Елькин, Г. Н. Мурманский морской торговый порт : исторический очерк (1915-1980 гг.) / Г. Н. Елькин. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 123, [4] с. : ил.
бу и портовый надзор. Ликвидировали мурманскую контору Морстроя. Ее сотруд ники перешли работать в порт. На некоторых участках пришлось удлинить про должительность рабочего дня. К работе стали привлекать женщин и подростков. Война возлагала на рабочих и служащих громадную ответственность за вы полнение своих обязанностей, во много раз увеличенных по сравнению с мирным временем. К августу 1941 года значительно ухудшилось снабжение Мурманска продукта ми питания, поэтому в конце месяца была введена система продовольственных и промтоварных карточек. Трудности в работе сопровождались усилением ударов врага с воздуха. Если до этого авиация противника бомбила главным образом су доверфь Мурманрыбы, судоремонтный завод Главсевморпути и нефтехранилище, то начиная с 13 августа, она перенесла главные удары на причалы и склады кабо тажной пристани, которая располагалась между Мурманским СРЗ и территорией рыбного порта, а потом и на центральную часть торгового порта. На каботажной пристани были повреждены подъездные железнодорожные пути, разрушен склад № 4. Прямым попаданием бомбы был разбит пароход «Краснодар», служивший общежитием для рабочих. В центральной части порта были повреждены железно дорожные пути с находившимися на них составами, водопроводные магистрали, электросети, телефонная линия. Разрушения сопровождались людскими жертвами. Портовикам приходилось ликвидировать последствия вражеских бомбардиро вок. Бригады ремонтников немедленно приступали к восстановлению водопрово да, электролиний и телефонной связи. Быстро исправляли железнодорожные пути, разбирали завалы грузов. Тушить пожары помогали военные моряки с боевых ко раблей, стоявших в порту. Чтобы затруднить распознавание с воздуха важных объектов, в порту провели маскировочные работы: многие здания и сооружения покрыли маскировочной окраской. В течение августа 1941 года вражеская авиация совершила 50 налетов на Мур манск, стремясь полностью вывести порт из строя. Однако фашистам не удалось осуществить задуманное, и в сентябре интенсивность налетов несколько снизилась. Воспользовавшись этим, портовики сумели построить участок дороги от лесных причалов к северу для соединения с нижней дорогой, идущей на Росту. Систематические и массированные удары немецкой авиации на морском пути Мурманск—Архангельск и захват противником южного участка Кировской же лезной дороги вынудили Мурманский порт установить коммуникации с портами Белого моря через Кандалакшу, с которой была надежная железнодорожная связь, не контролируемая противником. Для перевозки грузов и войск по этому смешан ному железнодорожно-водному пути Мурманский порт установил тесный контакт с Мурманским отделением железной дороги, а морской порт Кандалакша вошел в подчинение Мурманскому порту на правах приписного пункта. Кандалакшскому порту было передано из Мурманска несколько кранов, а также другое портовое оборудование (штабелеры, транспортеры и т. п.). Налаженная транспортная маги страль позволила приступить в августе 1941 года к эвакуации из Мурманского порта грузов, предназначенных для экспорта, а также для Норильскстроя. 21 августа 1941 года из Хвальфьорда вышел в СССР пробный северный конвой с военными грузами. Конвой носил кодовое название «Дервиш» (или PQ-0). Кара ван в составе семи транспортных судов под эскортом английских военных кораб лей прибыл без потерь в Архангельск 31 августа. Эта дата стала исторической в отношениях между СССР и его союзниками (Англией и США) по войне с фашист ской Германией. .44
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz