Елькин, Г. Н. Мурманский морской торговый порт : исторический очерк (1915-1980 гг.) / Г. Н. Елькин. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 123, [4] с. : ил.
ме того, порт имел два служебно-вспомогательных причала, один причал для бунке ровки судов жидким топливом и один пассажирский пирс дальних линий. На 1 января 1971 года в порту было 37 портальных кранов, три плавкрана («Вейли» — грузоподъемностью 90 т, «Вейли» — 34 т, «Блейхерт» — 15 т), семь гусеничных и автомобильных кранов, один железнодорожный кран, 52 автопогрузчика и 50 элек тропогрузчиков. С помощью автопогрузчиков и электропогрузчиков в 1970 году было перегружено 472,5 тысяч тонн различных генеральных грузов. Чистая интен сивность грузовых работ составила 6529 тонн в судо-сутки. Новые задачи, стоящие перед портом, требовали его дальнейшей реконструк ции и расширения, Ленморниипроект разработал технорабочий проект строитель ства причалов № 18—23. Дноуглубительные работы и образование территории согласно проекту были начаты в 1971 году. Продолжали реконструироваться и су ществующие причалы. В частности, в 1971 году были введены в эксплуатацию пос ле реконструкции причалы № 5 и 7, а в 1972 году — причал № 4. По существу они были полностью перестроены — стали иметь металлическую шпунтовую стенку, железобетонный оголовок, анкерные тяги. В порту уделяется большое внимание не только увеличению количества пор тальных кранов, но и замене морально устаревших кранов более совершенными. В 1971 году портом были приобретены четыре первых портальных крана «Сокол» постройки ГДР грузоподъемностью 32— 16 тонн, с вылетом стрелы 32 метра. Мур манский порт явился первым портом в СССР, где эти краны начали эксплуатиро ваться в тяжелом грейферном режиме. Приобретение в 1971— 1972 годах кранов «Сокол» позволило резко увеличить чистую и валовую интенсивность перегрузки экспортного железорудного концентрата. До приобретения и ввода в эксплуата цию кранов «Сокол» с грейферами емкостью 4 м3в порту на перегрузке железоруд ного концентрата использовались краны «Альбрехт-Н» и «Блейхерт» грузоподъ емностью Ют с грейферами емкостью 2,5—2,8 м \ В связи с приобретением кранов «Сокол» и повышением чистой и валовой интенсивности перегрузки аккордная ставка на перевалку железорудного концентрата была с 1 июля 1972 года повышена порту с 48 копеек до 78 копеек за тонну, что дало большой экономический эффект. С марта 1972 года порт перешел на работу в оптимальном режиме, для чего предварительно потребовалось: пересмотреть специализацию причалов; произвести новую расстановку портальных кранов; сделать реконструкцию дозировочной площадки для медно-никелевой руды с повышением пропускной способности железнодорожных весов; увеличить фронт обработки вагонов за счет прокладки железнодорожных путей; расширить благоустроенные складские площади; на перевалке медно-никелевой руды закрепить постоянных крановщиков и складских работников; увеличить количество грузозахватных приспособлений и грузовых поддонов. Под оптимальным режимом работы подразумевается такой вариант работ (сре ди многообразия вариантов), который позволяет освоить грузопотоки в полном объеме при минимальных суммарных затратах по порту и обрабатываемому фло ту в целом. Оптимальный режим работы предусматривает обработку судов с эко номически целесообразной рациональной концентрацией техники и рабочей силы и экономически целесообразное количество одновременно обрабатываемых судов. Для вскрытия оптимального варианта работы при грузопотоках 1972 года Мурманским портом были рассчитаны девять вариантов и выбран лучший. 100
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz