Елькин, Г. Н. Мурманский морской торговый порт : исторический очерк (1915-1980 гг.) / Г. Н. Елькин. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 123, [4] с. : ил.
В начале июня в порту скопилось наибольшее количество судов за навигацию — около 60. Среди них — 15 советских пароходов, пять поврежденных и оставленных командами иностранных судов, суда каравана PQ-16 и несколько порожних анг лийских транспортов, пришедших из Архангельска. Вся эта армада стояла на яко рях от Дровяного до Полярного, и обслуживание ее было весьма затруднительно. В понедельник, 1 июня, в 18 часов 50 минут при бомбардировке третьего грузо вого района прямым попаданием бомб в носовую часть был потоплен у причала советский пароход «Субботник», при этом погиб судовой машинист. Стоявшая рядом портовая баржа № 1 получила несколько пробоин подводной части. Однако благодаря своевременно принятым мерам со стороны помощника шкипера Само- хвалова баржа осталась наплаву. 3 июня от взрыва в трюме № 5 (происшедшего по неизвестным причинам) зато нул в районе Мишукова пароход США «Стил Уоркер» с остатками невыгруженно- го продовольствия и запчастей. К счастью, до взрыва весь взрывчатый груз (300 тонн тринитротолуола) был выгружен на причал № 15. Не сумев взять город приступом в течение первого года войны, противник ре шил воспользоваться засушливым полярным летом 1942 года и сжечь Мурманск, имевший в основном деревянные дома. Наиболее сильные удары вражеской авиа ции город перенес с 14 по 24 июня и в первых числах июля. 18 июня на Мурманск было сброшено несколько фугасных и 12 тысяч зажигательных бомб. Бомбарди ровка производилась по намеченным площадям с учетом направления ветра. В этот день выгорела половина города (восточная его часть): 800 жилых домов и множе ство промышленных и служебных построек. Были многочисленные жертвы. В море сплошного огня погибли около ста человек только детей и женщин. 22 июня 1942 года были разгружены последние суда каравана PQ-16 и отведе ны в среднее и северное колено залива, за пределы портовых вод. Вскоре суда ушли на запад, и в заливе остались только советские суда, обеспечивавшие внутрибас- сейновые воинские перевозки. В июне 1942 года Мурманский порт успешной рабо той завоевал переходящее Красное знамя ГКО. В этом месяце порт переработал груза больше, чем за любой полный год существования порта. За последние пять месяцев производительность труда в порту выросла в четыре раза. Первое место и переходящее Красное знамя во внутрипортовом соревновании за полугодие удер жала бригада № 54 (бригадир А. А. Попов). Выработка этой бригады в июне 1942 года составила 491% задания. В последующие месяцы ей удалось довести выработ ку до 800%. Трагична судьба транспортных судов конвоя PQ-17, вышедшего 27 июня 1942 года из Рейкьявика. Из 35 транспортных судов погибли от вражеской авиации и подводных лодок 24 судна. И только 11 судов смогли прийти в Архангельск (семь сначала добрались до гаваней Новой Земли). Именно с этим караваном связан подвиг экипажа маленькой подлодки К-21 под командованием Героя Советского Союза капитана 2 ранга Н. А. Лунина. За метив дымы немецкой эскадры, подводная лодка пошла на сближение с нею. Вый дя на курс, лодка погрузилась на глубину, пропустила над собой миноносцы про тивника, а затем пошла в торпедную атаку. Две выпущенные торпеды, нанесли се рьезные повреждения линкору «Адмирал Тирпиц». Он оказался не в состоянии атаковать караван и малым ходом вернулся на базу. Несколько очередных караванов 1942 года (до наступления зимы и появления прочных льдов в Белом море) планировалось разгружать только в Архангельске, который был дальше от фронта, а, следовательно, менее доступным для вражеской 44
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz