Елькин, Г. Н. Мурманский морской торговый порт : исторический очерк (1915-1980 гг.) / Г. Н. Елькин. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 123, [4] с. : ил.

Вдали уже дымились несколько судов, подбитых и зажженных противником. Анг­ лийские команды при первом же попадании покидали свои суда, не предпринимая попыток к их спасению или тушению пожара. “Старый большевик” долго боролся, не имея повреждений. Весь экипаж по бо­ евой тревоге находился на своих местах: у орудий, в машине, на командном мости­ ке, у противопожарных и водоотливных средств. Значительно расстроенный кара­ ван по-прежнему замыкался советским судном “Старый большевик” . Но вот его одновременно атаковало 9 пикирующих бомбардировщиков. Одна из бомб, 46-я по счету, попала в полубак. Осколки сразили находящихся на боевом посту у кор­ мового орудия командора Н. А. Никифоренко, наводчика П. И. Карашманова и трех подносчиков: Г. Ф. Кухаржевского, Т. П. Пискуса, и Н. М. Гаврилова. Воз­ душной волной сбило и контузило капитана И. И. Афанасьева. На полубаке на­ чался пожар. Судну, груженному взрывчатыми веществами, грозила скорая гибель. На палубе находились ящики со снарядами для судовых орудий. Каждая минута была дорога. Героический пример показал помощник капитана по политической части парторг судна К. М. Петровский: он бросился выносить из огня снаряды. За ним метнулся в пламя матрос Б. И. Аказенок, затем подоспели другие члены эки­ пажа. Снарядные ящики были выхвачены из огня. Началась упорная тяжелая борьба с пожаром, часть пожарных средств вышла из строя, так как машинное отделение было повреждено. Тяжелое положение “Старого большевика” было очевидным. Объятый пламе­ нем и окутанный дымом, он был оставлен судами каравана, казалось, на верную гибель. Подошел английский конвойный эсминец и предложил забрать на борт команду, а поврежденное судно потопить. Но капитан отказался от такой услуги, ответив от имени экипажа: “Мы не собираемся хоронить судно” . На эсминец пере­ дали только раненых. Вскоре дымившийся “Старый большевик” остался один. Экипаж, не думая о собственном спасении, всеми силами и средствами боролся за жизнь судна. Машинная команда ремонтировала механизмы. Все остальные ту­ шили огонь и через несколько часов ликвидировали угрозу взрыва. С наступлени­ ем сумерек заработали машины, и судно двинулось к родным берегам следом за караваном. Еще не успела ночная мгла накрыть судно, как над израненным тепло­ ходом показались два немецких самолета. Фашистские летчики собирались добить судно, но попали под огонь уцелевшего орудия, один из них был подбит и упал в море, а второй, дымя и теряя высоту, скрылся за горизонтом. На следующий день теплоход, обгорелый и без трубы, догнал караван. Все транспортные суда и кораб­ ли военного эскорта подняли на мачтах сигналы, приветствуя героический эки­ паж. Командир конвоя поднял на своем судне флагами сигнал “Сделано хорошо” . По прибытии в Мурманск старший командир английского эскорта заявил совет­ скому морскому командованию: “Разрешите передать вам мое личное восхищение, восхищение всего нашего офицерского состава и всех английских моряков герои­ ческими действиями экипажа вашего теплохода “Старый большевик”». В одном из воздушных боев за спасение каравана PQ-16 в Баренцевом море 30 мая погиб известный летчик-североморец дважды Герой Советского Союза Б. Ф. Сафонов. 21 судно каравана PQ-16 30—31 мая прибыло в Мурманск. На их борту была 93 481 тонна различных грузов, в том числе 14 380 тонн — военных (большое коли­ чество танков, боеприпасы, взрывчатые вещества). Девять судов сразу же были поставлены к причалам под разгрузку. Остальные ожидали очереди, некоторые производили дезинсекцию. 42

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz