Мурманский морской торговый порт : ист. очерк (1915-1980 гг.) / Г. Н. Елькин. - Мурманск : Мурманское кн. изд-во, 2005. - 123, [4] с. : ил.

В начале 1946 года через порт шли важные импортные грузы для строительства газопровода Саратов—Москва. Переработка этих грузов шла вне очереди и конт­ ролировалась лично А. И. Микояном. Ввиду нехватки грузчиков к работе снова привлекались рабочие и инженерно-технические работники негрузовых подразде­ лений порта. Выработка бригад была довольно низкой; в середине января 1946 года она колебалась в пределах 71—75% сменного задания. Среднемесячная выработка на одного рабочего находилась на уровне 1943 года и составляла 7,5 тонны. Ваго­ ны обрабатывались с простоями. К 15 марта 1946 года порт пополнился 555 груз­ чиками, завербованными в сельской местности. Этому способствовал приказ № 7 Наркомморфлота «О неотложных мероприятиях по обеспечению портов рабочей силой и созданию постоянных кадров портовых рабочих». В 1946 году портом было переработано 725 тысяч тонн различных грузов, в том числе 130 тысяч тонн груза, не связанного с морским грузооборотом. В 1946 году порт не смог добиться рентабель­ ности. Дотация порту составила более 3 миллионов рублей. Не блестяще было в 1946 году и с рационализацией: за год портовики подали всего 12 рацпредложений с годо­ вым эффектом в 12,5 тысяч рублей (меньше, чем за иной месяц в годы войны). На конец 1946 года в порту было всего восемь работающих причалов (№ 9— 15 и каботажный) общей длиной 876 метров, остальные причалы общей длиной 1446 метров были нерабочими из-за плохого технического состояния. На 1 января 1947 года порт имел 11 портальных, пять гусеничных, семь железнодорожных кранов, два автокрана и два плавкрана, имелись также 10 транспортеров, четыре паровоза, 40 железнодорожных вагонов, один углеперегружатель «Ватан», четыре легковых машины, 48 грузовых автомобилей. В первые послевоенные годы за счет ассигнований на капитальный ремонт в порту произведена реконструкция причалов № 1, 4, 5, а затем и причалов № 6, 7 в деревянном исполнении. После капитального ремонта и реконструкции на указан­ ных причалах были установлены портальные краны. Восстановление разрушен­ ных причалов и жилья в основном производилось силами ремстройконторы порта. Однако в скором времени стало ясно, что ремстройконтора не в состоянии освоить большой объем капитального строительства, не говоря уже о полном восстановле­ нии порта, а тем более — о генеральной его реконструкции. В связи с этим в 1949 году на базе ремстройконторы порта была создана самостоятельная специализи­ рованная строительная организация — строительное управление № 7 (позднее — СУ-416, а затем — трест «Мурманскморстрой»), Порт же начал создавать свою новую ремстройконтору. В 1947—1948 годах в порту был осуществлен целый ряд мероприятий, направ­ ленных на повышение производительности труда, экономию средств, увеличение доходов за счет привлечения местных грузов. Направлялись усилия на повышение уровня механизации погрузочно-разгрузочных работ и достижения рентабельности. В порту начали укрупняться бригады грузчиков с таким расчетом, чтобы одна бригада могла обрабатывать одновременно два трюма, а то и все судно. Был подхвачен почин крановщика Мариупольского порта Беспалого — экономить время на каждом цикле крана. Одними из первых поддержали почин крановщики Грядский, Лебедев, Шарапов, Сергеенко, Иванов, Галкин. Постепенно движение за экономию времени охватило всех крановщиков. В 1948 году порт работал гораздо успешнее предыдущих послевоенных. Годовой план был выполнен в первой половине ноября, грузооборот по сравнению с 1947 годом возрос на 9,4%, производительность труда — на 12%. В 1949 году порт добился рентабельной работы и дал прибыль 1 миллион 119 тысяч рублей. Большой движущей силой явилось организованное парткомом 82

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz