Елькин, Г. Н. Мурманский морской торговый порт : исторический очерк (1915-1980 гг.) / Г. Н. Елькин. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 123, [4] с. : ил.

ба четко и быстро согласовывала все принципиальные вопросы с военным комен­ дантом порта и с железнодорожной станцией. Общее партийное собрание порта подробно обсудило создавшееся положение. Одна мысль руководила всеми — в кратчайший срок помочь осуществить переброску войск к границе и тем самым не дать возможности коварному и сильному врагу двинуться на Кольский полуост­ ров. Груженые пароходы немедленно отводили от причалов, чтобы дать место дру­ гим. Из Кольского залива одно за другим выходили суда. Темпы работы на прича­ лах были одинаково высокими и днем и ночью. Первым вышел из Мурманска в пограничный, расположенный на побережье Мотовского залива, пункт Титовку пароход «Енисей». 26 июня он высадил первых солдат воинского соединения и вместе с другими судами продолжал перевозку ре­ зервов, пока к Титовке не подошли войска противника. Последним рейсом 30 июня «Енисей» вывез из Титовки раненых. Налеты немецкой авиации на Мурманский порт показали, что для укрытия людей недостаточно вырытых в первые дни войны примитивных щелей. Коллек­ тив работников под руководством штаба ПВО приступил к сооружению прочных долговременных оборонительных сооружений и укрытий. На территории порта и жилгородка было сооружено 122 укрытия, которые вмещали до 3700 человек. Патриотический порыв широких масс возглавили партийные организации. С 23 по 26 июня 1941 года во всех парторганизациях прошли собрания, на которых обсуждались задачи коммунистов в связи с началом Великой Отечественной вой­ ны. Коммунисты единодушно заявили, что считают себя мобилизованными. Для усиления политической работы решили создать на местах агитучастки. Такие уча­ стки были организованы в Мурманском и Архангельском портах, в Цуморстрое и на Мурманском судоремонтном заводе. 29 июня 1941 года Центральный Комитет партии и Совет Народных Комисса­ ров СССР обратились с директивой к партийным, советским, профсоюзным и ком­ сомольским организациям страны, в которой разъясняли, что цель немецко-фаши- стского нападения — уничтожить советский строй, захватить советские земли, по­ работить народы Советского Союза, ограбить нашу страну, захватить хлеб, нефть, восстановить власть помещиков и капиталистов, что наша страна вступила в смер­ тельную схватку с самым опасным врагом — немецким фашизмом, что в навязан­ ной нам войне с Германией решается вопрос о жизни и смерти Советского государ­ ства. о том — быть народам Советского Союза свободными или порабощенными. Обстановка, сложившаяся в Заполярье, сразу же после вероломного нападения гитлеровской Германии на Советский Союз определила круг задач, которые пред­ стояло решать транспортному флоту. Одна из них состояла в подвозе резервов, боевой техники, боеприпасов, снаряжения и продовольствия для частей Красной Армии и Военно-Морского Флота, оборонявших район Мотовского залива. С ней могли справиться мелкие суда портового флота и рыболовецкие. Наиболее слож­ ная задача, приобретавшая временами общегосударственное значение, состояла в перевозке экспортно-импортных грузов на внешних морских коммуникациях, свя­ зывавших СССР с его союзниками по антигитлеровской коалиции. Кроме того, Северному флоту и портам предстояло регулярно перевозить важнейшие воинские и народнохозяйственные грузы между Кольским заливом и Белым морем, а также по Северному морскому пути. Эти основные задачи, а также множество других, возникавших попутно в условиях военной обстановки, требовали от моряков, пор­ товиков и судоремонтников Северного транспортного флота огромных усилий, вы­ сокой дисциплины и сознательности. 32

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz