Мурманский морской торговый порт : ист. очерк (1915-1980 гг.) / Г. Н. Елькин. - Мурманск : Мурманское кн. изд-во, 2005. - 123, [4] с. : ил.

В начале 1942 года в Мурманском морском торговом порту было пять грузо­ вых районов. Первый район (центральный) имел девять причалов (№ 3—11). Вто­ рой район — три причала (№ 12— 14). Третий район — это каботажная пристань. Четвертый район — причал № 15 (удаленный к северу от города). Пятый район — восточные причалы ковша рыбного порта. Во второй половине 1942 года торгово­ му порту были возвращены военным портом причалы № 1 и 2. С целью обеспече­ ния перевозок для 14-й армии торговый порт выстроил еще один причал у мыса Мишукова. 11— 12 января 1942 года в Мурманск прибыли 10 судов союзных конвоев PQ-7B и PQ-7 с разными грузами в количестве свыше 28 тысяч тонн. 15 января на общем собрании портовики приняли общепортовое социалистическое обязательство 0 досрочной разгрузке каравана, на основе которого заключали договоры на со­ ревнование между районами и сменами. Для контроля и подведения итогов сорев­ нования было избрано общепортовое жюри. Помогли агитаторы порта. Однако из-за сильных морозов, снежных заносов, полного затемнения в период полярной ночи темпы выгрузки были невысокие. Средняя продолжительность выгрузки суд­ на составляла 12 суток. Сказывалась и неквалифицированность вновь прибывших в порт рабочих. В порт прибыли около двух тысяч мобилизованных из Рязанской и пятьсот человек из Архангельской областей. Опытные же работники и часть подъемных механизмов были переброшены из Мурманска в Архангельский порт для обработки первых караванов. 17— 18 января 1942 года в Мурманск прибыл очередной конвой PQ-8 в составе восьми судов, в том числе советского парохода «Старый большевик», английских — «Харматрис», «Бритиш Уоркман», «Дартфорд», «Сауте Гэйт» и панамских — «Эль Альмиранте», «Колд Харбор», «Ларранга». Они доставили 18 732 тонны импорт­ ных грузов, среди них 3307 тонн военных (танки, самолеты, вездеходы, полевой кабель и др.). 20 января эти суда были расставлены по причалам, и началась их выгрузка. К 1февраля 1942 года в порту насчитывалось 153 бригады грузчиков. Общая числен­ ность грузчиков порта составляла 2636 человек. Однако их не хватало. Очередные караваны PQ-9 и PQ-10, объединенные в Рейкьявике, прибыли в Мурманск 10 февраля 1942 года в составе 10 судов. Среди них были четыре совет­ ских судна («Революционер», «Фридрих Энгельс», «Ижора» и «Тбилиси»), Караван привез 29 063 тонны грузов, среди которых 5852 тонны — военных. Выгрузка су­ дов этого каравана прошла более успешно, чем предшествующих. К 23 февраля суда были разгружены. Средняя продолжительность выгрузки судна составила 8,5 суток. 23 февраля прибыл караван PQ-11 в составе 13 судов: двух советских, восьми английских, одного американского, одного панамского и одного гондурасского. Они доставили 32 729 тонн различных грузов. Продолжительность обработки судов этого каравана составила от 12 до 17 суток. Малая пропускная способность железной дороги сдерживала интенсивность грузовых работ. Причалы были пере­ полнены грузами. 12 марта в Мурманский порт прибыл очередной союзный караван PQ-12 в со­ ставе 16 судов, в том числе советских — «Беломорканал», «Киев», «Севзаплес». На судах каравана было 40 267 тонн грузов, в том числе 8169 тонн — военных. Среди них танки, самолеты, боеприпасы и др. Расстановка судов этого каравана затянулась до 21 марта, так как не хватало ни места у причалов, ни буксиров, ни лоцманов. 39

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz