порта состояло из 20 береговых кранов различных типов общей гру­ зоподъемностью 200 тонн, двух английских пароходов-кранов со стрелами грузо­ подъемностью 50 тонн и парохода «Кама», использовавшегося как плавкран, со стре­ лой грузоподъемностью 35,5 тонны. После трагической судьбы судов каравана PQ-17 и больших потерь судов кара­ вана PQ-18, следовавших в Архангельск, наступил длительный перерыв в отправке конвоев. Спустя три с лишним месяца отправка северных конвоев была возобнов­ лена. Они получили новый литер «JW» (обратные конвои — «RA»). В маршрутах следования этих караванов в северные порты наметилась определенная закономер­ ность: большая часть судов направлялась в Мурманск, меньшая — в Белое море. Так было и с первым караваном серии «JW», имевшем номер JW-51 А. Из 16 судов этого каравана 11 судов прибыло 25 декабря в Мурманский порт, а пять судов — 27—28 декабря 1942 года в Молотовск (Северодвинск). На судах каравана JW-51A, прибывших в Мурманск, находилось продовольствие и военные грузы. В первую оче­ редь под выгрузку поставили те суда, на которых находились взрывчатые вещества. С возобновлением движения караванов участились налеты немецких самоле­ тов на Мурманск. 26 декабря в порту фугасными бомбами были разрушены вновь отстроенный склад № 46, главная водопроводная магистраль, повреждены желез­ нодорожные пути. 28 декабря на порт было сброшено 48 авиабомб, разрушивших ряд строений, включая санитарный склад. Были повреждены многие железнодо­ рожные пути, уничтожен паровоз. Одна из бомб попала во вход в танк-убежище. Были убиты шесть человек и ранены семь. 30 декабря около пяти часов утра к пор­ ту прорвалась группа бомбардировщиков и сбросила 18 фугасных авиабомб и не­ сколько магнитных мин. Разрушениям подверглись слесарный цех, железнодорож­ ные пути, здание портовой милиции и другие строения. При этой бомбардировке получил тяжелое ранение ног главный инженер порта В. В. Басаргин, был убит по­ мощник начальника порта по военному делу Б. Н. Ландо. Завалы разобрали за сутки, а слесарный цех мехмастерских, выполнявший заказ фронта, возобновил работу прямо под открытым небом. 30 декабря при вторичной бомбежке был по­ топлен пароход «Енисей», стоявший у нулевого причала СРЗ пароходства. Его подняли и отвели на обсушку у Дровяного для ремонта. Всего в декабре на порт было 74 налета вражеской авиации, причем все — в темное время суток. С начала войны и до конца 1942 года в северные порты Советского Союза были отправлены союзниками 21 конвой (включая пробный — «Дервиш»). В их составе было 321 транспортное судно (включая танкеры). Из них 20-ти судам пришлось возвратиться из-за повреждений, непогоды, ледовых условий, 54 судна погибли при переходе, 247 судов прибыли в порты назначения — Мурманск, Архангельск (и в его аванпорт Молотовск). 45

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz