Мурманский морской торговый порт : ист. очерк (1915-1980 гг.) / Г. Н. Елькин. - Мурманск : Мурманское кн. изд-во, 2005. - 123, [4] с. : ил.
Координация действий транспортного флота на Севере была возложена на упол номоченного ГКО по морским перевозкам И. Д. Папанина, возглавлявшего в то время Главное управление Северного морского пути и хорошо знавшего матери альные и транспортные ресурсы Севера в целом и морского флота в частности. Приближалась тяжелая зимняя пора, которая предвещала Мурманску много трудностей. На регулярный подвоз топлива рассчитывать не приходилось. Порто вики начали собирать лес на обсушках, ломать старые деревянные строения и забо ры, собирать угольные остатки на грузовых площадках. В целях экономии топли ва стали утеплять помещения. В заготовке топлива большую роль сыграл всесоюз ный воскресник, проведенный по предложению Наркомморфлота 28 сентября 1941 года, в котором участвовало 830 мурманских портовиков. С октября после провала второй решительной попытки противника захватить Мурманск вновь возросла интенсивность бомбардировок города и порта. В октяб ре вражеская авиация совершала налеты ежедневно, а в некоторые дни даже по несколько раз. 15 октября самолеты противника сбросили 14 фугасных бомб на территорию порта. Бомбы повредили здание управления, механические мастерские, несколько причалов. С наступлением полярной ночи порт, как и весь город, уси лил светомаскировку. Но редко выпадали дни, в которые над портом не появля лись бы немецкие самолеты, они сбрасывали наряду с фугасными бомбами кассеты с зажигательной смесью. 30 декабря прямым попаданием бомбы было разрушено здание цеха механической мастерской. Коллектив порта самоотверженно участво вал в обороне своего города и родного предприятия. С беззаветным трудолюбием и храбростью портовики отстаивали объекты порта. В конце года начальник пор та приказом объявил благодарность начальнику второго района Александрову, начальнику четвертого района Шарову, диспетчерам Скрылеву и Земскову, груп пе бойцов пожарной охраны, водопроводчикам Куревину и Башклееву. 11 октября 1941 года в Архангельск прибыл второй союзный караван, под ин дексом PQ-1. Он привез тяжелые танки, истребители, противотанковые ружья, пуш ки. боеприпасы. После обработки караван отправился 2 ноября в обратный путь. Очередной караван PQ-2 прибыл в Архангельск 30 октября 1941 года. Его при шлось принимать уже с помощью портовых ледоколов. В связи с ледовыми труд ностями проводки судов в Белом море и ослаблением угрозы захвата Мурманска немцами Государственный Комитет Обороны СССР принял решение задейство вать на обработке северных союзных караванов одновременно два порта — Ар хангельск и Мурманск. Радостное известие о начале разгрома немцев под Москвой в декабре 1941 года совпало с очень важным для портовиков Мурманска сообщением о том, что им предстоит в кратчайший срок подготовить порт к приему из-за границы большого количества советских и союзных судов с импортным ленд-лизовским грузом. По ставка груза в СССР на условиях соглашения ленд-лиза стала проводиться из Анг лии с 6 сентября 1941 года, а из США — с 7 ноября 1941 года (ленд-лиз — от анг лийского слова «lend» — давать взаймы, одалживать и «lease» — сдавать в аренду, внаем). В Мурманск стали прибывать крупные партии грузчиков из других портов страны. Во главе грузовых районов поставили опытных портовых работников. Из Мончегорска и Кандалакши возвратили в Мурманск железнодорожные краны. Монтировались краны, доставленные из южных портов. Начали работать курсы механизаторов. Около 900 портовиков вернулось с оборонных работ. В середине декабря 1941 года в Мурманский порт прибыл штаб уполномочен ного Государственного Комитета Обороны И. Д. Папанина. Начались регулярные 35
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz