Елькин, Г. Н. Мурманский морской торговый порт : исторический очерк (1915-1980 гг.) / Г. Н. Елькин. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 123, [4] с. : ил.

97,6%. По портам ММФ уровень комплексной механизации в 1974 году составлял в целом по грузопереработке 90,4%, по лесным грузам — 85,5%, по навалочным — 97,6%, по генеральным — 75,8%. Замена деревянных причалов на железобетонные (металлические), строитель­ ство новых причалов постоянно вызывали в порту изменение специализации при­ чалов и перестановку портальных кранов с причала на причал. В 60—70-х годах в порту по вышеуказанным причинам были произведены десятки перестановок пор­ тальных кранов. Как правило, портальные краны переносились без демонтажа или после демонтажа плавкранами большой грузоподъемности. В пределах одного пирса причалов портальные краны перегонялись своим ходом по дополнительным вре­ менным подкрановым путям. Имел место и перегон портальных кранов на большое расстояние — с одного грузового района на другой. В частности, в 1975 году был осуществлен перегон трех портальных кранов «Сокол» с причала № 4 на новый причал № 19. Расстояние между указанными причалами составляло более километра. Трасса перегона име­ ла много поворотов, пересекала действующие железнодорожные пути, автотранс­ портные дороги и складские площади. Вес крана составлял 241 тонну, высота кра­ на — 47 метров. Перегон осложнялся уклонами территории, к которым портальные краны очень чувствительны. Но наиболее ответственным при перегоне был участок на стыке причалов № 18—19. Здесь свеженасыпанные грунты еще не уплотнились и не ис­ ключалась их просадка под тяжестью многотонных механизмов. Трудности пере­ гона были преодолены, краны были установлены на причал № 19 и приступили к перегрузочным работам. Перегон кранов «Сокол» осуществлялся бригадой Мур­ манского участка управления «Севмормонтаж» под руководством Б. М. Федоро­ ва — отличного специалиста-монтажника, почетного работника морского флота. Под его руководством смонтированы десятки портальных кранов различных мо­ делей. Самоотверженно работал на перегоне этих кранов прораб Мурманского участка управления «Севмормонтаж» В. Р. Прохоров и рабочие-монтажники В. Ю. Вайно, О. Д. Беляков, А. П. Сысоев, Е. И. Зотов, В. Я. Савельев. Хорошо потрудились и портовики — инженеры-механизаторы, электротехники, портовые рабочие. Особенно отличились заместитель бригадира В. П. Зубов, портовые рабо­ чие А. Н. Агеев, В. Н. Шилов, А. Д. Шумигора, В. П. Вячкилев, Н. И. Годорожа. Перегон кранов «Сокол» исключил необходимость их демонтажа и дал большой экономический эффект. Значительных творческих успехов добился коллектив рационализаторов пор­ та за годы IX пятилетки. За этот период портовиками было подано 1273 рациона­ лизаторских предложения, из которых 1168 внедрены. Экономический эффект со­ ставил около полумиллиона рублей. В течение пятилетки показатели рационали­ заторской работы в порту из года в год улучшались. Особенно успешным для рационализаторов и изобретателей был завершающий год IX пятилетки, когда они внесли 260 рационализаторских предложений, из них внедрили — 241. Экономи­ ческий эффект составил — 172 тысячи рублей. Решением президиума областного совета ВОИР и президиума областного комитета профсоюза коллективу Мурман­ ского морского торгового порта по итогам рационализаторской и изобретатель­ ской работы были присуждены звания: «Лучшее предприятие по постановке изоб­ ретательской работы 1975 года», «Лучшее предприятие по постановке изобрета­ тельской работы IX пятилетки». Мурманский морской торговый порт также занял 1 -е место в областном смотре использования изобретений и рационализаторских предложений в народном хозяйстве за 1975 год. 103

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz