Мурманский морской торговый порт : ист. очерк (1915-1980 гг.) / Г. Н. Елькин. - Мурманск : Мурманское кн. изд-во, 2005. - 123, [4] с. : ил.

штабны. В этом налете на Архангельск участвовало 42 немецких самолета. Кроме фугасных бомб на деревянный в основном город было сброшено около 3000 зажи­ гательных бомб. К тому же бомбардировщики сбрасывали горючую жидкость в баллонах. В результате были разрушены и сгорели 129 зданий, две фабрики, по­ вреждены водопровод, электросети, телефонная связь и др. Много было и челове­ ческих жертв. Ненависть к врагу переполняла наши детские души. Может, подсоз­ нательно это подвигло на то, что спустя несколько лет один мой друг (Н. Савоев) поступил в Сталинградское авиатехническое военное училище, чтобы защищать Родину, другой (А. Малышев) поступил в Челябинское летное военное училище. Осенью 1949 года приехал поступать в Челябинское летное военное училище и я, но мое здоровье не удовлетворило медкомиссию. Тяжело было морякам транспортного флота и военным морякам — участни­ кам северных конвоев. Северный коридор движения конвоев моряки называли хо­ лодным коридором ада. При торпедировании 17 января 1942 года (к северу от Те- риберки) английского эсминца «Матабелла» из экипажа в 200 человек спаслись только двое. Остальные умерли в ледяной воде. По американским источникам, в ходе конвойных операций погибло 2773 моряка. У моего отца был друг Михаил — морской офицер. Когда корабль приходил в Архангельск, Михаил бывал у нас. Моя детская память запечатлела несколько строк из его длинного стихотворения, которое он прочитал отцу: «...Я не поэт. Им не был мой дед. Но не лопух и пока не опух. И не стремлюсь к соломбальской прин­ цессе. Скорей побывать бы в родимой Одессе...». Увы, его скромной мечте не суж­ дено было сбыться. Он тоже погиб в холодных водах Баренцева моря. А сколько всего советских военных моряков погибло в северных морях!.. Не легче было и морякам, обеспечивавшим каботажные и местные перевозки. К концу войны на Северном бассейне не было ни одного советского судна (за ис­ ключением судов портового флота), которое не имело бы повреждений. Многие суда приходилось восстанавливать почти заново. Ог рук немецко-фашистских захватчиков на Севере погибло при исполнении служебного долга 1334 советских моряка транспортного флота, в том числе 139 моряков, работавших в Мурманском порту. Среди беззаветных героев, нашедших свою могилу в водах Северного Ледовитого океана, были такие капитаны и их по­ мощники, как Н. С. Власов, К. А. Кубасов, Л. Н. Сергиевский, Н. И. Храмцов, С. В. Гудин, П. И. Корсетов, 3. А. Элиммелах, В. Н. Эбелинг, С. Ф. Бурых, механи­ ки Н. Г. Бочурко, Ф. Г. Крыжановский, А. П. Максимов и многие другие. Часть северных моряков, попавших в плен при гибели советских судов, была замучена в концентрационных лагерях Германии. Велик список тех советских моряков, кото­ рые получили боевые ранения. За годы войны на Севере погибли 39 советских транспортных судов. Среди них: 10.07.42 — пароход «Вишера», 01.08.42 — пароход «Крестьянин», 24.08.42 — ледо­ кольный пароход «А. Сибиряков», 24.08.42 — пароход «Куйбышев», 13.09.42 — пароход «Сталинград», 13.09.42 — пароход «Сухона», 14.10.42 — пароход «Щорс», 04.11.42 — пароход «Декабрист». 12.08.44 — пароход «Марина Раскова». Большую помощь Мурманскому порту в годы войны оказывало командование Северного военно-морского флота и, в частности, начальник тыла контр-адмирал Н. П. Дубровин. Военные моряки производили подъем транспортных судов, затоп­ ленных у причалов порта. Поврежденные плавсредства порта и грузовые механизмы ремонтировались на судоремонтных базах Северного военно-морского флота. Когда порту не хватало буксирных средств, военные катера и буксиры помога­ ли перешвартовывать транспортные суда, выводили их на рейд и выполняли дру- 62

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz