Елькин, Г. Н. Мурманский морской торговый порт : исторический очерк (1915-1980 гг.) / Г. Н. Елькин. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 123, [4] с. : ил.

В начале войны гитлеровцы настолько были уверены в скором падении Мурман­ ска, что заблаговременно отпечатали пригласительные билеты для своих высокопо­ ставленных офицеров на банкет в ресторан «Арктика». Но Мурманск выстоял. Почти все жители Мурманска, способные носить оружие, обучались военному делу и были готовы в любой момент выступить на защиту родного города. На фронт ушло 600 работников Мурманского порта. В народное ополчение записалось 250 портовиков, из которых было создано специальное подразделение. Командиром был назначен работник порта Лаврук, а комиссаром — заместитель начальника политотдела МГМП Рябинин. В середине лета, когда усилилось наступление немцев на Мурманск, в городе прошла трудовая мобилизация. Около 4000 человек переправились через Коль­ ский залив на западный берег для сооружения оборонительных рубежей. В первые месяцы войны из Мурманска перевели в другие бассейны 1068 различных специа­ листов, не считая малоквалифицированных работников. Из порта вывезли 14 гру­ зоподъемных кранов и различное другое оборудование, в том числе 44 автомаши­ ны. Работники, оставшиеся в порту, буквально осаждали мобилизационные пунк­ ты и военные комиссариаты, настойчиво требуя призвать их в действующую армию. Среди желающих немедленно отправиться на передовую линию фронта было не­ мало девушек. Ушли на фронт лучшие бригадиры грузчиков: Мялкин, Кочегаров, Кузякин, Банников, Гаврилкин, работники управления порта: Кузнецов, Иванов, Мокеев, Пономаренко, Рябухин, Кривенький и многие другие. Из 700 человек, ос­ тавшихся на работе в порту, многие были негодны к строевой службе. На их долю выпало бесперебойно отправлять фронту воинские грузы, охранять порт, нести службу в подразделениях ПВО и пожарной охраны. Было немало дней, когда все без исключения работники порта выходили на погрузку судов. Люди по несколько суток подряд не уходили с причалов, там же спали и питались вместе с воинскими частями. В первые же месяцы войны работа Мурманского порта достигла небыва­ лого объема: за полтора месяца было погружено и отправлено большое количе­ ство транспортных судов. Интенсивные воинские перевозки показали, что ни расположение, ни пропуск­ ная способность причалов Мурманского порта не отвечают возросшим потребно­ стям. Поэтому возникла необходимость расширить, реконструировать несколько старых причалов и выстроить новые. Строительные работы пришлось развернуть главным образом на западном берегу Кольского залива, на мысе Мишуково. За короткий срок были расширены и капитально отремонтированы причалы Лавна-1, к которым были поставлены понтоны и устроен специальный настил. Севернее мыса Мишукова в июле был выстроен новый, так называемый хлебный причал, а в августе — причалы Лавна-2. В сентябре рядом с хлебным причалом выстроили плавучий санитарный и пять стационарных санитарных причалов, приспособлен­ ных к приему раненых с разнотипных судов. В октябре 1941 года было завершено строительство небольшого нефтяного причала в районе между Угольной базой рыб­ ного порта и причалом № 15 Мурманского порта. Новый нефтяной причал был выстроен также в Пала-губе и сухогрузный — в губе Кислой. Строительные рабо­ ты в таком значительном объеме оперативно выполнены коллективом строитель­ но-ремонтной конторы Мурманского порта под руководством начальника конто­ ры В. Ф. Кузнецова и главного инженера В. В. Басаргина. В конце лета 1941 года все острее стал ощущаться недостаток рабочих рук на мурманских предприятиях морского флота. Пришлось резко сократить штаты ад­ министративно- управленческого аппарата. В порту сократили лоцманскую служ­ 33

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz