Елькин, Г. Н. Мурманский морской торговый порт : исторический очерк (1915-1980 гг.) / Г. Н. Елькин. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 123, [4] с. : ил.
авиации. 4 июля в Архангельск была направлена первая партия мурманских пор товиков, а 8 июля — вторая, общей численностью 2388 человек. В Мурманском порту наступило сравнительное затишье. Оставшийся в нем коллектив, около 1500 человек, сосредоточил усилия в основном на ремонтных и восстановительных ра ботах в порту, подготовке жилья к новой зиме, в частности, на рытье землянок. К концу 1942 года положение с кранами в Мурманском порту существенно улуч шилось. Осенью 1942 года порт пополнился сразу шестью береговыми кранами, прибывшими из Архангельска. Кроме того, один береговой кран был получен от Северного флота и один — от судоверфи. 15 ноября прибыл в Мурманский порт второй английский пароход-кран — «Эмпайер Элгар». К концу 1942 года крановое хозяйство порта состояло из 20 береговых кранов различных типов общей гру зоподъемностью 200 тонн, двух английских пароходов-кранов со стрелами грузо подъемностью 50 тонн и парохода «Кама», использовавшегося как плавкран, со стре лой грузоподъемностью 35,5 тонны. После трагической судьбы судов каравана PQ-17 и больших потерь судов кара вана PQ-18, следовавших в Архангельск, наступил длительный перерыв в отправке конвоев. Спустя три с лишним месяца отправка северных конвоев была возобнов лена. Они получили новый литер «JW» (обратные конвои — «RA»). В маршрутах следования этих караванов в северные порты наметилась определенная закономер ность: большая часть судов направлялась в Мурманск, меньшая — в Белое море. Так было и с первым караваном серии «JW», имевшем номер JW-51 А. Из 16 судов этого каравана 11 судов прибыло 25 декабря в Мурманский порт, а пять судов — 27—28 декабря 1942 года в Молотовск (Северодвинск). На судах каравана JW-51A, прибывших в Мурманск, находилось продовольствие и военные грузы. В первую оче редь под выгрузку поставили те суда, на которых находились взрывчатые вещества. С возобновлением движения караванов участились налеты немецких самоле тов на Мурманск. 26 декабря в порту фугасными бомбами были разрушены вновь отстроенный склад № 46, главная водопроводная магистраль, повреждены желез нодорожные пути. 28 декабря на порт было сброшено 48 авиабомб, разрушивших ряд строений, включая санитарный склад. Были повреждены многие железнодо рожные пути, уничтожен паровоз. Одна из бомб попала во вход в танк-убежище. Были убиты шесть человек и ранены семь. 30 декабря около пяти часов утра к пор ту прорвалась группа бомбардировщиков и сбросила 18 фугасных авиабомб и не сколько магнитных мин. Разрушениям подверглись слесарный цех, железнодорож ные пути, здание портовой милиции и другие строения. При этой бомбардировке получил тяжелое ранение ног главный инженер порта В. В. Басаргин, был убит по мощник начальника порта по военному делу Б. Н. Ландо. Завалы разобрали за сутки, а слесарный цех мехмастерских, выполнявший заказ фронта, возобновил работу прямо под открытым небом. 30 декабря при вторичной бомбежке был по топлен пароход «Енисей», стоявший у нулевого причала СРЗ пароходства. Его подняли и отвели на обсушку у Дровяного для ремонта. Всего в декабре на порт было 74 налета вражеской авиации, причем все — в темное время суток. С начала войны и до конца 1942 года в северные порты Советского Союза были отправлены союзниками 21 конвой (включая пробный — «Дервиш»). В их составе было 321 транспортное судно (включая танкеры). Из них 20-ти судам пришлось возвратиться из-за повреждений, непогоды, ледовых условий, 54 судна погибли при переходе, 247 судов прибыли в порты назначения — Мурманск, Архангельск (и в его аванпорт Молотовск). 45
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz