Елькин, Г. Н. Мурманский морской торговый порт : исторический очерк (1915-1980 гг.) / Г. Н. Елькин. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 123, [4] с. : ил.

Для вскрытия оптимального варианта на 1973 год, с учетом изменившихся гру­ зопотоков, портом были рассчитаны также несколько вариантов и выбран луч­ ший. Найденные и затем внедренные оптимальные варианты предусматривали сокращение нормы одновременной обработки судов, что в 1972 и 1973 годах по­ зволило по сравнению с 1971 годом работать узким фронтом, т. е. методом концен­ трации сил. Сокращение нормы одновременной обработки судов привело к увели­ чению интенсивности обработки судов, сокращению их стояночного времени и дало большой экономический эффект в целом по порту и транспортным средствам (су­ дам и вагонам). Арктическая навигация 1972 года закончилась еще позднее, чем предыдущая, а именно 27 января 1973 года, когда в порт прибыл из Арктики с ледоколами после­ дний караван судов в составе теплоходов «Памир», «Пушлахта», «Паланга», «Ин­ дигирка», доставивших последнюю партию грузов с Норильского горно-металлур­ гического комбината имени А. П. Завенягина. В 1974 году в Мурманском порту по опыту Ильичевского морского порта была создана первая укрупненная комплексная бригада докеров-механизаторов, кото­ рая начала работать вместо четырех обычных бригад. В начале 1975 года в порту был введен причал № 19 длиной 175 метров, а с начала 1976 года начала эксплуатироваться часть (135 м) другого глубоководного причала — № 20. Указанные причалы были оборудованы высокопроизводитель­ ными портальными кранами «Сокол». Перевалка медно-никелевой руды была пе­ ренесена с причалов № 6 и 7 на причалы № 9 и 10, каменного угля — с причала № 9 на причал № 7, а железорудного концентрата — с причала № 10 на причал № 19. Причал № 6 был закреплен на перевалке генеральных грузов преимущественно экс­ портных, а причал № 20 — на перевалке генеральных грузов, в частности, тяжело­ весов Дудинского направления. У причала № 19, после выполнения дноуглубительных работ, стали обрабаты­ ваться суда грузоподъемностью 50—60 тыс. тонн. Таких крупных судов не мог при­ нимать к причалам крупнейший Ленинградский порт. На 1 января 1976 года в Мурманском торговом порту было 12 механизирован­ ных сухогрузных причалов, находящихся в эксплуатационном состоянии, в том числе 10— универсальных и два — специализированных. Общая длина указанных причалов составляла 1971 м. Кроме того, порт имел два служебно-вспомогатель­ ных причала, один причал — для бункеровки судов жидким топливом и один — пассажирский пирс дальних линий. Было также несколько пассажирских плавпричалов для судов портового флота. Порт имел 54 портальных крана, три плавучих крана, один железнодорожный кран, девять гусеничных и автомобиль­ ных кранов, 94 автопогрузчика и 55 электропогрузчиков различных моделей. Объем грузопереработки, выполненный автопогрузчиками и электропогрузчи­ ками в 1975 году, составил 753,9 тыс. тонно-операций (в 1970 году — 472,5 тыс. тонно-операций). В 1974 году объем грузопереработки в Мурманском торговом порту составил 8,7 млн тонн (в Ленинградском порту — 8,6 млн тонн). В 1975 году объем грузопе­ реработки уменьшился в связи с сокращением грузопотока апатитового концент­ рата и составил 8,2 млн тонн. Продолжает повышаться уровень комплексной механизации грузопереработ­ ки в результате совершенствования технологии перевалки, развития пакетных и контейнерных перевозок. В 1974 году он составил в целом по порту 95,8%, в част­ ности, на генеральных грузах — 68,9%, на лесных — 95,6%, а на навалочных — 102

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz