Елькин, Г. Н. Мурманский морской торговый порт : исторический очерк (1915-1980 гг.) / Г. Н. Елькин. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 123, [4] с. : ил.

Начало строительства Мурманского порта Справа — административный пароход «Мурман» П редложения создать порт на Мурмане и провести к нему железную дорогу подавались царскому правительству с 80-х годов XIX века. Однако толчком к сооружению порта в Кольском заливе послужила начавшаяся в 1914 году мировая война. Россия, не подготовленная к войне, остро нуждалась в вооружении и боеприпасах. Их должны были закупить на большие суммы в США, Англии, Фран­ ции, Швеции и других странах. Доступ к балтийским портам России закрыли нем­ цы, а к черноморским — турки. Владивосток находился слишком далеко от театра военных действий. Архангельский порт — самый удобный для связи с союзника­ ми — функционировал лишь семь месяцев в году. Наилучшим местом для строительства порта был признан участок на восточ­ ном берегу южного колена Кольского залива, известный под названием «Семенов­ ское». Место это (Семеновская бухта) удобно тем, что защищено от океанских волн и ветров. Ширина залива достаточна для маневрирования и стоянки большого количе­ ства судов. Воды залива почти никогда не замерзают. Тонкий лед, образующийся в отдель­ ные суровые зимы, препятствий для судоходства не представляет. Длинная (около 10 километров) пологая береговая полоса с ровной, прилегающей к ней площадью, позволяла в будущем расти порту на север и юг. Выбор места для порта был утвержден 21 февраля 1915 года. 10 февраля 1915 года состоялось решение совета министров о выделении первого кредита на строи­ тельство Мурманской железной дороги (Петрозаводск — Семеновское). 16 мая 1915 года отпустили необходимые ассигнования для строительства железной дороги непосредственно на Кольском полуострове (линия Кандалакша — Семеновское). Первая партия строителей (артель плотников) ведомства путей сообщения при­ была к месту сооружения порта 3 апреля 1915 года. К лету 1915 года артель соору­ дила восемь бараков, предназначенных для строителей северного участка Мурман­ ской железной дороги. Так зародился поселок близ будущей железнодорожной станции Мурман. 13

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz