Мурманский морской торговый порт : ист. очерк (1915-1980 гг.) / Г. Н. Елькин. - Мурманск : Мурманское кн. изд-во, 2005. - 123, [4] с. : ил.
штабны. В этом налете на Архангельск участвовало 42 немецких самолета. Кроме фугасных бомб на деревянный в основном город было сброшено около 3000 зажи гательных бомб. К тому же бомбардировщики сбрасывали горючую жидкость в баллонах. В результате были разрушены и сгорели 129 зданий, две фабрики, по вреждены водопровод, электросети, телефонная связь и др. Много было и челове ческих жертв. Ненависть к врагу переполняла наши детские души. Может, подсоз нательно это подвигло на то, что спустя несколько лет один мой друг (Н. Савоев) поступил в Сталинградское авиатехническое военное училище, чтобы защищать Родину, другой (А. Малышев) поступил в Челябинское летное военное училище. Осенью 1949 года приехал поступать в Челябинское летное военное училище и я, но мое здоровье не удовлетворило медкомиссию. Тяжело было морякам транспортного флота и военным морякам — участни кам северных конвоев. Северный коридор движения конвоев моряки называли хо лодным коридором ада. При торпедировании 17 января 1942 года (к северу от Те- риберки) английского эсминца «Матабелла» из экипажа в 200 человек спаслись только двое. Остальные умерли в ледяной воде. По американским источникам, в ходе конвойных операций погибло 2773 моряка. У моего отца был друг Михаил — морской офицер. Когда корабль приходил в Архангельск, Михаил бывал у нас. Моя детская память запечатлела несколько строк из его длинного стихотворения, которое он прочитал отцу: «...Я не поэт. Им не был мой дед. Но не лопух и пока не опух. И не стремлюсь к соломбальской прин цессе. Скорей побывать бы в родимой Одессе...». Увы, его скромной мечте не суж дено было сбыться. Он тоже погиб в холодных водах Баренцева моря. А сколько всего советских военных моряков погибло в северных морях!.. Не легче было и морякам, обеспечивавшим каботажные и местные перевозки. К концу войны на Северном бассейне не было ни одного советского судна (за ис ключением судов портового флота), которое не имело бы повреждений. Многие суда приходилось восстанавливать почти заново. Ог рук немецко-фашистских захватчиков на Севере погибло при исполнении служебного долга 1334 советских моряка транспортного флота, в том числе 139 моряков, работавших в Мурманском порту. Среди беззаветных героев, нашедших свою могилу в водах Северного Ледовитого океана, были такие капитаны и их по мощники, как Н. С. Власов, К. А. Кубасов, Л. Н. Сергиевский, Н. И. Храмцов, С. В. Гудин, П. И. Корсетов, 3. А. Элиммелах, В. Н. Эбелинг, С. Ф. Бурых, механи ки Н. Г. Бочурко, Ф. Г. Крыжановский, А. П. Максимов и многие другие. Часть северных моряков, попавших в плен при гибели советских судов, была замучена в концентрационных лагерях Германии. Велик список тех советских моряков, кото рые получили боевые ранения. За годы войны на Севере погибли 39 советских транспортных судов. Среди них: 10.07.42 — пароход «Вишера», 01.08.42 — пароход «Крестьянин», 24.08.42 — ледо кольный пароход «А. Сибиряков», 24.08.42 — пароход «Куйбышев», 13.09.42 — пароход «Сталинград», 13.09.42 — пароход «Сухона», 14.10.42 — пароход «Щорс», 04.11.42 — пароход «Декабрист». 12.08.44 — пароход «Марина Раскова». Большую помощь Мурманскому порту в годы войны оказывало командование Северного военно-морского флота и, в частности, начальник тыла контр-адмирал Н. П. Дубровин. Военные моряки производили подъем транспортных судов, затоп ленных у причалов порта. Поврежденные плавсредства порта и грузовые механизмы ремонтировались на судоремонтных базах Северного военно-морского флота. Когда порту не хватало буксирных средств, военные катера и буксиры помога ли перешвартовывать транспортные суда, выводили их на рейд и выполняли дру- 62
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz