Мурманский морской торговый порт : ист. очерк (1915-1980 гг.) / Г. Н. Елькин. - Мурманск : Мурманское кн. изд-во, 2005. - 123, [4] с. : ил.
бомбы погиб катер НКВД. Одна из бомб попала в плавкран № 1, который, несмот ря на спасательные работы, затонул. Фугасными бомбами были также разрушены причал № 8, склады № 45, 46, 48, разбиты семь платформ и один вагон с грузами, повреждены железнодорожные пути на причалах № 2, 3, 9. Разрушенное и повреж денное восстановили в течение нескольких дней. В первой половине 1942 года кранов в порту для перегрузки танков и других тяжеловесов остро не хватало. Особенно осложнилось положение с гибелью 23 ап реля 1942 года плавкрана № 1. Из сложной ситуации удалось все же выйти. С аме риканского судна «Вест Чесволд» была снята и передана порту грузовая стрела грузоподъемностью 35,5 тонн. Ее установили на советском пароходе «Кама». В качестве грузовой лебедки приспособили траловую лебедку, снятую с одного из тральщиков. Так появился плавкран «Кама». Следующий караван PQ-15 с 94 327 тонами груза, в том числе 15 707 тонн воен ных грузов, прибыл в Мурманск 5—6 мая в составе 22 пароходов. В караване имел ся британский пароход-кран «Эмпайер Бард», присланный специально для работ в Мурманском порту. Он представлял собой сравнительно небольшое транспортное судно с грузовыми приспособлениями, состоявшими из двух тяжеловесных стрел по 50 тонн каждая, четырех — по 15 тонн и четырех — по 5 тонн. Наличие этого самоходного судна в значительной мере облегчило и ускорило перегрузку тяжело весных грузов. За «Эмпайер Бард» были закреплены постоянные бригады грузчи ков, которые постепенно освоили все оборудование и стали добиваться выполне ния сменных заданий на 300—400%. В связи с прибытием судов каравана бомбардировки порта производились по несколько раз в день. 10 мая на порт было сброшено восемь фугасных бомб. 12 мая 1942 года весовщик Н. В. Куликов и кладовщик порта (инвалид войны) И. С. Тупи- цын предотвратили взрыв чудовищной разрушительной силы на четвертом грузо вом районе. Действуя быстро и слаженно, они потушили пожар в вагоне с тринит ротолуолом. Рядом, у причала № 15, стояло судно США «Байрон Чико» с таким же взрывчатым грузом. 30 мая 1942 года в порт стали прибывать суда каравана PQ-16, отправленного из Исландии 21 мая и подвергшегося по дороге атакам гитлеровской авиации и подлодок, в результате чего было потоплено семь транспортов и торпедирован английский легкий крейсер. Именно в состав PQ-16 входил теплоход «Старый большевик», совершивший подвиг, увенчанный высшими советской и британской наградами. В книге С. Ф. Эдлинского «Северный транспортный флот в Великой Отече ственной войне Советского Союза, 1941—1945 гг.» происшедшее с теплоходом «Ста рый большевик» описано так: «25 мая 1942 года, когда конвой PQ-16 находился в районе острова Ян-Майен, немецкая авиация и подводные лодки начали яростно атаковать. Тяжелее всего пришлось теплоходу “Старый большевик”, следовавшему в хвосте каравана. На блюдатели судна своевременно обнаружили приближение бомбардировщиков, и орудийные расчеты Н. А. Никифоренко и И. М. Шлыкова с носа и кормы теплохо да открыли прицельный огонь по ним. Зенитные пулеметчики 3. Б. Штейнгардт и Н. В. Лобов отражали атаку с ходового мостика. Капитан И. И. Афанасьев так умело маневрировал скоростями и курсом судна, что из сброшенных врагом двух десятков бомб ни одна не попала в цель. При этом “Старый большевик” не откло нился от генерального курса и не отстал от каравана. 27 мая, у острова Медвежий, караван атаковала новая волна бомбардировщи ков и торпедоносцев. Капитан и здесь сумел вовремя отвернуть судно от торпед. 41
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz