Елькин, Г. Н. Мурманский морской торговый порт : исторический очерк (1915-1980 гг.) / Г. Н. Елькин. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 123, [4] с. : ил.

емностью 40 тонн. Кроме того, управление Мурманстройки имело два 10-тонных крана. Из-за низкой пропускной способности Мурманской железной дороги морские коммуникации в условиях мировой войны приобрели для России огромное значе­ ние. Благодаря ледоколам, купленным в Англии, и созданию службы наблюдения за льдами, проводка судов к Архангельску осуществлялась в течение всей зимы 1916/17 года. Германское командование принимало немало усилий, чтобы помешать достав­ ке грузов в северные порты России. Весной 1915 года немцы расставили мины на пути движения судов у Восточного Мурмана и в Горле Белого моря, на которых с открытием навигации подорвались несколько иностранных и русских судов. В июне 1915 года в русских водах появился немецкий вспомогательный крейсер «Метеор». Близ берегов Северной Норвегии находились еще два немецких крейсера — «Бер­ лин» и «Гроссер кюрфюрст». Царское правительство вынуждено было принять ряд мер для обеспечения безопасности судоходства в северных водах. В частности Мор­ ской Генеральный штаб обратился к союзникам с просьбой прислать в Кольский залив боевые корабли для охраны судов и побережья. Английское адмиралтейство направило на Мурман броненосец «Альбермаль», крейсер «Ифигения», базы «Эр- нестен» и «Санинендайль», а также 15 тральщиков, которые на зиму стали на рейде порта. 21 марта 1916 года сюда же прибыл французский крейсер «Шампань». В дальнейшем одни корабли заменялись другими, но присутствие союзного, особен­ но английского, флота стало постоянным. Прибытие значительных военно-морских сил потребовало создания на Мур- мане береговых баз, способных принять и снабдить всем необходимым флотилию с экипажами общей численностью до шести тысяч человек. Для сооружения Коль­ ской военно-морской базы отвели участок берега к югу от Мурманского торгового порта (ныне — территория рыбного порта). К весне 1917 года на Кольской базе были построены: пристань, восемь казарм, пять жилых зданий для командного со­ става, шесть временных бараков для рабочих, лазарет, церковь, арестный дом. На горе Горелой была сооружена радиостанция. К весне 1917 года население города составляло около 12,5 тыс. человек. В том числе (приблизительно): строителей торгового порта — 1тыс.; строителей Кольской базы — 2 тыс.; строителей и эксплуатационников железной дороги — 3 тыс.; груз­ чиков порта и железнодорожной станции — 2,5 тыс.; военнослужащих армии и флота (включая команды судов, зимовавших на Кольском рейде) — 3 тыс.; чиновников, служащих, членов их семей и прочих — 1 тыс. За несколько дней до февральской революции, в ночь на 24 февраля, город был разбужен бедой: горел стоявший в порту пароход «Нигерия», на котором фирма «Р. Мартенс и К0» содержала ночлежки для грузчиков порта. Пылали тесно уста­ новленные в трюмах многоярусные нары. В ту ночь, несмотря на принятые меры, на судне сгорело заживо 58 человек. Еще один грузчик умер позднее в больнице от полученных ожогов. Гибель этих 59 портовиков была последним крупным событи­ ем царского времени на Мурмане. Известие о февральской революции пришло на Мурман 2 марта (по старому стилю). Вечером 4 марта у кинематографа состоялся митинг, на котором присутствова­ ло свыше 3000 человек. После принятия приветствия Временному правительству и Петроградскому Совету было возбуждено ходатайство о переименовании Романо- ва-на-Мурмане в город Мурманск, что и было удовлетворено в апреле 1917 года.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz