Мурманский морской торговый порт : ист. очерк (1915-1980 гг.) / Г. Н. Елькин. - Мурманск : Мурманское кн. изд-во, 2005. - 123, [4] с. : ил.
Потерь при переходе не было. Часть судов (из них 13 — с военными грузами) прибыли 20 мая в Мурманск, а остальные (среди них 9 — с военными грузами) принял 22 мая Архангельск. После этого конвоя поставка ленд-лизовских грузов северным маршрутом осуществлялась судами свободного плавания и была закон чена к середине июня 1945 года. Движение этих судов на опасных участках под страховывалось военными кораблями, во избежание возможных потерь от сохра нившихся фашистских подводных лодок. Многотысячный коллектив трудящихся Северного морского бассейна, как и весь советский народ, с безграничной радостью встретил долгожданный день побе ды советского народа над фашистской Германией — 9 мая 1945 года. С раннего утра в порту начались стихийные митинги, которые к девяти часам слились в об щий митинг портовиков. Первым на этом митинге выступил секретарь городского комитета ВКП(б) В. А. Сергеев, затем лебедчица порта М. И. Ваганова, бригадиры грузчиков Рязанов, Байрышев, Овчарук, весовщик Коган, начальники грузовых районов Т. А. Александров и П. Г. Воробьев. Из порта все отправились на город ской митинг. С ликованием слушали люди повторявшееся по радио сообщение Пред седателя Государственного Комитета Обороны И. В. Сталина к советскому наро ду, его слова о том, что «вековая борьба славянских народов за свое существование и свою независимость окончилась победой над немецкими захватчиками и немец кой тиранией». С начала Великой Отечественной войны в Советский Союз были отправлены союзниками 40 северных конвоев (включая пробный конвой «Дервиш»). В их со ставе было 812 транспортных судов (включая танкеры). Из них 33-м судам при шлось из-за повреждений, погоды, ледовых условий возвратиться, 59 судов потоп лены при переходе, а 720 судов прибыли в порты назначения — Мурманск, Архан гельск (Молотовск). Союзные караваны, направлявшиеся северным маршрутом в СССР, делали последнюю бункеровку в Рейкьявике (Исландия), там окончательно формировались и строились в походный ордер. Путь их был разделен на две опера ционные зоны: от США и Англии до острова Медвежий караваны охранялись эскортом английских и американских (с 1942 года) кораблей, а от острова Медве жий до Мурманска—Архангельска советскими и английскими кораблями. Север ный маршрут по сравнению с другими основными маршрутами поставки ленд-ли зовских грузов (тихоокеанский и трансиранский) был самым коротким и вместе с тем самым рискованным. После провала блицкрига и поражения под Москвой немецкое командование осознало значение северного маршрута как важнейшей ком муникации, связывавшей СССР с его союзниками. На север были переброшены круп ные соединения флота и авиации, и с весны 1942 года началась планомерная война с союзными конвоями. По отчетным данным Инженерного управления НКВТ общий объем военных грузов, поступивших северным маршрутом от союзников, составил 618,9 тысяч тонн. Из них выгружено в Мурманске 322,9 тысяч тонн и в Архангельске (Молотовске) — 296,0 тысяч тонн. Всего же по северному маршруту за годы войны (по данным гос департамента США) было отправлено в Мурманск и Архангельск (Молотовск) 3964,2 тысячи тонн общехозяйственных и военных грузов, из числа которых фак тически прибыло 3700.0 тысяч тонн, в том числе 2700,0 тысяч тонн — из США, остальные — из Англии. Общий объем полученных от союзников товаров (грузов) составил 4 % от об щего объема промышленной продукции, выработанной в Советском Союзе в пе риод Великой Отечественной войны. Однако среди поставленных союзниками то 58
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz