Мурманский морской торговый порт : ист. очерк (1915-1980 гг.) / Г. Н. Елькин. - Мурманск : Мурманское кн. изд-во, 2005. - 123, [4] с. : ил.

варов много было дефицитной для СССР продукции: автомобили, паровозы, ва­ гоны, подводные лодки, станки, инструмент и др. Существенное значение имела и поставка продовольствия, когда значительная территория СССР с пахотными зем­ лями была захвачена немецкими оккупантами, а большая часть мужского населе­ ния страны была мобилизована и сражалась на военных фронтах. Кроме разгрузки судов с импортными грузами и отправки грузов союзникам (обратные поставки по соглашению ленд-лиза) Мурманский и Архангельский пор­ ты в годы войны выполнили чрезвычайно важную и большую работу по обработ­ ке отечественных судов, работавших на внутренних коммуникациях Северного бас­ сейна. В частности, они обрабатывали суда, которые снабжали военно-морские базы и пункты, расположенные на побережье и островах Баренцева, Белого и Карского морей, перевозили стройматериалы и строительных рабочих для создания оборо­ нительных сооружений, перевозили воинские части, поставляли им военную тех­ нику и боеприпасы, эвакуировали раненых и больных, а также частично населе­ ние. Порты осуществляли прием воркутинского угля, бункеровали твердым и жид­ ким топливом транспортные суда и ледоколы, выполняли многие другие работы. Всего за годы Великой Отечественной войны портами Северного бассейна вы­ гружено с судов и погружено на суда около семи миллионов тонн различных грузов, большая часть из которых тяжеловесы и длинномеры, требующие особой осторож­ ности и опыта. Большинство грузов, прибывших в Мурманск и Архангельск на судах, затем было перегружено на железнодорожный транспорт и отправлено для нужд тыла и фронтов. Тяжело было городу Мурманску в годы войны, исключительно тяжело было порту. Переработку грузов приходилось вести на полуразрушенных причалах, с поврежденными механизмами, работники плохо питались, ютились в землянках, так как выгоревший город не мог помочь порту жильем. Несмотря на все трудно­ сти, портовики и моряки быстро восстанавливали порт, ремонтировали разрушен­ ные причалы и механизмы, поднимали затопленные суда с грузом, работали в лю­ бую погоду и при бомбардировках. На всем Севере не было предприятия, которое бы подверглось большему разрушению, чем Мурманский порт. Только за период с 22 июня 1941 года по 1 июля 1943 года авиация противника совершила на Мур­ манск 792 воздушных налета. Каждый день первых двух лет войны город выдер­ живал в среднем больше, чем один налет. За весь период войны на город было сбро­ шено 4100 фугасных и 181 ООО зажигательных бомб. Если иметь в виду, что мор­ ской порт с подъездными железнодорожными путями и стоявшими в бухте судами занимал центральное положение в городе, то станет ясно, что основное количество немецких бомб приходилось на долю порта. За годы войны ущерб, причиненный порту только немецкой авиацией, составил 45,6 миллиона рублей, 70% всех склад­ ских, служебных, производственных и жилых помещений порта было уничтожено. Общий же ущерб, нанесенный Мурманску за годы войны, составил 745 миллионов рублей. Беззаветный трудовой героизм работников Мурманского порта восхищал не только советских людей, но и скупых на похвалы иностранцев, видевших Мурманск в годы войны. В американском журнале «Харпере мэгэзин» было написано: «Нуж­ но быть русским, чтобы оставаться здесь... Огромные воронки зияли там, куда упали бомбы, а группы пожилых женщин засыпали их. Только упрямая настойчивость этих женщин поддерживала причалы в состоянии, годном к использованию... Не­ смотря на глубокий снег и жестокий мороз, они вновь приступали к работе, как только кончался налет, и работали даже во время налета, если он не был очень 59

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz