Елькин, Г. Н. Мурманский морской торговый порт : исторический очерк (1915-1980 гг.) / Г. Н. Елькин. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2005. - 123, [4] с. : ил.

родзержинского вагоностроительного завода им. газеты «Правда». В 1966 году Днепродзержинским заводом, по его проекту, строятся специализированные ваго­ ны с подымающимся кузовом. С начала 1967 года в порту для руководителей всех звеньев производства были организованы занятия по общетеоретическим экономическим вопросам, а затем по вопросам конкретной экономики. Эти же вопросы обсуждались на вновь орга­ низованном совете порта и уже существующих советах бригадиров. В 1966 году в порту введен в эксплуатацию после реконструкции причал № 11 — стальной заанкерованный больверк (до этого все причалы были деревянные, с 1966 года строительство деревянных причалов в порту не производится). В 1967 году введен причал № 10, в 1968 году — причал № 9, а в 1969 году — причал № 6. Все указанные причалы по конструкции аналогичны причалу №11. В 1968 году перевалка экспортного железорудного концентрата была перенесе­ на с причала № 6 на новый более глубоководный причал № 10. Интенсивность погрузки железорудного концентрата значительно повысилась. Раньше у причала № 6 крупнотоннажные суда на малую воду приходилось оттягивать от причала из- за недостаточных глубин, и около 30% стояночного времени у судов уходило на простои. В 1965—1967 годах порт пополнился более совершенными портальными кра­ нами «Ганц» грузоподъемностью 5 т с вылетом стрелы 30 м и «Альбрехт-65» — 10—20 т с вылетом стрелы 32 м. Построен сборный металлический склад для ген- грузов, новые бытовые помещения. Хотя с 1967 года жилищное строительство было передано пароходству, порт за счет отчислений от сверхплановой прибыли, на паях с Мурманскморстроем, приступил к возведению 9-этажного 48-квартирного жило­ го дома. 6 ноября 1967 года портовики перешли на пятидневную рабочую неделю. В 1967 году порт обработал 1285 судов. Грузооборот порта составил 6175 ты­ сяч тонн, экономия стояночного времени — 12 тысяч судо-часов, сверхплановая прибыль — 430 тысяч рублей. Вложения в капитальное строительство на 1968 год составили 2 млн 860 тысяч рублей. Эти деньги выделялись на бытовые помещения первого грузового района, кузнечно-сварочный цех механических мастерских, столовую и бытовые помеще­ ния второго грузового района и др. При подведении итогов за первое полугодие 1968 года выяснилось, что резко возросла прибыль — она составила 638 тыс. рублей, повысилась рентабельность, выросли уровень комплексной механизации и производительность труда. Увели­ чилась на 11,5% и заработная плата портовиков. В 1969 году были созданы школы передового опыта, преподавание в которых вели инженер-нормировщик М. С. Силков, лучшие стивидоры В. И. Ефимков, В. А. Орехов и другие. Состоялось открытие вновь построенной туристической базы в живописных окрестностях реки Туломы. Указанная база стала любимым местом отдыха портовиков. В октябре 1970 года строительство второго транспортерного комплекса для перегрузки апатитового концентрата было закончено полностью. Теперь порт для перегрузки апатитового концентрата имел два комплекса. Они включали две раз­ грузочные галереи (одна для вагонов-хопперов, другая — для вагонов с подымаю­ щимся кузовом), два причала (№ 15 и 16) с двумя погрузочными машинами на каж­ дом причале, один крытый склад емкостью на 25 тысяч тонн груза. На перевозке апатитового концентрата с комбината «Апатит» в порт Мурманск работало около 250 вагонов: из них 60% составляли вагоны-хопперы и 40% — вагоны с подымаю- 96

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz