Мурманский морской торговый порт : ист. очерк (1915-1980 гг.) / Г. Н. Елькин. - Мурманск : Мурманское кн. изд-во, 2005. - 123, [4] с. : ил.
Иван Дмитриевич Папанин Выгрузка бочек в Мурманском порту диспетчерские совещания, которые направляли и контролировали подготовку порта к приему судов с импортными грузами. В Мурманск прибыли представители Британ ского министерства военных перевозок для урегулирования всех вопросов, связан ных с движением конвоев. Прибыли также представители Инженерного отдела Наркомата внешней торговли СССР, ответственные за оформление документов на принятие военных грузов и передачу их представителям различных родов войск Красной Армии и Военно-Морского Флота. В начале 1942 года Инженерный отдел был преобразован в Инженерное управление НКВТ СССР. 20 декабря 1941 года под охраной боевых кораблей в Кольский залив вошел первый союзный караван (PQ-6) с грузами из Англии. В составе каравана было и советское судно «Декабрист». На его борту находились первые 111 тонн ленд-ли- зовских военных грузов, большое количество продовольствия и другой груз. Всего 7000 тонн. На остальных судах каравана был исключительно народнохозяйствен ный груз. Декабрь 1941 года внес серьезные изменения в жизнь Мурманского тор гового порта. Теперь через него шло снабжение не только для войск 14-й армии и кораблей Северного военно-морского флота, но и начали поступать военные грузы, необходимые всем фронтам. Прием крупных отечественных и зарубежных судов осложнялся тем, что боль шинство причалов в Мурманском порту не имело достаточных глубин. Выполнять грузовые работы на рейде было трудно из-за недостаточности барж. Большинство из них приходилось использовать на перевозке грузов в Мотовской залив для час тей действующей армии. Очень осложнили работу порта участившиеся в связи с прибытием судов союз ников налеты немецкой авиации, которые не ослабевали в течение всей зимы и вес ны 1942 года. Грузовые работы приходилось выполнять почти под непрерывными бомбардировками с воздуха. Чтобы порт действовал бесперебойно, его работни ки восстанавливали разрушенные причалы и подъездные пути. В течение зимы Мурманский и Архангельский порты работали с исключитель ным напряжением. Но у каждого из них были свои трудности: в Мурманске — вра жеская авиация, в Архангельске — беломорские льды. 36
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz