Елькин, Г. Н. Мурманский морской торговый порт : исторический очерк (1915-1980 гг.) / Г. Н. Елькин. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 123, [4] с. : ил.

В 1975 году коллектив рационализаторов порта насчитывал 250 человек. Луч­ шими рационализаторами порта были В. С. Синицын — слесарь 1-го грузового района, Ф. П. Ловдин — старший механик портового флота, В. А. Козырев — сле­ сарь 1-го грузового района, В. Н. Афанасьев — старший механик портового флота, А. П. Строганов — главный диспетчер порта, И. Н. Баранов — сменный механик 1-го грузового района, Г. Н. Белан — слесарь портовых мастерских. А. Д. Абрамов — групповой механик 2-го грузового района, И. И. Юреско — старший механик 1-го грузового района и многие другие. Рационализатор порта — слесарь-ремонтник В. С. Синицын за годы IX пяти­ летки подал 82 рационализаторских предложения. Все они были внедрены в произ­ водство. Решением президиума областного совета ВОИР и президиума областного комитета профсоюза В. С. Синицыну присвоено звание «Лучший рационализатор Мурманской области по итогам IX пятилетки». С 25 сентября 1975 года старая разгрузочная галерея, предназначавшаяся для вагонов-хопперов, требовавших после разгрузки ручной зачистки, была законсер­ вирована. Апатитовый концентрат стал подаваться в порт исключительно в новую разгрузочную галерею — вагонами с подымающимся кузовом, так как их стало достаточно. В новой разгрузочной галерее вагоны безостановочно прокатывают­ ся локомотивом через специальную разгрузочную эстакаду. В процессе прокатки кузов вагона подымается, люки у кузова открываются, и груз самостоятельно ссы­ пается через решетку пола в бункера, а из них поступает на транспортерные линии. Использование указанной разгрузочной галереи и вагонов с подымающимся кузо­ вом не только резко увеличило производительность перегрузки, но и полностью исключило ручной труд. За участие в создании и внедрении этого технологическо­ го автоматизированного комплекса по перегрузке апатитового концентрата пяти работникам М урманского морского торгового порта — В. М. Колотневу, Г. Ц. Герасуну, А. Д. Абрамову, С. И. Вдовину, В. Ф. Копалину — постановлением ЦК КПСС и СМ СССР присуждена Государственная премия СССР. С 1 июля 1976 года загрузка судов апатитовым концентратом производится у причала № 16. Старый разгрузочный комплекс (разгрузочная галерея для вагонов- хопперов, старые погрузочные машины причала № 15) по решению Министерства морского флота с 31 мая 1977 года списаны. Причал № 15, использовавшийся до 1 июля 1976 года на перевалке апатитового концентрата, стал эксплуатироваться на перегрузке генеральных грузов, в частности — среднетоннажных контейнеров. В конце декабря 1977 года строительство глубоководного причала № 20 было закончено полностью. Его длина составила 175 м. Введены в эксплуатацию также 135 м причала № 21. Велись работы по строительству причала № 22 длиной 190 м. Причал № 20 мог принимать суда грузоподъемностью свыше 100 тыс. тонн. В семидесятых годах номенклатура перерабатываемых грузов в порту резко увеличилась. Появились новые грузопотоки: грузы в универсальных контейнерах, включая крупнотоннажные контейнеры международного стандарта ИСО; метал­ локонструкции, оборудование разных видов; тракторы «Беларусь» и прочая ко­ лесная техника, гусеничная техника; алюминий в пакетах, стекло в ящиках, сталь в рулонах, мясо в тушах, фанера в пачках; различные железобетонные изделия и т. д. Возобновился с конца 1973 года грузопоток труб большего диаметра из ФРГ. Появление новых грузопотоков ставит перед портом определенные задачи по изготовлению необходимых грузозахватных приспособлений, разработке техно­ логической документации. К концу 1977 года технологическими картами было ох­ вачено свыше 500 различных грузовариантов. Наряду с разработкой и внедрени­ 104

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz