Мурманский морской торговый порт : ист. очерк (1915-1980 гг.) / Г. Н. Елькин. - Мурманск : Мурманское кн. изд-во, 2005. - 123, [4] с. : ил.

гие портовые работы. В моменты значительного скопления в порту судов не дос­ тавало грузчиков. В этих случаях на помощь приходило управление тыла, направ­ лявшее на грузовые операции солдат и матросов. Часто военный флот предостав­ лял свои причалы для приема транспортных судов и для размещения грузов. Значительным успехам порта способствовала активная работа местной партий­ ной организации и помощь Мурманского областного комитета партии. Секретарь обкома В. А. Прокофьев (в прошлом моряк) и другие работники обкома хорошо знали специфику работы порта, и это помогало им руководить партийной органи­ зацией, держать связь с коммунистами порта. Когда это было необходимо, по при­ зыву городской партийной организации сотни жителей города приходили на по­ мощь портовикам в разгрузке океанских судов и восстановлении поврежденных причалов. Работу Мурманского, Архангельского (Молотовского) портов в период вой­ ны направляли и регулировали ЦК ВКП(б), Советское правительство и ГКО. Их указаниями руководствовались в своей деятельности народный комиссар морского флота СССР П. П. Ширшов и начальник Главного управления Северного морско­ го пути И. Д. Папанин, который одновременно был уполномоченным Государствен­ ного Комитета Обороны по Северному бассейну. При постановке ответственных задач по перевозке военных и народнохозяйственных грузов, функционированию портов, их реконструкции и механизации принимались меры к тому, чтобы выпол­ нение этих задач обеспечивалось необходимыми силами, материалами и оборудо­ ванием. За годы войны Мурманский порт четырежды обновлял состав грузчиков, ра­ бочих технического обслуживания и оперативно-командного состава. Это застав­ ляло порт своими силами интенсивно готовить специалистов массовых профессий. За ударный труд в годы войны Мурманский порт четыре раза награждался перехо­ дящим Красным знаменем Государственного Комитета Обороны и десять раз — переходящим Красным знаменем Наркомморфлота. После войны (в июле 1945 года) переходящее Красное знамя ГКО было передано порту на вечное хранение. За годы войны многие работники Мурманского порта были награждены орденами и меда­ лями Советского Союза. Более двух тысяч портовиков получили ценные подарки и денежные премии. 215 портовикам было присвоено звание «Почетный работник морского флота». Имена тех, кто вынес на своих плечах все тяготы военного времени, в порту вспоминают с уважением и гордостью. Среди них — Наташа Телепнева, Мария Ваганова, 3. И. Хабаров, А. Н. Копытков, А. К. Рябинин, К. М. Минеев, И. Г. Са- наксыров, В. А. Горб, А. В. Свечихин, А. П. Севериков, Ф. Я. Драгунов, Г. М. Крас­ ногорский, И. С. Тупицын, М. К. Амелин, У. И. Шейн и многие другие. Вечно будут жить в сердцах мурманских портовиков имена героев, отдавших свою жизнь за честь, свободу и независимость нашей Родины, погибших на трудовом посту. В передовой статье газеты «Правда» отмечалось: «...Героическая оборона За­ полярья войдет в историю нашего народа как одна из самых запоминающихся стра­ ниц. Здесь враг был остановлен осенью 1941 года. Здесь находился участок, где врагу в течение войны не удалось перешагнуть линию нашей государственной гра­ ницы». И в этом немалая заслуга прифронтового порта Мурманск, северного порта Архангельск (Молотовск), моряков, судоремонтников, строителей и всех других се­ верян. А северные союзные конвои внесли яркую и героическую страницу в историю Второй мировой войны, в боевое содружество СССР, США и Великобритании. 64

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz